Литературное чтение интегрированный урок с предметом самопознание


План урока литературного чтения ,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа – гимназия № 1, г. Шымкент Дата 14.01.2017 г.
ПедагогБайташеваР.Э.Класс4 Д Кол-во уч-ся 37
Тема:В. Гауф«Карлик Нос».
Ценностьистина
Качества говорить правду, говорить только то, что хорошо и необходимо, видеть хорошее в людях, скромность, любознательность.
Цель урока:
Образовательные: Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений., развивать навыки анализа прозаического текста
Развивающие: Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные: Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.; через практику ОЧЦ истина. Ход урока:
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)
Позитивный настрой
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет внутри меня … Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной...... Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо!
Проверка домашнего задания. Задания для групп
1. Инсценирование эпизода
Сцена № 1. На рынке
2. . Беседа по эпизоду из сказки В.Гауфа "Карлик Нос"
-Почему ведьма на рынке обращается именно к Ханне, матери Якоба, а не к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке, у которой есть качественный и разнообразный товар, завидует, что Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.)
-Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой?
-Как реагирует на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя в разных жизненных ситуациях: положительных и отрицательных.)
-Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у себя на службе? (Сколько читателей, столько и мнений: возможно, оставила бы его у себя, так как ей нужны хорошие помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.)
3. Инсценирование второго эпизода
-Давайте посмотрим еще эпизод-сценку и назовем ее "Возвращение ".
Якоб: Здравствуй, матушка, тебе грустно, это ведь я, твой сын!
Ханна: Ступай отсюда, мерзкая уродина, ты за свои проделки не получишь ни гроша. Нечего врать, уродливая обезьяна!
Якоб: Должно быть, Бог лишил ее разума! Как мне довести ее до дома? Посмотрим, узнает ли меня родной отец.
Отец: Господи, кто это пришел?
Якоб: Добрый вечер, мастер, как поживаете?
Отец: Очень плохо. Все валится из рук, старость не за горами. С работой не справляюсь, а помощников нет. Нанять подмастерьев не по карману.
Якоб: Но у вас есть, кажется, сынок, разве он вам не помогает?
Отец: Бог ведает, где он сейчас, семь лет как его украли на рынке. Жена всегда хвалилась им, рассказывая о красоте и ловкости сынишки. Я предупреждал ее: злых людей много, береги сына. Ханна - добрая душа - отпустила с уродливой женщиной сынишку донести товар и с той поры не видела его.
Якоб: Вы говорите, с тех пор прошло семь лет?
Отец: наведывается в город раз в пятьдесят лет, она, похоже, и увела его. Может, вы желаете заказать пару туфель или футляр для своего носа?
Якоб: При чем тут мой нос?
Отец: Я бы непременно заказал футляр, который убережет тебя от всяких неприятностей. Уверен, вы постоянно натыкаетесь им на дверные косяки и повозки.
Якоб: Мастер, а нет ли у вас под рукой зеркала, чтобы мне поглядеть на себя.
Отец: У вас не та внешность, чтобы ею любоваться и смотреться в зеркало. Оставьте меня и ступайте прочь! Через улицу живет цирюльник, у него зеркало в два раза больше вашей головы.
Якоб: Доброе утро, Урбан, окажите любезность, позвольте мне взглянуть на зеркало?
Урбан: Вон оно стоит. Вы самый красивый парнишка. Шея - как у лебедя, руки - как у королевы, а уж носик - курносик, каких свет не видывал! Наверное, вы им гордитесь! Ну да ладно! Ступайте к зеркалу, пусть не говорят люди, что я из зависти не дал собой полюбоваться!
Якоб: Да, моя бедная мать не смогла узнать своего сына. Я стал безобразным карликом, я помню ту встречу с женщиной. Все, что я осудил и осмеял в ней, досталось мне: длинный нос, скрюченные пальцы. Все потешаются надо мной, но ведь старуха испортила только внешность, а изменить душу не смогла. Я думаю и чувствую иначе, стал чуточку умнее, мудрее что ли... Меня не пугает уродство, я стерплю, намного хуже, что меня прогнали собственные родители. Я постараюсь вернуть их любовь и внимание...
4. Беседа по сказке.
- Большое спасибо актерам, давайте разберемся в прочитанном.
- Сколько лет был на службе Якоб и чему там научился?
-Как удалось Якобу бежать с плена?
-Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих?
-Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с сыном? Может этот кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло везде, поэтому с Якобом случилась данная история.)
..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных посочувствовать несчастному человеку".
-Почему на грубость и ехидство цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Лучше проявить терпение, на зло не отвечать злом.)
-Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.)
-Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога?
-Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке?
-Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом?
-Как заканчивается сказка? Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)
Беседа.
Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.
Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.
Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.
Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...
Зло- это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...
-Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.
Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.
Зло (минус) Добро (плюс)
1. Служба у ведьмы
минус: жил без родителей 7 лет в изгнании. плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.
2. Превращение в карлика
минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать. плюс: сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.
3. Встреча с разгневанными родителями
минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс: понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.
4. Служба у герцога
минус: опасения за свою жизнь. плюс: знакомство с гусыней, проверка поварских умений.
5. Избавление от чародейства
минус и плюс: знакомство и прощание со сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.
6. Вывод
Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.
Работа с учебником.(чтение 1-3 абзацев (стр. 32-34 )
- Как вы считаете, почему про некоторых людей говорят, что они излучают тепло?
- Какими качествами обладает такой человек?
- Был ли у вас случай, когда вы почувствовали тепло в душе?
Физминутка-Можно ли такого человека назвать духовно развитым? Почему?
- Как вы считаете, что помогает духовному развитию человека?
На доске появляется запись:
Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их…
Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?
Чья душа в грехе, та и в ответе.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Самолюб никому не люб.
Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
За каждым вечером следует утро.
Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
Язык человека может принести ему славу, и позор.
Жить прожить - не поле перейти.
Один битый двух небитых стоит.
Грамоте учиться - вперед пригодиться.
Просмотр сказки.
Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)
Рефлексия.
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Чем занимались?
- Что нового вы узнали?
- Что надо делать человечеству для сохранениятеплых ,дружеских отношений??
- Заполните стикеры и расположите их под сердечками настроения. Красный цвет- сердце любви и счастья (все понравилось на уроке) , желтый цвет- сердце спокойствия и безразличия (не все понятно, есть вопросы), синий цвет-сердце холодное (не понравился урок)
Домашнее задание.
Подготовить пересказ продолжения сказки В.Гауфа «Карлик Нос».






Рефлексия .
При появлении учителя в классе дисциплина была быстро установлена. В течение занятия ученики вели себя адекватно и не было необходимости делать замечания для восстановления тишины и порядка.
Ученики имели возможность заранее иметь представление о нынешней теме урока благодаря оформлению доски.. Оформление доски заинтриговало учеников еще на перемене, что позволило создать психологическую установку и настрой учащихся к предстоящей активной работе с самого начала урока.
После того как был поставлен интригующий вопрос, который позволил зацепить внимание учеников на весь урок: Ребята, один из известных сказочников А. С.Пушкин сказал, что «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», а также известная пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло», позволили детям поразмышлять об общечеловеческих ценностях. Ребята высказывали свое мнение и были активны на протяжении всего урока.
После проведения психологического настроя «Свет» , детям было предложено высказать свое мнение о том ,что они увидели , представили в это время, судя по высказываниям детей, они были очень позитивно настроены на урок. Им очень понравился данный прием.
 Проверка домашнего задания заняла небольшое количество времени. Все ученики справились с домашним заданием. Вопросов не возникло.Команды очень хорошо справились с заданиями, с интересом показывали сцены из сказки.
Наиболее удачной частью урока , были задания на определение ценностей ,где детям было предложено поразмышлять над понятиями добра и зла, вопрос зафиксировавший внимание учащихся.На уроке царила дружеская атмосфера, легко было выходить на диалог с учениками.
Неудачно на мой взгляд были сформированы группы ,дети спорили и не могли прийти к единому мнению, пришлось выслушивать несколько версий ответов, а это отняло много времени.
Были реализованы цели и задачи урока в полной мере. Было оказано влияние на развитие познавательной активности учащихся. Однако из-за некоторых недочетов, связанных с проверкой домашнего задания, оглашения нового домашнего задания и работы с лирическим текстом, данный урок можно охарактеризовать таким образом: среднее качество урока.