План урока Познания мира, интегрированного с предметом «Самопознание»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГУ ОСШ№10
______________________
«_____» ______2015г.
План урока Познания мира, интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа: КГУ ОСШ №10 Дата: 14.11.2015 Тема: Родина моя. Красота родного края.
Ценность: Праведное поведение Качества: заботливое отношение,прививать чувство патриотизма
Педагог: Кузембаева Лимара Анваровна Класс: 4 «Д» Кол-во уч-ся 26
Цель: расширять представления учащихся о ценности праведного поведения.
Задачи:
- раскрывать значение понятий «родная земля», «малая родина»;
- развивать способности к заботливому отношению родного края как источника любви и вдохновения;
-воспитывать заботливое отношение к природе родного края; прививать чувство патриотизма, гордости за свою страну. Ресурсы: песня Здравствуй столица. Рисунки: герба, флага. Паспорт. Музыка Хрустальная грусть.
Ход урока:
Внешняя интеграция
Позитивный настрой.
Концентрация на Свет .(Методическое руководство для учителя базовый уровень. ННПООЦ Бобек Алматы 2015г.) (упражнение выполняется под тихую музыку) Хрустальная грусть.
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду, и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.
Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Позитивное высказывание(цитата урока).
Нет ничего краше родной земли.
Народная мудрость
- как вы понимаете эту народную мудрость?
Внутренняя интеграция
3 Чтение текста в учебнике «Познание мира» (стр 138-140).Рассказывание текста «Родина моя». Работа по тексту.
По территории Южно-Казахстанской области когда-то пролегал Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культуры и имел несколько ответвлений. Одно проходило через Алтай, Иртыш, Южный Урал, побережье Черного моря и заканчивалось у Средиземного моря.
Второй путь пролегал через Кашгарию, Алатау, побережье Иссык-Куля. Основные караванные пути проходили по цветущим городам юга Казахстана. По Великому Шелковому пути распространялись не только товары, но и культурные ценности, везли свои учения, дорога распространения культуры.
Слову «путь» сопутствует слово «Великий» С чем это связано? Это связано с тем, что он служил как-бы мостом между Востоком и Западом. Этот путь не просто проходил через огромные пространства Азии и Европы, он связывал воедино жизнь и быт, различных народов, населявших их.
Фарфор еще одно чудо Китая. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Они рисовали хризантемы, другие различные цветы, животных. Сегодня трассы автомобильных и железнодорожных дорог совпадают со старинными караванными тропами.
Проекты возрождения Великого шелкового пути вынашиваются правительствами многих государств Азии (и отдельных субъектов России). Правительства спонсируют обучение караванщиков, восстановление исторических памятников. Первые тысячи туристов уже поехали по древним путям.
Как называется поезд, на котором ехали Дуйсенбек со своим сыном Салимом?
— Объясни, почему был так назван поезд?
— Почему отец начал рассказывать сыну о Великом шелковом пути?
4 Рассказывание истории (беседа).
Рассказывание учителем сочинение «Мой край» (из учебника Самопознания).
А. Ерниязова
Мой край
Когда я думаю о родном крае, сразу представляю мой маленький аул на берегу тихой задумчивой речки.
Мне кажется, что на огромной планете Земля мой аул занимает особое место. Представьте его весной, когда наша речка разливается: не видно ни конца, ни края. И ты как будто живешь на берегу огромного моря, в туманной дали которого вот-вот появится белый пароход. Но вода спадает, и река опять входит в свои берега. На бескрайнем степном пространстве зеленеет трава, разноцветным ковром раскинулись белые, красные, желтые тюльпаны. Вдали виднеются небольшие холмы, а я их представляю огромными горами, с которых бежит талая вода. Начинает куковать кукушка, и моя бабушка говорит: «Пришла настоящая весна!».
Стою на берегу реки и иногда радуюсь, иногда огорчаюсь. Спросите: почему?
Как богат и разнообразен мир нашей природы! Это лисицы, корсаки, волки, кабаны, цапли, журавли, гуси, лебеди. В наших краях водятся и чирок-свистунок, и огарка! Мой дядя говорит, что у нас останавливаются даже казарки, возвращаясь с юга. Разве это не радость?
А огорчаюсь я, когда безжалостно вылавливают рыбу, стреляют в птиц и зверей, когда мелеет наша речка.
Всем сердцем мне хочется помочь моему родному краю сохранить его богатство и красоту. Что я могу сегодня сделать для этого? Любить, беречь и приумножать то, что создано природой и руками моих замечательных земляков.
Вопросы:
- Как девочка описывает совой родной аул?
- С чем сравнивает она свой маленький аул?
- Чем примечателен описанный в сочинении край?
- Что можно сделать, чтобы родная земля стала краше?
- Почему родной край дорог сердцу человека?
5 Побеседуем
А есть ли у нас в школе большой Флаг нашей Республики? Где он находиться?
- Почему Государственный Флаг нашей Республики такого цвета? Что хотели рассказать нам эти краски о нашей Родине?
- Конечно же, наш Государственный Флаг красивого голубого цвета, чистого как небо над нашими головами, на котором сияет яркое солнышко, а в небе парит орел. Когда мы высоко поднимаем наш флаг, все люди, которые видят его, узнают о том, что мы – представители Казахстана.
- Я хочу показать вам очень важный документ (учитель показывает паспорт). Обратите, пожалуйста, внимание: вот этот небольшой документ показывает, что я являюсь гражданином РК. А документом он называется потому, что в нем заложена очень важная информация: фамилия, имя, отчество человека, дата его рождения, национальность. Его вы все получите, кода станете большими. С таким документа человек не должен расставаться!
- А какие документы есть у вас?
- А теперь давайте вместе посмотрим на документ. Что на нем изображено?
Молодцы! Действительно, изображен Герб нашей Родины.
- А знаете, зачем люди издавна придумали герб? (ответы). Действительно, герб нужен для того, что бы по нему узнать государство.
- Как сказать на казахском языке Герб?
- Правильно – Елтанба. Давайте посмотрим, что нарисовано на нашем Гербе. (Организуется беседа по символам изображенным на гербе).
6 Групповое пение
Текст песни Мусалимов Серик - Здравствуй, столица, ты вольная птица.
Припев: Здравствуй, столица, ты вольная птица - это Астана. Здравствуй, Медеу, горы тянутся к небу - это Алмата. Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа – это Караганда. Здравствуй, страна – это мой Казахстан здесь моя земля.
7 Домашнее задание
В тетрадях по самопознанию стр. 75 № 4.
8 Заключительная минута тишины.
Под музыку дети мысленно желают добро всем своим родным, близким, друзьям и с кем в ссоре. Вспоминают все хорошее, о чем говорили на уроке. Внутренне успокоились.
Спасибо за урок!