Разработка урока по географии (Африка: образ материка)


Технологическая карта урока географии
Авторы, разработчики: Учитель географии Долова Вера Евгеньевна, МБОУ Саваслейская COШ, Кулебакский район
Предмет География. Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы.
УЧЕБНИК; География (.География. Страны и континенты.7 класс: учеб. для общеобразоват учреждений / [ А. И. Алексеев, В.В. Николина, С. И. Болысов и др. ]; под редакцией А. И Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Класс 7 класс
Тип урока Урок изучение нового материала
Технология построения урока технология критического мышления.
Тема Африка: образ материка.
Практическая работа «Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах по 20 в.д.»
Цель познакомиться с особенностями физико-географического положения материка;
Задачи Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях ГП, рельефа, климата и, в общем, природы Африки.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Основные термины, понятия Географическое положение – ГП—материка.
Таблица № 2
Планируемый результат
Предметные умения
Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
ПознавательныеУУД формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Таблица № 3
Организация пространства
Формы работы Ресурсы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Рабочая тетрадь, учебник, атлас
Сайт в интернетеТехнические средства обучения:
Компьютер
МедиапроекторТаблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Вызов Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Тема урока: Африка: образ материка. Практическая работа «Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах по 20 в.д.».
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная:
познакомиться с особенностями физико-географического положения материка и их влиянием на природу материка;
выявить особенности рельефа и климата Африки;
Развивающая:
развитие умений работать с несколькими картами, по типовому плану описания ФГП материка;
развитие умений находить нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого делать соответствующие выводы;
развитие умений самостоятельно отвечать у карты;
Воспитательная
формирование толерантного отношения друг к другу.
Дидактические средства обучения
карты атласа
раздаточный материал
компьютерная и мультимедийная техника
№ Этап урока Время
в мин.
Задача
этапа Деятельность учителя Деятельность
учащихся Методы и приёмы Форма обучения Средства
обучения
Характер познавательно деятельности
1. Орг.момент.
2 Мотивация
учебной деятельности Приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют Настраиваются на деловой ритм Интригующее изложение с последующей постановкой проблемного вопроса Фронтальная Вырезанный из картона контур материка Африки. Рецептивный
2. Целеполагание 2 Целеполагание Провоцирует учащихся, на осознание цели урока: после того как учащиеся их проговорят, подводит итог, показывая соответствующий слайд
Проговаривая, что нужно для решения проблемы, озвучивают цели урока Проблемный Фронтальная Фрагмент электронной презентациирабочая тетрадь
Презентация: АфрикаРецептивный
3. Актуализация
знаний учащихся 3 Ввести в тему урока.
Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний: Какие ассоциации вызывает у вас слово Африка? ГП- географическое положение материка. Для чего нужно знать ГП материка? Каким планом мы пользовались при описании ГП материка Африки? Какими картами при этом пользовались? Для чего? Отвечают на вопросы. Актуализация и систематизация знаний об Африке. Репродуктивный Фронтальная http:// http://900igr.net/zip/geografija/Kontinent-Afrika.html900igr.net/zip/geografija/Kontinent-Afrika.html Конструктивный
4. Изучение нового материала с первичным закреплением знаний
8 1.Знакомство с особенностями ГП материка по типовому плану на стр.88.
Развитие умений ориентироваться по карте у доски
Напоминает, что изучение материка начинается с характеристики ГП, руководствуясь планом . Организует работу учащихся, предлагая озвучить итоги своего результата. Каждый учащийся в паре и выполняет задания плана. Затем один ученик отвечает по карте у доски, остальные внимательно следят за правильностью выполнения задания; за тем делая общий вывод полностью проговаривается одним из сильных учеников вся характеристика ГП материка Создание ситуации самостоятельного выбора решения заданий.
В микрогруппахАтласы, учебники, рабочая тетрадь
Географическое положение Африки
Рельеф АфрикиЧастично-поисковый, репродуктивный
Практическая работа «Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах по 20 в.д. 6 2.Развитие умений работать с картами атласа Нацелить на выполнение практической работы: определить геогр. координаты крайних точек и вычислить протяженность Африки в градусах и километрах по 20 в.д.
Контролирует выполнение работы: проводит беседу по уточнению и конкретизации знаний, организует проверку выполнения задания. Выполняют задания
Репродуктивный. Создание ситуации самостоятельного выбора решения заданий Индивидуальная работа. Атласы, рабочая тетрадь, линейка
Поисковый
4 3.Знакомство со строением земной коры и рельефом Африки Организует работу учащихся с картами и учебником, обращая внимание учащихся на крупные и высокие формы рельефа Африки, на особенности нахождения месторождений полезных ископаемых. Особое внимание уделяет Великому Африканскому разлому. Ученики рассматривают карты и делают выводы о геологическом строении земной коры и рельефе Африки. Рассказ с опорой на карты, презентацию и текст учебника стр. 97. Фронтальная Атласы, учебники Конструктивный
5 4.Знакомство с климатическими поясами Создает проблемную ситуацию: Какие климатообразующие факторы влияют на климат материка? Как и где они особенно проявляются? Свои рассуждения подтвердить примерами на карте. Учащиеся устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Работа с учебником и картами (индивидуально и в паре). Индивидуальная работа Атласы, учебники Конструктивный
7. Закрепление знаний 7 Проверить степень усвоения знаний по теме Организует работу учащихся с применением элементов презентации и карт атласа. Заполняют таблицу «Климатические пояса Африки» Самоконтроль Индивидуальная работа Рабочая тетрадь Реконструктивный
8. Рефлексия 1 Самооценка, самоанализ деятельности Совместно подводит итоги практической деятельности. Сбор тетрадей. Анализируют свою деятельность на уроке Прием «попутный ветер» Рефлексивный
9. Информация о домашнем задании 2 Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выполнения д/з Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания
§25, в контурных картах отметить географические объекты, выделенные в тексте параграфа черным курсивом. Фиксируют домашнее задание Репродуктивный Фронтальная Дневник Рецептивный
Таблица «Климатические пояса Африки»
Климатический пояс Географическое положение Воздушные массы Температура Годовое количество осадков Режим осадков Характеристика климата
января июля Экваториальный Субэкваториальный Тропический Субтропический
1.Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка и протяженность материка в километрах с севера на юг и с запада на восток