Урок литературного чтения 4 класс УМК Начальная школа 21 века на тему: Очерки о людях. А.И.Куприн. Сказки Пушкина
Урок литературного чтения в 4 – б классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила: Рязанова Мария Павловна, учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Тема: Очерки о людях. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина»; содействовать формированию личностного отношения к прочитанному, интереса к творчеству русских поэтов.Задачи: посредством очерка способствовать развитию приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения; расширению познания и кругозора учащихся, совершенствовать навык чтения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову; ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий
Планируемые результаты: работают с очерком, выделяют его особенность (герои, описания, способы выражения авторской точки зрения). Анализируют информацию из очерка. Ориентируются в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; используют знания о структуре текста при анализе. Аргументируют соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносят иллюстрации с эпизодом произведения, сравнивают свое представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника.
Личностные результаты: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, свое отношение к герою прочитанного произведения, его поведению, поступкам.
УУД (метапредметные)
Познавательные: различают жанры; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); пользуются универсальным умением работать с учебными и справочными текстами.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства их осуществления.
Коммуникативные: слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами их текста.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, А.С.Пушкина, выставка книг, карточки-задания, рисунки-пазлы, словари С.И. Ожегова, В.И.Даля, презентация «Друзья Пушкина»,
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя на совместную деятельность.
- Эпиграфом нашего урока будут такие строки:
И на вопрос «Кто ваш поэт?»
В строенье ль каменном, в избушке,
Один у русского ответ –
Он, улыбнувшись, скажет:
«Пушкин!»
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
1. Работа в группах. Сбор рисунка-пазла- Ребята, вам предстоит собрать рисунки-пазлы.
(Получаются в 5 группах картинки из пяти разных сказок Пушкина).
- Что объединяет все рисунки-пазлы? (Это иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).
Полученные картинки размещаются на доску рядом с портретом А.И.Куприна.
- Чей это портрет? С творчеством А.И.Куприна мы уже знакомы. У нас собрана выставка книг писателя.
- О том, как могут быть связаны собранные вами иллюстрации и А.Куприн, мы узнаем, выполнив работу в парах.
2.Соотнесение произведений и фамилий писателей. Работа в парах. 1 пара работает у доски.
- Соедините фамилии авторов и заголовки произведений (работа на карточках в парах.)
И. Соколов-Микитов «Картины – сказки»
Н.Шер «Родина»
М.Шолохов «Слово о Крылове»
В.Катаев«Любимая мать-отчизна»
С.Михалков «Сказки Пушкина»
А.Куприн«Сын полка»
(И. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.Шер. «Карины-сказки»; М.Шолохов. «Любимая мать-отчизна»; С.В.Михалков. «Слово о Крылове»; В.Катаев «Сын полка»). Проверяется и оценивается работа учеников на доске.
3.Определение темы урока. Проблемная ситуация.
- Все ли произведения вам знакомы?
-Как вы думаете, для чего мы выполнили эти задания? (Чтобы определить тему урока.)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке и как можно сформулировать тему нашего урока? (А.И.Куприн. «Сказки Пушкина») - Сможете ли вы определить жанр этого произведения? (Нет, потому что не знаем этого произведения и его особенности).
-На какие группы можно разделить данные произведения? (Очерки и повесть.)
- А что такое повесть? (Повесть - это прозаическое (реже стихотворное) повествовательное произведение, в котором рассказывается о жизни одного или нескольких главных героев, изображается ряд событий, освещающих целлый период жизни человека, главного действующего лица повествования. Рассказ ведется от имени автора, рассказчика или одного из героев.)-Какие произведения отнесете к жанру повесть? (В.Катаев. «Сын полка»).-Что такое очерк? (1.Очерк – это небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходивших в реальной жизни, участники которых существовали в действительности. 2. Очерк – повествовательный жанр научно – популярной литературы. )- Как называют авторов очерков? (Очеркисты.)
- О чем рассказывают очеркисты? (Художественный очерк быстро знакомит с новыми явлениями жизни, показывает примеры патриотического поведения человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу, новые отношения между людьми в обществе. Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.)- Какие литературные произведения вы отнесете к жанру очерк? А Произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»?
Отметить возникшие трудности и сформулировать проблему.
4.Целеполагание
-Действительно, пока нельзя сказать точно, какой вариант правильный.
- Как решить эту проблему? (Прежде всего, надо прочитать это произведение.)
- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? (Познакомиться с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина» и определить жанр этого произведения.)
Уточнение понимания учащимися темы и поставленных целей урока.
- Сегодня на уроке нам предстоит определить жанр произведения А.И.Куприна «Сказки Пушкина».
- Чтобы наша работа была эффективной, что для этого нужно? (Хорошо знать содержание, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора.)
III. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний.
1.Работа над произведением А.И.Куприна «Сказки Пушкина».
Сведения об авторе. Выставка книг А.И.Куприна.
Установка к дальнейшей работе.
А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаёмся до конца своей жизни. Оно является достоянием всего человечества. Читая его произведения, мы погружаемся в “мир Пушкина”, с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В течение всей жизни мы зачитываемся сказками великого поэта.
- Прочитайте произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина» про себя. Отметьте:
+ то, что вам известно
х то, что вы узнали впервые
? то, о чём бы вам хотелось узнать больше
2.Выяснение жанра произведения.
- Мы будем перечитывать очерк, и беседовать по вашим пометкам.
- Какое впечатление произвело на вас произведение?
- Какие чувства и переживания вызвал?
- Какой момент повествования показался вам самым интересны?
- К какому жанру вы отнесете прочитанное произведение? Почему? Докажите ваш выбор. (Это очерк, потому что написан художественным языком, факты, изложенные в тексте достоверны, правдивы, документальны, описанные события из реальной жизни, нет вымысла и автор выражает свое отношение к событиям.)
- Условный знак жанра очерк – квадрат.
Желтый цвет – о людях, зеленый – о природе, красный – о Родине.
-Какова тематика очерков?
- Определите тему очерка А.И.Куприна. (о людях)
о Родине
о родной природе
о труде и жизни народа
о фактах из жизни знаменитых людей
о важных событиях
о научных открытиях
о литературных произведениях
о произведениях искусства
очерки-воспоминания
очерки-портреты
документальные очерки
3.Смысловой анализ текста. Понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств героев, проявлением к ним личностного отношения. Беседа по содержанию с выборочным чтением.
- Назовите характерные признаки очерка:
1) Реальные факты, события, люди.
2) Художественный язык.
3) Авторское отношение.
- По названным вами признакам попробуем доказать является ли очерком изучаемое нами произведение. Какой признак очерка нашли?
1. Реальные факты, события, люди.
-Найдите в тексте реальные факты. (О друзьях, сослан по приказу царя в село Михайловское, о няне, часто бывал на ярмарках, записывал старинные слова и меткие выражения, (Я нашла такой факт: …, я прочитал …)- Для тех, кто хотел узнать больше, ребята подготовили интересные факты (презентация)
О друзьях
Пушкин был сам щедр на дружбу, поэтому он всегда имел много друзей, которым посвятил многие стихи. Многие стихи Пушкина согреты нежностью, чувством любви к друзьям. Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями кипение ума, любовь к искусству. Такая дружба самая высокая, самая глубокая. Такое высокое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы. Очевидцы свидетельствуют, что на смертном одре последние прощальные слова Пушкина были обращены к книгам. Друзья стояли рядом. Никто не обиделся и не удивился. Пушкин заслужил право и на эту последнюю для него на земле вольность, которая становится понятной, если вспомнить, что А. С. Пушкин всю свою жизнь отдал словесности. Книги были его лучшими друзьями, он никогда не расставался с ними. И стоявшие возле умирающего поэта люди понимали это.
Друзьями будущего великого поэта стали будущие декабристы и будущие известные поэты. Среди них — Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, М. Лунин, М. Орлов, Чаадаев.
О ссылке
- Пушкин сослан в село Михайловское по приказу царя, изучал жизнь деревни, песни, басни, сказки, меткие слова, выражения, песни-слепцов о горькой народной доле.
(Ученица делает небольшое сообщение о ссылке, дополнительно к очерку, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.)
Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей. Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.
В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", дописан роман "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа. "Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем, Пушкин не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, на наш народ и государство Церкви.
Влияние няни А.С.Пушкина Арины Родионовны Матвеевой на его творчество.
1)Самостоятельная работа учащихся по поиску в толковых словарях слов и объяснению их лексического значения. Объяснение лексического значения слова няня.- Какие значения даны слову няня в словарях С.И.Ожегова, В.И.Даля?
«Женщина или девушка, занимающаяся уходом за ребёнком, детьми. 1 .Санитарка в лечебном учреждении. 2. Работница детского сада, яслей».
В словаре В.И. Даля: «нянька, нянюшка – женщина, которой поручен надзор за ребёнком, иногда пестун (м). Встарь, при девицах приставлялась няня, до самого замужества, и сохраняла это почётное звание навсегда».
2)Образ няни.
- О няне какого поэта или писателя вы знаете, слышали её имя?
Подготовленный ученик читает стих о няне.
А кто он ей? Не сын, не внук –Дитя господское. И всё жеАрина чуяла: барчукЕй был на свете всех дороже.Все ребятишки хороши,Дай Бог им крепкого здоровья!Во всех не чаяла души,Но этот был её любовью!Сама не ведая о том,Она урок ему давала-Простым крестьянским языкомСаму Россию диктовала!Любовью сердца своегоКупель бессмертную согрела,И душу певчую егоОберегала, как умела.Могла бы век ему служить,Когда б судьба не разделила…Ведь в целом мире, может быть,Она одна его любила.
- В каком возрасте человеку нужна няня и почему? А няня Пушкину?
-Почему, за что и каким образом люди помнят свою няню? А Пушкин свою няню?
- Какой должна быть няня, чтобы ей посвятили стихи?
3) Чувства автора к няне.
- Кот Учёный приготовил для вас словарь лирических чувств. Подтвердите свой выбор словами из стихотворения.
сравнения (горюешь, будто на часах);повторы (давно, давно); метафоры (медлят поминутно спицы);эпитеты (дней суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых, глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь).-Какие чувства выразил поэт в стихотворении «Няне»? (Поэт любил свою няню, жалеел, называл “голубкой” свою крепостную крестьянку. Видит образ женщины до мельчайших деталей. (“Спицы медлят в наморщенных руках), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет её предчувствия (поэтому может быть, и не заканчивает стихотворение).
- Можно ли считать, что няня для Пушкина - самый близкий человек? Прочитайте выдержки из очерка.
– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Ученик читает свой собственный «очерк» о няне А.С.Пушкина, если кто-то из детей захотел больше узнать по этому вопросу.
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.
Физминутка2. Выявление признаков художественного языка очерк.
-Как вы думаете, сухо, по-деловому или художественно даны описания в очерке?
- Докажите, что в очерке использован художественный язык. (Учащиеся зачитывают примеры из текста: 1)Первым из русских поэтов заговорил простым, народным языком..- Ребята, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно – простыми словами, короткими, выразительными фразами. Язык его прозрачен, чист и ясен. Но за простыми словами – великая мудрость. Пушкин можно перечитывать много раз и каждый раз по-новому снова и снова радоваться, удивляться и повторять вслед за поэтом:
…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…
- Используя русский фольклор, А.С.Пушкин сделал литературу близкой и доступной простому народу.
- Попробуем выяснить, почему сказки Пушкина называют народными и почему они близки к народным сказкам?
- Послушайте высказывание известной художницы Татьяны Алексеевны Мавриной об А.С.Пушкине: «Сказки Пушкина для меня как народные. Более русского поэта и не сыскать».
- Вы согласны с такой точкой зрения художницы? Почему он так охарактеризовала творчество А.С.Пушкина, так высоко его оценила?
(- Истоки сказок Пушкина – в народных сказках, их рассказывала Александру Сергеевичу няня Арина Родионовна, поэтому сказки поэта похожи на народные;
- в сказках Пушкина можно найти элементы русских народных сказок;
- скорее всего, в сказках Пушкина богатый русский язык;
- наверное, пушкинские сказки очень поучительные, ведь сказки обязательно учат;
-здесь много чудес, как будто улетаешь в нереальный, сказочный, фантастический мир;
- Александр Сергеевич писал с русской душой.
Обобщение высказываний учащихся. Подчеркнуть наличие разных предположений.
- Что же роднит литературную сказку Пушкина с народной?
Факты записаны учащимися на листках в виде открытой книги.
- тема сказки (добро и любовь побеждает злобу и зависть);
-сказка учит прощать, быть терпимым, не завидовать ближнему;
- волшебные события, герои, предметы;
- троекратные повторы;
- построение сказки, наличие сказочной концовки;
- певучий, неповторимый сказочный язык 9наличие старинных русских слов, сравнений, эпитетов и т.д.)
- Связь пушкинской сказки с народной прослеживается и в теме, и в построении, и в языке. Используя русский фольклор, Пушкин сделал литературу близкой и доступной простому народу.
2) Пример из текста: Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки.
Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на картинке?
- Как высчитаете, какой момент повествования здесь изображен?
- Как изображен поэт? Почему именно так?
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации.
3) Пример из текста: Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы…
- Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе, или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или о царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
И в каждой сказке заложен какой-то нравственный смысл.
Релаксация «У моря» (аудиозапись «Шум моря»)Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье.
Работа в группах.
В конвертах находятся тексты. Прочтите их и определите, к какой сказке, какой нравственный смысл подходит?
1.Непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои прихоти за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта.
2.Не делай никому зла, не походи на тех, что "злыми жабами глядят". Тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
3.Героиня, что "черной зависти полна", жестока и коварна, в сказке наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым
4.Невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку". Особенно ценен в этой сказке "добрым молодцам намек".
5.Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" (не только в оплате деньгами) обычно завершается поражением. За все надо платить сполна.
1 - Сказка о рыбаке и рыбке».
2 - «Сказка о царе Салтане.
3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4 -«Сказка о золотом петушке».
5 - «Сказка о попе и работнике его Балде».
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (5)
Недописанные сказки «Жених», «Сказка о медведихе»
Что присутствует в сказках поэта?
-в сказке всегда есть исходная ситуация;
-всегда случается беда;
-противопоставлены положительный и отрицательный герои;
-торжествует положительный герой;
-есть волшебные предметы-помощники
-герой уходит из дома;
- волшебный мир сказки.
3. Авторское отношение.
-Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?
(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, об отношении к писателю, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)- Александр Иванович Куприн признавался: «К Пушкину я вернулся двадцати пяти лет от роду и ныне чту его память…». А.И.Куприн отмечал «безгранично широкое влияние на сердца и умы потомства» поэзии Пушкина, «поэта мира и всеобщей гармонии». Объясняя силу Пушкина как художника близостью к народу и способностью творчески освоить его язык, Куприн пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу, очищенным, прекрасным и выразительным...». «Мы убеждены, что в поэзии Пушкина заключается залог нашей славы, потому что язык пушкинской поэзии есть язык русского народа, а народ, говорящий и мыслящий таким языком, — бессмертен». Мысли, высказанные Куприным, справедливы и сейчас.
- Как называли А.С.Пушкина еще при жизни? ( А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» и его любят и любили люди разных поколений.)
-Какое высказывание добавил А.Куприн? (Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии).
- Вы провели мини-исследования и нашли высказывания писателей об А.С. Пушкине. Прочитайте строки, посвященные А.С.Пушкину.
Ф.И. Тютчев.
Тебя ж, как первую любовь,России сердце не забудет.
А. Плещеев.
Мы чтить тебя привыкли с юных лет,И дорог нам твой образ благородный,Ты рано смолк; но в памяти народнойТы не умрешь, возлюбленный поэт!
А. А. Блок.«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – нелегкая и невеселая; она трагическая. Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер.
А. М. Горький.«Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы и по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества».
А. Т. Твардовский.«… у каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца».
И.С. Тургенев.
«Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка, эта прямодушная правда, отсутствие лжи и фразы, простота, эта откровенность и честность ощущений – все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, но и тех из иноземцев, которым он стал доступен».«…мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком! Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин!»
-Пушкин, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Мы еще не поэты, а только учимся сочинять, но проба пера у наших ребят уже состоялась. Послушаем, как вы выразили свои чувства к Пушкину в своих произведениях.
Чтение стихов и текстов о Пушкине «Давно я с Пушкиным дружу».
Обобщающая беседа.
- Что такое очерк?
-Что дают вам сказки А.С.Пушкина?
(Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру. Мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.)- Реально ли изображены факты?
- Что нового вы узнали? (Вокруг Пушкина расцветал сказочный народный мир, когда он слушал сказки Арины Родионовны.Превращал сказки в свободные и певучие стихи.
Пушкин любимый народный поэт.
Учил в своих стихах и сказках уважать тех, кто трудится, высмеивал тех, кто обижает слабых.)- Для чего А.И.Куприн поделился с нами этим очерком? (Чтобы мы больше узнали о поэте, повторили его сказки, поработали над художественным языком произведения, нашли сходство с народными сказками). (Очерк отражает действительные реальные события, факты; очерк достоверен; события и факты изображаются художественно; язык очерка образен; автор всегда выражает свое отношение к событиям, героям.) (Материалы очерков открывают историю и современный окружающий мир, в них изложены научные данные, развертывается сюжет, в котором действуют знаменитые люди.)
- Дополните схему данными из очерка А.И.Куприна, из полученных сведений.
Пушкин – это
- солнце русской поэзии
- незаходящее солнце русской поэзии
- первый поэт простого народного языка
- учитель чистого народного языка
- собиратель народного фольклора
- исследователь народной культуры
- мастер свободных и певучих народных стихов
- великий сказочник и поэт
- живой, любимый, великий поэт
- Каково ваше отношение отношения к изученному?
Итог урока.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.Р - работал с удовольствием.У - у меня многое получилось.К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.- Из этих букв сложите слово. Что получилось? (Урок.)
- Какая была тема нашего урока?
-Какую цель мы ставили?
-Достигли ли мы цели на нашем уроке?
-Как, каким образом?
– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.
– Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
- Каждый, кто прочитает сказки Пушкина, будет счастлив, имя Пушкина никогда не забудется.
Рефлексия деятельности
- Мы будем счастливы вдвойне, если перечитаем сказки А.С.Пушкина.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Домашнее задание: написать очерк о своем любимом произведении А.С.Пушкина;
Очерк о том, как оценен талант Пушкина; очерк памятниках А.С.Пушкину.
Анализ урока литературного чтения в 4-б классе
Учитель: Рязанова Мария Павловна
Дата проведения: 28.04.2016г.
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Очерки о людях. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)
1.Организационный момент.
Начало урока - организационный момент, на котором учитель обратила внимание на общую готовность детей к уроку, сконцентрировала внимание учащихся на дальнейшую работу.
2. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.
На этапе систематизации изученного материала учитель использовала эффективный прием создания проблемной ситуации с целью заинтересовать ребят, сконцентрировать их внимание. Работая в группах, учащиеся собирали рисунки-пазлы. С помощью литературоведческой пропедевтики (определение жанровых особенностей произведений) учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что анализируемые произведения являются сказками А.С.Пушкина. Работая в парах, учащиеся соотносили произведения и фамилии писателей.
3.Определение темы урока.
На этапе определения темы урока была создана проблемная ситуация. Учащиеся проводили группировку понятиям, исследования, приводили доказательства, отметили возникшие трудности, сформулировали проблему и выдвинули предположение о теме предстоящего урока.
4.Целеполагание.
На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель урока сформулирована совместно с учениками. Во время фронтального опроса с помощью вопросов осуществлялась коммуникативная деятельность учащихся, формировались такие УУД, как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы. Учащиеся сформулировали цель урока: познакомиться с очерком А.И.Куприна «Сказки Пушкина» и определить жанр этого произведения.
5. Изучение нового материала.
Этап изучения нового материала на уроке организован по нескольким направлениям:
1)Сведения об авторе. Работа с выставкой книг А.И.Куприна.
2)Установка к дальнейшей работе. При чтении произведения сделать пометки о том, что известно, что узнали впервые, о чём бы хотелось узнать больше.
3)Выяснение жанра и тематики произведения.
4) Смысловой анализ текста. Понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств героев, проявлением к ним личностного отношения. Беседа по содержанию с выборочным чтением.
5) Определение характерных признаков очерка и работа над очерком с целью выявления наличия названных признаков. (Реальные факты, события, люди. Художественный язык. Авторское отношение).6) представленная учениками дополнительная информация с помощью лепбуков, способствовала развитию информационных компетенций. Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его друзьях, годах жизни, творчестве поэта продемонстрировал развитие познавательных УУД учеников (способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное).
7) Организация прослушивания ответов-доказательст, подтверждений, выборочное чтение, выявление первичной эмоциональной реакции на текст с помощью вопросов способствовали формированию умения строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои чувства, мысли, точку зрения.
8)словарная работа по ходу чтения и комментирования текста.
9) концептуальная беседа по содержанию очерка строилась с помощью использования технологий деятельностного типа: постановки проблемного вопроса к тексту, организации коллективной дискуссии. Беседа по содержанию очерка показала умение учащихся отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
6.На этапе повторного чтения учащиеся показали владение методикой «вдумчивого» чтения, продемонстрировали качество чтения, технику и осмысленность. Групповая форма работы, показала умение ребят сотрудничать и работать в группах. Данная форма работы способствует развитию лидерских качеств, системного мышления, приобретению детьми коммуникативных умений.
7.Домашнее задание.
Выбор домашнего задания соответствует результатам урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить творческое задание, требующее высокой степени самостоятельности, что способствует формированию лингвистической компетенции.
8.Этап рефлексии.
Учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с дополнительной литературой, в применении информационных технологий и т.д.
Были достигнуты поставленные на уроке цели.
На уроке применялись здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии; деятельностный и проектный методы.
На уроке учащиеся обучались:
- определять жанр произведения, строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока, развивались коммуникативные УУД учащихся;
- анализу произведения с использованием технологий деятельностного типа (постановки проблемного вопроса к тексту, организация коллективной дискуссии)- развивались личностные УУД: умение оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы;
- использовались методики продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения); «вдумчивого чтения», отрабатывались навыки выразительного чтения;
- применялся деятельностный метод (использование технологий деятельностного типа)- учащиеся сами выдвигали гипотезы, делали предположения, определяли цели урока, анализировали свою деятельность;
- применялся проектный метод- создание самими учениками лепбуков с иллюстрациями,;
- личностно- ориентированные технологии - индивидуальная работа с учеником (дифференцированное домашнее задание, ученик может выбрать его по своему уровню развития, по интересу);
- здоровьесберегающие технологии - разнообразие видов деятельности, физкультминутка.