Детальная рефлексия по одному уроку из серии 4 уроков
Детальная рефлексия по одному уроку из серии 4 уроков
Учитель Куприянова Н.Ю.
Урок английского языка в 9 классе. Тема урока «Музыка в моей жизни». Цель урока: 1)интеграция 7 модулей в мою практику, 2)отработка лексического материала по теме «Музыка». Задачи: 1)вырабатывать логическое мышление, умение сопоставлять, выражать своё мнение, давать оценку; 2)учить учащихся делать сообщения по истории рок-музыки, разбираться в её направлениях, 3)воспитывать музыкальный вкус. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: фотографии, записи песен. Думаю, что данная тема соответствует возрастным особенностям девятиклассников, интересна для них: все они слушают музыку, обладают определённым музыкальным вкусом, некоторые имеют своих кумиров. Работая над планом урока, старалась продумать этапы урока, которые логично были бы связаны один с другим, постепенно вводили бы новую тему, а итоговая работа должна была проверить уровень усвоения нового материала. Так как оценивание для обучения я проводила на каждом уроке, а данный урок был последним из четырёх уроков, то я решила провести ОдО и ОО в виде контрольной работы и рефлексии в конце урока.
Практика подходила к концу, и, анализируя предыдущие уроки, я видела, что ученик А. пропустил первые уроки и оставался пассивным на уроке. Девочки, почти все, чувствовали себя увереннее в групповой работе, выступали в роли спикеров, Диана и Света умеют хорошо организовать работу в группе. Они это делают чётко и уверенно, но этому нужно учиться и другим, в том числе и мальчикам. Ученики не всегда ещё могут критически оценить работу своих одноклассников, назвать 2 звезды и 1 пожелание. Только некоторые учащиеся обладают некоторыми навыками критического мышления, и эти навыки необходимо развивать и совершенствовать у всех. Ученица Д. по- прежнему не всегда готова к урокам. В этом году девятиклассники сдают ВОУД, и повторение грамматики - важный этап урока. Во время рефлексии на стикерах ребята написали, что на выполнение некоторых видов работ недостаточно было времени. Думаю, что необходимо продумать не только задания, но и организацию их выполнения. И я, и ребята заметили, что, если урок начинается с тренинга, то начало урока создаёт положительный эмоциональный настрой на весь урок. Я это почувствовала во время первого этапа наших курсов, а теперь хочу ввести в постоянную практику на каждом уроке. Все эти вопросы мне необходимо было учесть во время планирования и проведения данного урока.
Первый этап урока. Тренинг «This is my Friend». Ученики берутся за руки и говорят о своём соседе: имя, одна черта характер, увлечение (знают из предыдущих уроков). Это создаёт атмосферу доверия, взаимной симпатии, активизирует английскую речь. Хотя неподготовленная речь из трёх предложений вызывает некоторое затруднение и смущение ребят, они справляются с этим заданием. Артёму и Саше составить фразы помогают ребята. Раньше я говорила, а ребята повторяли. Теперь моя помощь не требовалась.
Проверка домашнего задания
Второй этап. Ребята делятся на группы по английской считалке. Проверка домашнего задания. Задание было дифференцированным.1)Сначала проверяется задание в учебнике: прочитать рассказы девочки и её бабушки о музыке, затем продолжить предложения в соответствии с текстами, сравнить 2 мнения, заполнить таблицу. В группе обсуждаются ответы, дополняются другими учащимися. В первой группе и Жанна, и Артём выполнили задания, но Артём допустил ошибки в двух предложениях, Света и Диана исправили их, причём Диана объяснила: это Present Simple Passive.
2)Письменное задание: написать эссе. Вика, Света, Юля прочитали свои мини-сочинения в группах. Ребята оценивали по 3 критериям: логичность изложения, правильность построения предложений, соответствие содержания теме, объём сочинения-60 слов. На слух ещё сложно ребятам определять ошибки, но некоторые ребята пытаются анализировать работы. Обязательно продолжу работу по критериальному оцениванию: это организует учеников, активизирует внимание. Орфографические ошибки я проанализирую при проверке тетрадей.
Третий этап. Введение в тему урока. Ученики делятся на группы: собирают из частей картинку с изображением музыкальных инструментов (гитара, пианино, домбра). Затем ребята читают стихотворение, определяют главную мысль и называют тему урока. На этапе вызова ребята быстро справляются с заданием, так как этот вид работы им уже знаком.
Презентация «Моя любимая поп-группа» «My favourite pop-group». Эту работу выполнили 2 ученицы Вика и Рита. У Риты не просто собран иллюстративный материал о любимой группе, но и хороший текстовый материал, содержащий много информации на английском языке. Рита уже второй год серьёзно занимается языками, у неё чувствуется прогресс, думаю, что творческие задания помогают ей совершенствовать языковые навыки, самостоятельно планировать свою работу, повышают её мотивацию.
4 этап. Новая тема. «Музыка в моей жизни». 1)Беседа в режиме «учитель-ученик», «ученик-ученик». Сначала я задаю ребятам вопросы, потом ребята составляют вопросы для другой группы: Любите ли вы слушать музыку? Когда вы слушаете музыку? Есть ли у вас любимый певец (группа, композитор)? Какой музыкальный жанр вам нравится? Почему? Как вы думаете, все ли хиты остаются в истории музыки? Что такое «песни-однодневки»? побуждаю ребят формулировать вопросы низкого (это проще для ребят) и высокого порядка (эти вопросы сложнее не только сформулировать, но и ответить на них). Малый лексический запас и недостаточная практика – причины затруднений ребят, но практика 4 уроков убедила меня, что в правильно организованной группе обязательно будет несколько ребят, которые смогут выполнить задания, а это поможет и остальным приобрести новые знания. Сложности, которые возникли на первом уроке: в группу из 3 человек вошли ребята, которые или не могли самостоятельно работать, или были с низким уровнем знаний, показали, что, несмотря на случайный характер деления на группы (считалки, открытки, счёт 1,2,3), мне следует ненавязчиво корректировать состав групп. Работая в группе, более сильные в образовательном плане ребята помогают учащимся, испытывающим затруднения, «понять требования, предъявляемые образовательной задачей; разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи, выбирать стратегии, наиболее подходящие для решения конкретной задачи». (Программа, с.61.) Если на первых уроках я сама давала план работы над выполнением задания, то теперь я наблюдала, как это делают ребята в группах. В двух группах учащиеся справлялись сами, а в третьей потребовалась моя помощь в начале, затем ребята работали самостоятельно. Много вопросов было простых, но 3 вопроса были высокого порядка и это ребята отметили. Это был первый успех.
Подготовка сообщения о музыкальном жанре
2)Работа с новой информацией. Учащиеся выбирают музыкальное направление и работают в группе с новой информацией: «jazz», «pop», «classical». Задание: ознакомиться с новой информацией, определить главное и обсудить в группе, привести примеры из своего опыта
(например, авторы, названия песен, имена исполнителей), сформулировать своё мнение о данном направлении в музыке, аргументировать его. Познакомить с изученной информацией учащихся из другой группы. Формирование критического мышления - процесс сложный, но эти навыки помогают ученикам осознанно участвовать в процессе обучения. Через участие в диалоге, в обсуждении и аргументации в исследовательской форме, учащиеся « должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые помогут им участвовать в более широких коммуникативных процессах» (Руководство для учителя, с.156).
3) По методу Джиксо ребята в смешанных группах рассказывают о «своих» музыкальных направлениях. Планируя этот метод, я вспоминала нашу работу на первом этапе курсов, когда мы работали над темой «Традиции и обычаи Казахстана». Считаю, что огромное достоинство этих курсов в том, что нам не давали готовых рецептов, мы должны были пропустить каждую новую форму, каждый модуль через себя, найти ответы на возникающие вопросы. Я знала, что данная форма работы требует много времени, опыта у ребят ещё мало, поэтому для анализа я подготовила информационный материал, на который они могли бы опираться. Учащиеся уже достаточно комфортно чувствуют себя при работе в группе. Наблюдатели следят за работой в группах, оценивают её по критериям. Света, Вика, Диана как лидеры помогают ребятам составить «речь». Ученики только иногда обращаются ко мне, если не могут перевести слово или не понимают смысл предложения, как ни странно это звучит, но это указывает на то, что ребята продуктивно работают и переживают за результат коллективной работы, а это уже неплохой показатель изменения в обучении. Я теперь уверена, что групповая работа стимулирует ребят, повышает их самооценку, при этом осуществляется процесс обучения обучению. Но есть и другая сторона: учащиеся В.и С. ждали, когда ребята всё обсудят и напишут для них выступление. Я подходила к группе, задавала этим ребятам простые вопросы, чтобы они обратились к тексту, и это «заставило» их самим «добывать знания. Понимаю, научить ребят работать в группе невозможно за 3-4 урока, но если вести эту работу планомерно, хорошие результаты будут обязательно. 2 группы сделали даже мини – презентации по собственной инициативе, они помогли им при передаче информации. И это уже пример инициативы и саморегуляции. При анализе наблюдателями работы в группах, наблюдатели достаточно объективно оценили её, но были несогласные ученики, хотя аргументов привести не смогли. Думаю, что критериальное оценивание способствует объективности и планомерности в работе.
5 этап. Работа с аутентичным текстом. Организация работы в парах.
1) Учащиеся получают разрезанный текст песни « Yesterday» группы Битлз. Задание для учеников: понять содержание и составить из частей текст песни. Ученики обсуждают свои варианты в группах.
2) Учащиеся слушают песню в исполнении группы Битлз, корректируют, при необходимости, свои варианты. Работа в парах вызвала затруднения: в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте. Но работа с музыкальными произведениями – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни способствуют совершенствованию навыков произношения. В этом возрасте подростки увлекаются музыкой, поэтому данное задание актуально на этом этапе.
3) Каждая группа предлагает свои варианты перевода песни, которые обсуждаются в классе, затем , после повторного прослушивания, ребята вместе с группой Битлз исполняют песню. Если в первый раз пели не все, то при повторном – никто не смотрел на реакцию товарищей и пели все, обращая внимание на произношение. Учёт возрастных особенностей учащихся их интересов помогает сделать работу на уроке результативной и повысить мотивацию к обучению.
При подведении итогов ребята сказали, что песня «красивая», что хотят её выучить, что важно понимать содержание песни, только тогда «сможешь её почувствовать».
6 этап. Закрепление. Задание:1) учащиеся читают текст о группе Битлз, на полях отмечают:
+-известная информация, - новая информация, ?-хотел бы узнать подробнее, !- это удивило меня.
Ребята работали индивидуально с текстами, данный материал в качестве дополнительного поможет при выполнении домашнего задания. 2) составить Wh-вопросы к тексту (Who? What? Where? When? Why? W hose? ). 3) Игра «Бой знатоков» - выбирается по одному представителю ) времени потребовалось больше, чем я планировала. Работу по составлению вопросов по тексту необходимо продолжить на последующих уроках и начать её следует с повторения теории.
7 этап, Подготовка к домашнему заданию. Разноуровневые задания позволяют ребятам оценить уровень своих знаний и стремиться выполнять более сложные задания.
1) Прочитать диалог и ответить на вопросы к тексту. Учебник. с. 66,упр.10.
2) Какие вопросы задавал детектив? Запишите их, используя Past Perfect ( Прошедшее завершённое, активный залог) с.57 упр.10.
3)Опишите рисунок «Что изменилось в комнате», используя Past Perfect Passive (Прошедшее завершённое время , страдательный залог). Первое задание можно выполнить, используя знания полученные на предыдущих уроках, во втором задании потребуется ещё анализ текста и выбор оптимального варианта вопроса, а в третьем задании необходимо не только повторить изученный материал, но и самостоятельно работать с новым теоретическим материалом. Если ученик чётко представляет, что ему следует сделать в задании, и как будет проходить опрос, то это уже определяет успешность выполнения задания.
«Что получилось, что понравилось» «Над чем надо поработать»
8 этап. Рефлексия. Учащиеся заполняют таблицу «Мой вклад в работу группы», на стикерах пишут «Что получилось , что понравилось»и «Над чем ещё надо поработать» Если на первых уроках ребята писали односложно, , то теперь стикеры были заполнены. Анализируя эти записи, я выделила, что многие ребята испытывают затруднения с формулировкой вопросов на английском языке, это я увидела и на уроке и обязательно запланирую на следующих уроках повторить правила образования всех типов ВП. Самооценивание и взаимооценивание развивают мотивацию: если ученики видят свои конкретные сложности, я могу помочь им найти пути решения их самостоятельно, с помощью одноклассников, с моей помощью. Думаю, со временем он научатся это делать самостоятельно. Урок закончился, класс опустел, а я читала записи ребят и думала о том, что получилось на уроке. На уроке ребята придерживались правил работы в группе, учились отстаивать своё мнение и уважать чужое. Не стеснялись говорить о своих затруднениях, , оценивая свою работу в группе, пусть пока на стикерах . Учились критически мыслить, работая с аутентичным материалом. Конечно, уровень участия учащихся в совместной работе не одинаков. Есть ребята, которые привыкли брать, а не отдавать, и пока сложно мотивировать их деятельность. Вовлечение всех учащихся в процесс обучения с формированием высокой мотивации- одна из важных задач моей последующей практики. Я видела на этом уроке удовлетворение на лицах ребят от хорошо выполненной работы, но и растерянность от незнания как делать из-за слабых языковых навыков. Английский язык - один из самых сложных предметов, так как все мыслительные процессы проходят на родном языке, и только потом готовые идеи переводятся на изучаемый язык. Поэтому основополагающая цель моей последующей практики является развитие коммуникативных навыков через внедрение 7 модулей.