Открытый урок по основам здоровья на тему Поведение ребенка в опасных ситуациях. Огонь -друг, огонь — враг (1 класс)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
______________________________________________________________________
ХАРЦЫЗСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ №26
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УЧИТЕЛЬ
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА ФИРСОВА
2016
Тема: «Поведение ребенка в опасных ситуациях. Огонь – друг, огонь – враг».
Тип урока: нестандартный театрализованный урок.
Цель: Ознакомить детей с опасными ситуациями, которые могут вызвать игры с огнем, формировать навыки правильного, осторожного пользования электроприборами и газооборудованием; учить правильно действовать в экстремальных ситуациях, развивать наблюдательность, смелость, находчивость, внимание; воспитывать любознательность, желание содержать квартиру в порядке и чистоте.
Умственные операции: наблюдение, анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: иллюстрации по теме, плакаты «Причины возникновения пожара», «Кто спасет от огня?», маски животных (коза, козлята, бобры, заяц, лисица, кот), разрезная мозаика с изображением огонька, образец картинки огонька (по кол-ву пар), маски Злого и Доброго огня, кукла мягкая на руку Мудрый ворон, предметы быта, вышитое полотенце, глиняный горшочек, деревянные ложки, плакат с изображением русской печки, индивидуальные картинки.СОДЕРЖАНИЕ
Организация класса
II. Мотивация учебной деятельности
III. Актуализация знаний учащихся.
IV. Изучение новой темы
V. Физкультминутка
VI. Повторение и закрепление изученного.
VII. Итог урока
ХОД УРОКА
Организация класса. (Приветствие гостей)
Дети вместе
Доброе утро , солнце и ветер!
Доброе утро леса и поля!
Доброе утро, всем людям на свете!
Доброе утро, планета Земля!
II. Мотивация учебной деятельности
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Беседа с разгадыванием загадок.
Учитель.
- Доброе утро и вам, ребята. Я надеюсь вы будете внимательными и активными на сегодняшнем уроке. А начать его мне поможет наш друг, мудрый ворон Карл Карпович. Он предлагает вам отгадать такую загадку:
Страшные он оставляет следы,
Вокруг себя все быстро пожирает,
Но стоит только дать ему воды-
Отступит сразу он и умирает.
- Правильно, дети. Это огонь. А знаете ли вы где можно встретиться с огнем, увидеть его?
(У костра, в печи, на газовой плите, в ракете или самолете, на свечке, зажигалке)
- Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем говорить об огне, узнаем откуда он пришел, как правильно обращаться с ним, каким бывает огонь.
IV. Изучение новой темы
1. Рассказ об огне. Работа справочного бюро.
Учитель
- Мудрый Карл Карпович прилетел к нам не один. Он привел с собой наших шефов-наше справочное бюро. Они уже опытные ученики и могут поделиться с вами своими знаниями.
Ученик 1 (В руках иллюстрация№1 приложение)
- Очень давно люди не умели добывать огонь. Случалось, что во время грозы молния попадала в дерево. Оно загоралось. Пока дерево горело, люди грелись, готовили пищу, а когда огонь угасал, зажечь его никто не умел.
Ученик 2 (иллюстрация №2 приложение)
- Позднее люди научились добывать огонь с помощью трения одной палочки о другую, камня о камень. Огонь всегда был необходим людям. Сила огня очень велика: ее используют для запуска ракет ( иллюстрация№3 приложение), космических спутников, в доменных печах – для выплавки металла, в теплоэлектростанциях – для получения тока, в быту – для тепла, приготовления пищи (иллюстрация № 4 приложение)
Ученик 3
- Но огонь, дети, бывает злым и страшным. Он может сотворить пожар, который приводит к значительным материальным убыткам и даже к гибели людей.
Огонь может причинить человеку болезненные травмы в виде ожогов, которые очень трудно лечить.
Познакомьтесь с Добрым Огоньком и Злым Огнем. они помогут вам научиться правильно пользоваться их силой и избежать беды.
А мы прощаемся с вами. До новых встреч!
Добрый Огонек
- Я – огонь! Я – друг ребят.
Злой Огонь
- Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
2. Пауза релаксации
Добрый Огонек и Злой Огонь предлагают детям передохнуть.
Упражнение 1. Показать как двигается пламя свечи.
Упражнение 2. Задуть воображаемую свечу.
3. Работа с плакатом «Причины возникновения пожаров» .4. Постановка проблемного вопроса
Добрый Огонек и Злой Огонь подводят итог
Злой Огонь
- Очень часто дети не понимают, что играть со мной опасно. Беда может прийти, если беспечно вести себя со спичками;
Добрый Огонек
- Если сушить белье над включенной газовой плитой;
Злой Огонь
- Если забыть о горящих свечах, бенгальских огнях около ёлки.
Добрый Огонек
- Если оставить без присмотра включенные электроприборы, например утюг.
Учитель обращается к Мудрому ворону (мягкая кукла на руке)
- Карл Карпович, вы долго живете на свете, посоветуйте нам что делать, если пожар уже вспыхнул? (учитель подносит ворона к своему уху)
- Ребята, Карл Карпович сказал мне, что у вас на партах есть подсказки – рисунки. Посмотрите на них внимательно. Давайте назовем действия человека во время пожара.
(приложение, индивидуальные-карточки, рисунок 5)
5. Работа с индивидуальными карточками.
Дети называют с помощью учителя действия детей во время пожара.
Действие 1. Если огонь не удалось погасить водой или одеялом, нужно выбежать из квартиры и позвать взрослых.
Действие 2. Если дверь заклинило, необходимо попытаться пробраться к окну и позвать кого-то.
Действие 3. Обязательно вызвать пожарников, позвонить по номеру 101.
При этом следует четко сказать «У нас пожар» Назвать улицу, номер дома и квартиры.
Но зря звонить в пожарную службу нельзя. И вас и родителей могут строго наказать за шутку.
6. Инсценирование сказки «Козлята и огонь» Т.Коломиец. (в переводе с украинского языка учителя Л.И.Фирсовой )
Учитель
- Какой же предмет чаще всего, попадая в детские руки, приводит к пожару.
Ученица 1 класса читает наизусть загадку.
В ряд лежат они в коробках,
в красных шапках на головках.
их, пожалуйста, не тронь –
Притаился в них огонь.
Газ в плите зажгут умело,
Если чиркнуть ними смело.
Деревянные сестрички –
В коробках скучают… (спички)
Учитель
- Именно спички стали виновниками пожара в сказке «Козлята и огонь», которую мы с вами сейчас увидим.
Первоклассники, подготовленные заранее, надевают маски и под руководством учителя демонстрируют представление. Текст от автора читает учитель.
Работал Огонь у Козы, полыхал,
Ей кашу варил, пироги выпекал.
Она же кормила поутру козлят - righttop
Троих своих белых веселых ребят.
Вот маме уже на работу пора,
Осталась в квартире одна детвора.
- Шалить мы не будем, – один говорит.
Куда ж это младший козленок спешит?
Он спички стащил и у печки играет,
Тихонько тетрадный листок поджигает.
- Ану, как у мамы
Моей, загорись!
Давай, краснощёкий,
Еще поднимись!
Огонь разозлился,
Он искры бросает,
Горячими лапами
Младших хватает.
Они испугались -
Бегом под кровать.
И думают:
Там их огню не достать.
righttop
А старшему
Некогда брату бояться,
Пытается он
К телефону пробраться.
- Спасут нас пожарники,
Точно я знаю!
Уверенно я 101 набираю!
- Алло! Загорелась квартира Козы!
Наш адрес? Дубрава, проулок Лозы!
А дом тридцать пятый,
Скорее сюда!
С козлятами может случиться беда!
Спешили соседи –
Лисица и Кот,
И Заяц –
Известный в лесу скороход.
И мчались в машине
С высокой горы
Пожарники - мужественные Бобры.
Огонь вырывался, гудел и шипел,
Сердитый Огонь угасать не хотел.
Не очень он любит
Спокойно сидеть,
Варить макароны
И суп подогреть.
Пожар погасили,
Спасли и Козлят:
Троих шалунов -
Непослушных ребят.
- Спички, - Бобер говорит, -
Не берите,
Если в больницу
Попасть не хотите!
Коза говорит:
- Заучи навсегда:
С огнем не играй,
А то будет беда!
Все вместе.
Так пусть же умеют
И дочка и сын
Случился пожар –
Позвони 101!
Виновный козленок:
Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнем,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнезда пташки
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!
V. Физкультминутка
Давайте же, дети, все вместе отдохнем от волнений и напряжения. (Под музыкальное сопровождение дети выполняют ритмичные движения)
VI. Повторение и закрепление изученного.
1. Беседа по содержанию сказки
- Что стало причиной пожара в доме Козы? (игра Козлят со спичками)
- Можно ли прятаться, когда возникает пожар? (нет)
- Благодаря чему все Козлята были спасены? (старший сын позвонил в пожарную службу)
- Правильно ли говорил по телефону находчивый Козленок? (Да. Он чётко назвал адрес и причину вызова)-Какое основное правило пожарной безопасности мы должны запомнить и выполнять? (Основная причина пожаров – игра детей со спичками)
2. Интересная минутка. Работа в паре.
а) Добрый Огонек предлагает детям собрать мозаику из разрезанных кусочков. (у детей есть образец. Получается маленький огонек)После того как дети справляются с работой.
Учитель. Пусть огонек, который у вас получился, горит только в ваших сердечках, будет он добрым и выполняет только добрые дела.
б) Игра «Можно – нельзя»
Злой Огонь дает неправильные советы, а дети хором отвечают «нельзя»
- Я тоже хочу подсказать детям несколько советов.
Играйтесь спичками, это так весело. (нельзя)
- Жги фотопленку, пластмассовые игрушки, они так долго горят! (нельзя)
- Включите телевизор или утюг, а сами идите гулять. (нельзя)
- Ну, тогда зажгите газ на плите, поставьте кипятить молоко, а сами – в школу! (нельзя)
Ворон Карл Карпович - Замолчи, Злой Огонь, не смей плохому учить прилежных детей.
Мы уяснили трудную науку,
Пожара не допустим никогда.
И чтоб тебя прогнать и победить-
Мы на тебя водичку будем лить.
в) Игра – эстафета «Кто быстрее зальет Злой Огонь»
Дети становятся между рядами цепочкой в две шеренги и передают ведерочки из рук в руки друг-другу. Ведерко нельзя уронить на пол. А коснутся ручки должен каждый. Кто раньше передал ведерко к Злому Огню – тот победил.
Злой Огонь бросает ведра и говорит
- Вижу, что здесь, Людмила Ивановна, мне делать нечего. Уйду я от вас. Дети стали умными и мне с ними не интересно. Пойду поищу других детей, тех, кто не умеет пользоваться огнем.
VII. Итог урока
- На этом, ребята, наш урок закончен. Все, вы хорошо работали. Можете ли назвать номер телефона пожарной службы?
- Можно ли, трогать спички без взрослых?
- Молодцы. Все за работу получают красную звёздочку.
ПРИЛОЖЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ РИСУНОК 5