Конспект урока литературного чтения по теме Пришвин М. Золотой луг. (3 класс)


Литературное чтение
Тема: М Пришвин « Золотой луг»
Цели: 1. учиться использовать используемые автором в произведении средства языковой выразительности; 
2. учить вести диалог с автором; 3. работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения. 4. Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу. 5. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе. 
Задачи:
обучающие
совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;
развивающие
развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,
обогащать и развивать речь учащихся,
расширять кругозор;
воспитательные
воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.
Ход урока
Организационный момент
1. Введение в тему урока
- Ребята, наш урок мы начнем с прослушивания замечательной песни. Когда будете слушать, то обратите внимание на то, какой вопрос постоянно звучит в песне и как автор пытается на него ответить.
Звучит песня « С чего начинается Родина?»( презентация)
И так, какой вопрос постоянно звучал в песне?
Как автор пытается сам на него ответить?
А почему последний вопрос остался без ответа? (Чтобы мы сами могли подумать и ответить по- своему.)
Ребята, посмотрите, сколько разных ответов у нас получилось.
У одного из нас родина начинается с березки, а другого с маленькой речки, а у кого-то любимого парка около дома или куста сирени под окном.
На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного нам писателя, и попробуем предположить, а как бы он ответил на наш вопрос.
Значит, какую ставим цель?
- Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» у известного писателя, произведение которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке .II.Этап работы с текстом до чтения
Проверка домашнего задания
Но сначала мы вспомним, с произведением какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?
- О чем писал В. Бианки?
- Какую тайну раскрыл старый учёный с помощью внучки в рассказе В.Бианки «Неслышимка»
- Что особенного в этой птице? (Птичка – неслышимка – камышовка, она способна подражать пению сверчка.)
- А какое удивительное явление природы удалось услышать ученому?
- Какое же у вас было домашнее задание?
-Давайте и мы послушаем тишину “ освежённого ливнем луга” ( чтение наизусть отрывка)
- Что вы можете сказать о человеке, который может столько услышать и увидеть и написать о природе удивительно тонко? (Он любит природу)
Посмотрите, ребята, сколько интересного мы с вами узнали, прочитав рассказ В. Бианки .2. Актуализация знаний, появление темы.
-Я надеюсь, что и сегодняшний урок, принесет вам новые открытия. Мы повстречаемся с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете .Кроме того нас ждет впереди маленькое открытие.
Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.
Чтение авторского текста в учебнике с.105 (Читает 1 подготовленный ребенок). Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте откроем раздел «Содержание» учебника с.206 и посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор? В каком разделе находится это произведение?
Кто же догадался, какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)
(Тема записывается учителем на доске, появляется портрет писателя М.М. Пришвина)
Настя и ее папа подсказали нам тему нашего урока: М. Пришвин «Золотой луг».
Физкульминутка.
Антиципация чтения.
-Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.
-Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»?
- О чем будет этот рассказ?
-Какими назвала Настя одуванчики ? -Разделяете ли вы ее мнение?
-Начнем читать рассказ « Золотой луг».
-Удастся ли нам открыть что – либо новое?
-О чем просят нас авторы учебника на с. 105?
Прочитайте последнее предложение авторского текста.
III. Этап работы с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читают учащиеся, вслух).
Учитель помогает вести диалог с автором.
Михаил Пришвин
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. (Можете предположить, какая забава, т.е. какое развлечение?)
Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.СЛАЙД№21 («В пяту» – т.е. за братом очень близко, след в след, буквально: за его пятками. А какой промысел мог быть у ребят, за какой «добычей» они отправлялись?)«Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо.СЛАЙД22 За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. (Проверим себя: у нас такое же было предположение?) И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. СЛАЙД23О чём хочется спросить? (Какое открытие?) А что можно предположить?)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.СЛАЙД24 Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». СЛАЙД25(Уточняем наши предположения по поводу названия рассказа. А золотой луг – он какого цвета?) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. СЛАЙД 26(Догадались почему?) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. СЛАЙД27(Что же произошло?) Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. СЛАЙД28Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.СЛАЙД29
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов (Был неинтересным, а стал одним из самых интересных цветов. Можете объяснить почему?), потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А вот как автор отвечает на этот вопрос.)СЛАЙД30
3. Выявление первичного восприятия.
Одуванчик — загадочный цветок. Вы разделяете со мной это мнение. А почему? (Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он выглядит совершенно по-разному) СЛАЙД31
Оправдались ли наши предположения вначале урока?
Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ?
А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя — рассказчика? Найдите подтверждение в тексте. (« С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали»)
Найдите и прочитайте, какая смешная забава у них связана с одуванчиком.
Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (Рассказ ведётся от лица мальчика)
Докажите своё мнение строчками из текста.
Чтобы это доказать, надо ещё раз прочитать рассказ с самого начала до конца
(Ученики читают произведение)
Вы согласны? (Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.)
Какие же секреты открыл наш герой?
(1. Луг с одуванчиками меняется в течение суток: он, то зелёный, то золотой
2. Герой открыл для себя, что одуванчик — очень красивый цветок.
- Вспомните, как герой поначалу называл эти цветы. (Неинтересные)
Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает? (свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, любознательному человеку)
Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу?
К какому типу текста можно отнести этот рассказ? (Текст – повествование с элементами описания)
Какие 3 части присутствуют в каждом тексте?
(Вступление, основная часть и заключение)
Повторное чтение рассказа.
Давайте попробуем эти части отыскать.
Дети работают парами и делят текст на части.
Чтение первой части.
От чьего лица ведётся повествование?
Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор — М . Пришвин, рассказчик — мальчик).
Кто был старше из братьев? Почему? (...Он впереди, я — в пяту). Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь)Какой промысел мог быть у мальчиков? (занятие, ремесло, источник существования)
Что такое забава? (игра, развлечение, шутка). В рассказе Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название - «неслышимка». Заметили ли здесь вы детскую словесную изобретательность? (фукну, фукнет). Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).
Как можно озаглавить 1-ую часть? СЛАЙД32
На экране: «Цветы для забавы», «Постоянная забава».
Чтение второй части.
- Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста.
- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитать.)
- Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитать.)
- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?
(Пальчики на ладони)
- Как можно озаглавить II часть?
- В чем главная мысль в этой части?
(Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)
(Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)СЛАЙД32
Чтение третьей части.
- Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит?
(Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)
- Как теперь называет одуванчики рассказчик?
- Как озаглавили III часть?
СЛАЙД32
Проблемный вопрос.
   Какое «открытие » сделал для себя писатель? А можно ли на ваш взгляд, считать это открытием?
    Какие ещё секреты одуванчиков вы знаете?
Они закрывают свои ладошки не только к вечеру, но и перед дождём. Существует такая примета «Одуванчик снимает свой шар — к дождю».
Это лекарственное растение.
Листья одуванчиков употребляют в пищу
Подготовка к выразительному чтению.
Поиск интонации для каждой части.
(На доске представлены карточки со словами: гордо, весело, нежно, восхищённо, многозначительно, удивлённо, игриво. Работая в группах, дети выбирают подходящую интонацию для каждой части.)
1 часть – игриво, весело. Последнее предложение – с гордостью.
2 часть – с нежностью, восхищением, передать удивление мальчика.
часть – многозначительно, вместе с тем трогательно.
VI. Рефлексия деятельности.
С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?
Что особенно поразило, заставило задуматься?
Удалось ли вам сделать какое-то открытие?

Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых» цветов, сделать открытие?
Чему учат нас рассказы М.Пришвина?
Ребята какую цель мы ставили в начале урока ? Ответить с чего начинается родина ? Как, по вашему мнению как бы ответил на этот вопрос Пришвин ?
Воспитательный момент (бережное отношение к природе0У В. Бианки мы услышали тишину освеженного луга, а М. Пришвина увидели прелесть казалось бы некрасивых цветов на лугу. И теперь мы с уверенностью можем сказать, что луга украшают землю. Нужно только научиться любоваться чудесными бабочками, слушать гудение шмелей, пчёл, и вы поймёте , как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Слайд33,34
Я сорвал цветок,И он увял.Я поймал мотылька,И он умер у меня на ладони.И тогда я понял, Ч то прикоснуться к природеМожно только сердцем.
   Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях. Слайд35
На экране слова:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
VДомашнее задание.Дома подготовьте, пожалуйста, выразительное чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» и попробуйте сочинить загадку про одуванчики (по желанию), либо любое творческое задание (рисунок)