Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, изо) (4 класс)


Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, изо) в 4 классе
Тема. Творческая мастерская. Тайны искусств.
(стихотворение С.Я. Маршака «Как поработала зима!..»)
Цели урока:
создание образного представления о зиме на основе поэтического произведения С.Я.Маршака, восприятия живописных и музыкальных произведений искусства;
развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)
Задачи:
рассмотреть виды рифм в нем, их сочетания, использование художественных приемов и лирический образ зимы;
развитие коммуникативности, умения работать в группах;
создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке
Проектные цели:
развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь
Тип урока: интегрированный урок
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Оборудование:
1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников.
2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».
3. Листы формата А-3.
4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал.
5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУниверсальные учебные действия
Этап вхождения в проектную деятельность
1.Организацион
ный момент
(Т)Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Урок литературный
А мы народ культурный
На уроке не лениться
Всем работать, отвечать
Ну а мы сегодня будем
Наши знанья расширять.
- работать будем под девизом, который вам надо разгадать и прочитать.
кев ивиж, кев ьсичу!(Век живи, век учись!)
СЛАЙД Приветствие обучающихся.
Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность
Регулятивные: нацеливание на успешную работу
2. Мотива-ция учебной деятельности обучающихся.
(Я) – Сегодня у нас необычный урок. Урок – слияния разных видов искусств. Их взаимодополнение поможет вам более глубоко и эмоционально раскрыть образ в поэтическом произведении.
– Поэтому мы выступим в роли: зрителей, читателей, исследователей и творцов. Работать будем в группах.
– Давайте вспомним правила совместной работы. СЛАЙД
1. Все члены группы равны.
2. Группы не соревнуются.
3. В группе будьте дружны, чтобы вместе выполнить задание.
4. Будь уверен в себе.
5. В группе должны работать все, вносить свой вклад в общее дело.
(Т) – Ну, что ж юные исследователи начнём.
- Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте.
«Самое красивое время года – это осень. То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно».
- Что вы об этом скажете?

-Зима, удивительное, волшебное, сказочное время года.
- А, вам нравится зима? Почему?
(С)-Подумайте, через какие виды искусства мы можем почувствовать, увидеть, услышать красоту природы зимой?

(Т) -Благодаря художникам, мы можем увидеть красоту зимних пейзажей, обратить внимание на то, чего раньше не замечали, всмотритесь в эти картины внимательно, почувствуйте настоящую русскую зиму.
(Я) - Итак, чтобы передать красоту зимы художнику нужны…? (кисти и краски), композитору? (звуки.)
-А что нужно поэту?
- Значит, чем мы будем заниматься? (девочка сочинение)
- Действительно ребята, мы в мастерской постараемся создать свой собственный образ зимы через творческие проекты, продолжим учиться поэтическому мастерству у великих мастеров слова.
- А поможет нам сегодня в этом С. Я. Маршак и его стихотворение «Как поработала зима».
Читает наизусть СЛАЙД
С.Я.МАРШАК
Как поработала зима!
Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.
Вокруг белеющих прудов -
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
Понравилось?
Словарная работа. СЛАЙД
- Какие слова в тексте стихотворения вам непонятны?

Кайма – красиво обработанный тесьмой край чего-либо (ткани); полоса, украшение;
на кровли – на крыши;
таится – прячется;
окаймили лес – опоясали лес, оформили кайму.
- У каждого мастера стиха свои секреты творчества, каждый поэт воспринимает мир по своему, так же как и каждый из вас.
- Я предлагаю вам в группе поработать и выяснить, почему у С.Я.Маршака получилось такое прекрасное лирическое произведение.
(задания на карточках) конверт №1
Задание 1 группе: определите в каком образе предстала в стихотворении зима. Кто она и какая она?
-волшебница, труженица, снегопад, старалась, творила, «кружево» снега.
Задание 2 группе: найдите в стихотворении художественные средства языка, с помощью которых поэт передал неповторимость зимней красоты.
-зима поработала (олиц),
-ровная кайма легла (срав, олиц),
-стройных зданиях (эпитет),
-кусты в пушистых полушубках(олиц),
-белоснежные трубки (эпитет),
-случайный беспорядок (эпитет),
- проволока таится (олиц),
-улеглись постелью (олиц),
-строго окаймились (олиц).
Задание 3 группы: попробуйте определить и доказать в каждой стихотворной строфе вид рифмы.
в 1 строфе – парная,
в 2 строфе – перекрестная,
в 3 строфе – охватная.
Вывод
- Что помогло С.Я.Маршаку создать такое красивое лирическое стихотворение?
(Т)
ИЗО
– Мало видеть, надо ещё знать язык искусств, язык живописи, язык графики.
– А какие средства выразительности помогают художнику и поэту?

- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов.
- С помощью чего композиторы передают свои чувства?
Называют правила работы в группах.
Музыка- звуковые произведения , живопись -картины, литература- поэзия и проза
Высказывания детей.
Выступления
(1 чел. от группы)
- использование разных рифм, оригинальных олицетворений, эпитетов, придумывая интересные образы зимы. Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение высказывать свои мысли
Регулятивные: определение учебной проблемыПознавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3. Постановка цели и задач урока.
Т. Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Как поработала зима!».
- А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета.
Св. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой.
Перед началом работы составим алгоритм действий.
1.Выбор заголовка
2 Композиция (стихотворение)
3 Художественное оформление
4 Презентация работы (защита проекта)
Распределите в своей группе обязанности. Предположения ребят. (Доказать , что зима это прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиРегулятивные: планирование работы в группах
Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний
Создание продукта проектной деятельности
4.
Создание проекта - Какую цветовую гамму вы будете использовать в своих работах, почему?
(Серебристый, белый, голубой, синий, красный (ягоды рябины, шиповника, снегири), переливающийся, алмазный, тёмно-фиолетовый, зелень елей, желтизна яркого солнца в морозные дни)Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Выбирают назва-ние страницы газеты и наклеива-ют на лист бумаги А3.
Ребята украшают рисунками свои страницы. Коммуникативные: умение: договариваться, выполнять различные роли в группе.
Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана
Познавательные: поиск и отбор необходимой информацииРегулятивные: умение выполнять по образцу
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные: умение работать в группах
5.Представление (защита) работ по плану. (С) - А сейчас каждая группа представит свою работу по плану. СЛАЙД
План.
Представиться (авторы работы).
Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения)
Определить, где можно использовать готовый продукт.
(По 3 мин. на каждую презентацию)
Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)
(Т) - Где можно применить эту газету?
Рефлексия: Ну, а теперь, ребята, посмотрите, что у нас получилось? Какие вы молодцы! Дружная работа, коллективное творчество и фантазия помогли всем нам не только ещё и ещё раз полюбоваться красотой зимней природы, но и почувствовать в нашей мастерской присутствие настоящей зимней сказки!
- У каждой группы получился свой оригинальный взгляд на это время года.
(С) Какой была цель нашей работы? Достигли? (девочка сочинение) А чьё литературное творчество помогло нам? Чем помогло? Представление работ.
-красотой слова, в рифмами, лирическими образами… Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;обосновы-вать свое мнение.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, прогнозирование
6.Итог урока. Рефлексия
(Т)– Мы узнали, что у каждого мастера есть свой инструмент для создания внутреннего мира героя.
У писателя – слово
У художника – кисть и краски
У скрипача – смычок и скрипка
Душа поэта у любого!
(С)
- «лесенка успеха» и смайлик. Если вы довольны работой своей группы и всё у вас получилось, то приклейте смайлик на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.
- Из ваших страничек получилась замечательная газета, мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет.
Домашнее задание 
Стихотворение выучить наизусть.
При чтении стихотворения зарисовать картины зимней природы.
Урок окончен. Спасибо! Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли
Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельностиЛичностные: выражать положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: самооценка, оценка работы группы