Мировые религии: сходство, различие, своеобразие». (9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 г. Иваново
«Мировые религии: сходство, различие, своеобразие».
(Урок МХК, систематизация знаний, 10 класс.)
Прусова Елена Борисовна,
МБОУСОШ №18 г. Иваново,
учитель русского языка,
литературы, МХК,
21.02.63,
28 лет, высшая категория,
раб. 562115
len.prusowa@yandex.ru
Иваново. 2014
Пояснительная записка к уроку.
Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям.
«Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный», - писал А. Моруа. Я помогаю ученикам создать такой мир в своём воображении, твёрдо веря: мир изменится, если каждый из нас будет об этом сначала думать, потом говорить, наконец, действовать Но думать, говорить, творить ребёнок должен сам, поэтому стараюсь вызвать интерес к предмету и предпочитаю использовать на уроке интерактивные методы, стремясь учесть личностные особенности моих учеников. Работы по технологии личностно-ориентированного обучения, исследования приёмов критического мышления, книги А.А. Гина помогают мне в этом.
Материал данного урока МХК можно использовать и для проведения уроков по основам религиозной культуры и светской этики, его достаточно легко упростить, заменить какие-то части на другие. Главное - сохранить уважение к культуре разных народов и желание познавать мир.
Тема: «Мировые религии: сходство, различие, своеобразие». (9 класс)
Цель урока - создать условия для самореализации учащихся в процессе изучения темы, способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи урока -
предметные:
ввести понятие толерантности
систематизировать знания о мировых религиях
метапредметные:
развивать умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, отбирать необходимый на уроке материал
продолжить работу по овладению основными способами мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение)
формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения на
определённую проблему
формировать рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока
способствовать развитию речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке и представление результатов работы групп
личностные:
способствовать принятию мысли о том, что люди разных вероисповеданий могут жить в мире и согласии
развивать коммуникативные умения воспитанников через организацию групповой, коллективной работы на уроке; воспитывать умение прислушиваться к противоположным точкам зрения, тактично высказывать собственное мнение
развивать творческие способности учащихся, побуждать к творчеству
развивать у воспитанников чувство собственного достоинства, способности к преодолению трудностей, умение ориентироваться в социальной среде
Место урока в изучении темы (блока). Последний, обобщающий урок по теме: «Художественная культура Средних веков» (длительность - 2 учебных часа).
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.
Используемое оборудование: учебная презентация, мультимедийная аппаратура, раздаточный материал, стенды (магнитная доска) для размещения полученных результатов работы.
Конспект урока.
Деятельность учителя с указанием номера слайда
Деятельность ученика
Этап 1 Организационный момент – 10 мин.
Цель этапа (учителя):
- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке
- включить учащихся в работу, распределив их на группы
Цель этапа (ученика):
- настроиться на работу
- установить доверительный контакт с педагогом и друг с другом
Деятельность 1. Приветствие учеников.
Учитель приветствует учеников, входящих в класс, предлагая им взять картинку с изображением воздушного шара какого-нибудь цвета (представлено четыре цвета) и занять места в свободном порядке.
Деятельность 1.
Ученики приветствуют учителя, выбирают картинку, занимают места.
Деятельность 2. Формирование рабочих групп.
- Я рада видеть вас, ребята! Наш класс стал выглядеть веселее, благодаря появлению воздушных шариков, а вы стали улыбаться. Каждому человеку приятно видеть вокруг себя что-то яркое, весёлое, а ещё приятнее, наверно, слышать что-то доброе в свой адрес. Подарите, пожалуйста, шарик своему соседу справа со словами: « Я дарю тебе этот шар, потому что »
- А теперь всех, у кого в руках оказался синий шар, я прошу занять места в первой группе, зелёный – во второй, жёлтый – в третьей, красный – в четвёртой.
Деятельность 2.
Дети дарят друг другу шарики, настраиваясь на принятие друг друга.
Пересаживаются в соответствии с цветом шарика.
Этап 2 Мотивация учащихся на работу. Формулирование темы урока – 10 мин.
Цель этапа (учителя):
- вызвать интерес у учащихся к систематизации изученного ранее материала
- раскрыть необходимость изучения данной темы
- мотивировать учащихся на активную работу
- развивать мыслительную и эмоциональную сферу учащихся через применение активных форм ведения занятия
- способствовать развитию умения высказывать собственную позицию по поднятой проблеме
Цель этапа (ученика):
- понять необходимость изучения данной темы
- развивать мыслительную деятельность в ходе анализа услышанной притчи
- эмоционально настроиться на активную работу
- развивать умение высказывать личное мнение
Деятельность 3. Пересказ притчи и её анализ.
- Бывало ли с вами так, что вы вступаете с кем-то в спор, он становится острым, порой кажется даже, что непримиримым, а позднее осознаёте, что спорили напрасно, потому что и вы, и ваши оппоненты говорили, примерно об одном и том же, но по-разному? Позвольте рассказать вам притчу. Подумайте, зачем сегодня на уроке мне захотелось поведать вам её. (Включить проектор.) (Слайд 1) (Приложение 1)
- Итак, почему, как вы думаете, сегодня мне захотелось рассказать эту притчу?
Деятельность 3.
Слушают притчу, отвечают на вопросы учителя:
-Потому что здесь речь идёт о возникновении веры.
- Может, вы хотите сказать, что все религии говорят об одном и том же
- но по-разному, и тогда мы можем сравнить их.
Деятельность 4. Формулирование темы урока.
- Верно. Только сравнивать мы будем не все религии, а те которые относятся к мировым. Назовите их в хронологическом порядке возникновения.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Немного уточним: «Мировые религии: сходство, различие, своеобразие». (Слайд 2)
Запишите эту тему в тетрадь.
Деятельность 4
Отвечают на вопросы:
- Буддизм, христианство, ислам.
- «Мировые религии: общее и различное».
Записывают тему в тетрадь.
Деятельность 5. Проведение игры «Фантазёры».
- Много споров возникает о том, какая же религия самая верная. Представьте: кораблекрушение (Слайд 3)
В живых осталось только три человека, разного вероисповедания: мусульманин, женщина – христианка и мужчина буддийской веры. Прошёл некоторый период относительно спокойной жизни, но вот стали возникать конфликтные ситуации на религиозной почве, причём они стали регулярными и вести к самоуничтожению. Что делать? Как найти выход из сложившейся ситуации, учитывая интересы трёх вероисповеданий?
- Я предлагаю вам сыграть в «Фантазёров». Назовите пять причин применения знаний, умений, навыков по названной выше теме в жизни. (Слайд 4)
Деятельность 5.
Отвечают на вопросы.
- Необходимо соблюдать общечеловеческие нормы.
- Нужно учитывать интересы других.
- Надо знать особенности другой веры, обычаи
Играют в «Фантазёров, пытаясь тем самым обосновать необходимость изучения темы урока:
- Если будешь знать особенности какой-то религии, лучше будешь понимать памятники искусства.
- Не попадёшь в неловкую ситуацию, приехав в другую страну в качестве туриста или на учёбу
- Мы хотим, чтобы уважали наши убеждения, значит, должны уважать убеждения других.
- Представители разных религий будут лучше понимать друг друга, если будут знать особенности той или иной веры.
- Возможно, людям, знающим своеобразие религий, удастся избежать этнических конфликтов и религиозных войн. Ведь все религии учат, действительно, одному – добру
Этап 3 Актуализация знаний – 15 мин.
Цель этапа (учителя):
- через использование педагогической технологии «Пирамидная история» воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся
- оценить уровень подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, мотивировать на активное восприятие нового
- способствовать развитию речи учащихся через представление собственных знаний
- создать ситуацию успеха
Цель этапа (ученика):
- развивать мыслительную деятельность в ходе применения приёма «Пирамидная история»
- воспроизвести основные понятия, изученные ранее, по темам: «Буддизм», «Христианство», «Ислам»
- развивать речь через представление собственных знаний
Деятельность 6. Воспроизведение необходимых знаний через приём «Пирамидная история».
- Вы правы, мировые религии учат добру (в этом одна из причин их распространённости), но учат по-разному. По каким параметрам можно сравнить мировые религии?
- На доске вы видите три пирамиды. Нам нужно написать «пирамидную историю» каждой мировой религии. Группа «синих шариков» работает над жизнеописанием основателей религии. Группа «зелёных шариков» - над географическими вопросами, «жёлтых» - над мировоззренческими. Группа «красных шариков» размышляет над значением религиозных символов.
Чтобы работа ваша была успешнее, я помогу вам, выдав план работы над «пирамидной историей».
(Приложение 2) Не забудьте сделать записи в тетради.
Деятельность 6.
Отвечают на вопросы
(- Можно сравнить религии по символам
- количеству сторонников
- по месту распространения
- по основным законам
- традициям)
и работают над «пирамидной историей» по плану, оформляют её в тетрадь.
Деятельность 7. Проверка задания. Сопоставление полученных результатов. Выяснение общего и различного в наиболее общих положениях каждой из мировых религий.
- Заполните на доске пирамидные блоки, назовите, что общего видите вы и в чём замечаете различия. Сравните ваши записи с теми, которые представлены на экране. (Слайд 5 - 7) (После проверки выключить проектор.)
Деятельность 7.
Представляют результаты работы групп, заполняя блоки пирамид, сверяют свои результаты с материалом, представленным на экране.
Этап 4 Формирование новых групп. Выполнение творческой работы. – 35 мин.
Цель этапа (учителя):
- с помощью пересадки дать возможность учащимся отдохнуть
- создать благоприятную психологическую атмосферу, распределив учащихся на новые группы для дальнейшей работы
- развивать умение устанавливать контакт в новой группе, в новой ситуации
- выяснить творческие предпочтения учащихся и учесть их в дальнейшей работе
- способствовать выполнению творческого задания
- развивать речь учащихся
Цель этапа (ученика):
- отдохнуть, переходя в другую группу
- настроиться на работу в новой группе, установив доверительный контакт друг с другом
- определиться в своих творческих предпочтениях
- выполнить творческую работу
-развивать речь
Деятельность 8. Распределений учащихся по новым группам.
- Вы хорошо помните основные особенности мировых религий. Знаете и о том, что вера в Бога у многих народов отразилась в памятниках культуры и искусства. Через творчество они приближались к Богу, через творчество и мы приблизимся к творцу. У вас есть возможность выбора. Чувствуете в себе склонности к архитектуре – займите стол, где лежат пазлы. Если кто-то ещё не забыл раннее детство, за вторым столом вас ждут куклы и наряды. Умеете красиво писать – займите стол, на котором находятся перья и тушь. Любите литературу – стол, на котором расположены книги.
- Но прежде, чем приступим к работе, я приглашаю вас посетить волшебную лавку. Её изображение - на доске. Возьмите «узелок» (картинка) и напишите, от какого своего качества вы хотели бы сейчас избавиться, узелок поместите в лавку. В обмен возьмите то качество (способность), которое, как вам кажется, пригодится для дальнейшей работы.
Деятельность 8.
Распределяются по новым группам, учитывая индивидуальные склонности.
«Избавляются» от каких-то качеств и «приобретают» новые.
Деятельность 9. Объяснение творческого задания. Подготовка к его выполнению и выполнение. Оказание ученикам помощи в работе.
- Давайте ещё раз обратимся к теме нашего урока: «Мировые религии: сходство, различие, своеобразие».
Как вы думаете, над чем мы уже поработали, а что ждёт нашего внимания?
- Как вы догадались, своеобразие, пожалуй, ярче всего проявляется в творчестве.
Первой группе предстоит из пазлов собрать выдающиеся архитектурные памятники, относящиеся к разным религиям, узнать их, рассказать об их своеобразии (ученикам представлены ступа в Санчи, мавзолей Тадж-Махал, Дмитриевский собор во Владимире).
Ученикам второй группы надо одеть кукол по традициям разных народов и рассказать об особенностях того или иного костюма.
Ребята третьей группы проявят свой талант в каллиграфии. Им предстоит написать на китайском, арабском и древнерусском языках одно и то же слово (счастье), а также рассказать об особенностях письменности разных народов (выдаются образцы).
Четвёртой группе надо найти пословицы разных народов о счастье, сравнить их, подумать, в чём видели счастье представители разного вероисповедания. Самые интересные, на ваш взгляд, нужно будет разместить на пирамидах.
Деятельность 9.
Отвечают на вопрос:
- Уделили внимание сходству, различию. Не говорили ещё о своеобразии.
Выполняют задание.
Деятельность 10. Отдых-пауза. Знакомство с особым видом живописи – марморированием.
(Включить проектор.) (Слайд 8 или видеоролик)
- Предлагаю немного отдохнуть. Давайте посмотрим на экран. Может быть, кто-то из вас захочет проявить свои способности в таком виде живописи, которое называется марморирование. Появилось оно когда-то на Востоке, а сейчас пользуется популярностью во всём мире.
Деятельность 10.
Отдыхая, смотрят видеофильм.
Деятельность 11. Проверка выполнения задания с применением технологичного приёма «Интересная добавка», позволяющего выйти на разные варианты домашнего задания. (Слайды 9 -14)
- Представьте результаты своей работы и разместите их рядом с пирамидой историей буддизма, христианства или ислама. (После выступления каждой группы учитель рассказывает об интересных фактах представленных видов искусства той или иной религии и предлагает варианты домашнего задания.)
Деятельность 11.
Представляют результаты своей работы, размещая их рядом с нужной пирамидой.
Слушают учителя, делая записи в тетради.
Этап 5 Введение понятия толерантность. – 7 мин.
Цель этапа (учителя):
- ввести понятие толерантность, способствовать его восприятию
- способствовать развитию умения высказывать своё мнение
Цель этапа (ученика):
- научиться пользоваться новым понятие
- высказать собственную точку зрения
Деятельность 12. Введение понятия толерантность
- Посмотрите на доску. Каждая мировая религия представлена сейчас ярко, творчески, видна её неповторимость. Но сейчас хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». (Слайд 15) Как вы думаете, что же объединяет людей разной веры?
- Такое поведение называется толерантным. (Слайд 16) Это слово существует во многих языках. Посмотрите на экран, вы увидите, что значение его объясняется по-разному. Выпишите к себе в тетрадь то определение, которое, на ваш взгляд, кажется наиболее необходимым и востребованным для современного мира. Какое бы определение, вы не выбрали, каждое говорит о том, что на Земле ты не один, а значит, учитывать мнения и интересы других людей просто обязан. (Выключить проектор.)
Вспомните о конфликтной ситуации на религиозной почве после кораблекрушения, о ситуации, которая вела к самоуничтожению. Как же, на ваш взгляд, должны были поступить люди, чтобы избежать религиозных конфликтов?
Деятельность 12.
Размышляют вместе с учителем, отвечают на вопросы, записывают определения в тетрадь.
Этап 6 Подведение итогов урока. Рефлексия. – 12 мин.
Цель этапа (учителя):
- развивать рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока и собственных достижений
-способствовать развитию речи учащихся
-настроить на восприятие пожелания
Цель этапа (ученика):
- провести рефлексию результатов урока и своей работы
- развивать речь
- воспринять пожелание учителя
Деятельность 13. Подведение итогов урока через проведение рефлексии «Разговор на бумаге».
- На столы я раскладываю листы ватмана с написанным на каждом из них одним вопросом или началом одного предложения. Вы можете походить по классу, прочитать вопросы и написать на этих листах ответы. Возможны комментарии и уточнения уже записанных суждений. Можно неоднократно подходить к одному и тому же плакату, однако разговаривать друг с другом во время этой работы нельзя. Итак, делимся своими впечатлениями на бумаге.
- А теперь давайте посмотрим, что вы написали и обсудим написанное.
Деятельность 13.
Встают с мест, ходят по классу, заполняют листы ответами на вопросы, замечаниями, комментариями, высказывают впечатления.
Участвуют в коллективном обсуждении написанного.
Деятельность 14. Просмотр видеофильма «Всё оставляет свой след» как напутствие и пожелание учащимся. (Включить проектор.)
- Наше занятие подошло к концу. Я желаю вам быть толерантными людьми, ведь только в содружестве с другими мы можем создавать наше настоящее, а может быть, и будущее. Помните, что каждое ваше неосторожно сказанное слово может глубоко ранить человека, а след от этого ранения останется на всю жизнь. (Слайд 17 или просмотр видеофильма.) (Выключить проектор.)
Деятельность 14.
Смотрят видеофильм.
Информационные ресурсы.
Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учеб. заведений/ Л.Г. Жукова, А.В. Журавский, А.В. Пименов, Н.В. Шабуров.- М.: Дрофа; Наталис, 1997
Восточная мудрость. Пословицы и поговорки народов Средней Азии. М.: Русский раритет, 2002г.
Комарова И. И. За словом в карман.- М.: Игра слов, 2006
Скиба Т. Пословицы и поговорки (Золотая коллекция умных мыслей). М.: Владис, 2011
Притчи М. С. Норбекова. MSN-files.narod.runorbekov-knigi.html
bogochelovek.com.ua
Мультимедийное пособие по курсу «Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока».
Приложение 1
Притча о религиях и учениях.
Однажды несколько человек пришли к одному колодцу и набрали в чистые вёдра чистой воды, а затем понесли её страждущим каждый в своё селение. Люди принесли свои сосуды, чтобы набрать воды, но они забыли их вымыть. В первом селении сосуд был из-под малинового сиропа, в другом из-под рыбы, в третьем из-под вина. Люди, принёсшие воду, предупреждали, что сосуды для воды должны быть чистыми, но жители не обратили внимания на их слова. Водоносы не хотели наливать воду в немытые сосуды, но делать было нечего, ведь они не могли оставить людей умирать от жажды.
Вода, была налита, и, конечно же, приняла вкус того, чем были запачканы сосуды. Жители селений подумали, что вода, которую им принесли, изначально обладала этим вкусом. Однажды они повстречались с жителями других селений, и каждый начал рассказывать о вкусе принесённой воды и её свойствах. Когда они узнали, что вода у них разная, они решили, что она из разных источников. Тут они начали доказывать друг другу, что их вода самая лучшая, и лишь она вправе называться чистой водой. Из-за этого они поссорились, и все стали считать соседей, не почитающих их воду как единственно чистую, врагами.
В своём неведении они не знали, что поклоняются они не самой воде, а вкусу, который они ей придали.
Приложение 2.
План для работы над «пирамидной историей»
Группа «синих шариков»:
Основатель религиозного учения, вехи его биографии.
Время возникновения учения.
Группа «зелёных шариков»:
1. Место возникновения религии.
2. Ареал распространения и географический центр.
Группа «жёлтых шариков»:
Вспомнить главные законы мировых религий.
Сравнить их, найти общее и различное.
Группа «красных шариков»:
Вспомнить главный символический знак каждой религии.
Объяснить значение символов.
Приложение 3.
Возможные вопросы (незаконченные предложения) для «Разговора на бумаге»
1. Сегодня мне стало понятно, что
2. Очень понравилось то, что
3. Я не согласен с мыслью о том, что
4. Побольше бы
5. Хотелось бы узнать о том, как
6. Я сожалею, что
15