Урок по русскому языку сочинение Зима пришла.Детство


Урок по развитию речи.
Подготовка к сочинению по картине
Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Цель:  научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты:
Познавательные
познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство»
Регулятивные
учить детей осмысливать содержание картины
совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова
совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению
Коммуникативные
Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке
развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения
Личностные
развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение
Универсальные учебные действия
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины
развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой
способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов
воспитывать любовь к природе
Оборудование: 
компьютер, мультимедийный проектор
репродукция картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, картинная галерея), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи)
опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине
запись произведения «Зима» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический словарь
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Тема урока
- Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство» и составим рассказ о том, что на ней изображено.
III. Беседа о художнике и его картине.
Рассказ о художнике.(слайд 1)
Живописец. Член Союза художников СССР. Автор тематических картин бытового жанра, портретов.
Родился 30 октября 1925 года в Москве. Мать - Елизавета Николаевна Тутунова (урождённая Сахарова)  из семьи священника о. Николая Сахарова. Отец - Андрей Васильевич Тутунов, из обрусевших армян, был крупным специалистом в области птицеводства.
Обучался в МСХШ (Московской средней художественной школе, 1939-45).
В 1945 поступил и в 1951 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.
С.А.Тутунов умер 12 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее Киева, во многих музеях России и стран ближнего зарубежья.
Выразительное чтение стихотворений. (слайд 2)
Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»
* * *
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
Первый снег
Первый снег обнимает траву,Ветер, словно из сказочных тем.А я счастлив и радостен тем,Что смеюсь и живу наяву. Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех. И уже не из сказок и грез, Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3. Беседа.
О каком времени года идет речь?
Назовите зимние месяцы.
- Декабрь, январь, февраль — зимние месяцы. Их не спутаешь друг с другом. У каждого свой характер и цвет.
Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
Объясните значение этих слов.
Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.
Рассматривание картины. (слайд 3 )
Какие краски здесь преобладают?
Созвучны ли строки стихотворений данной картине?
Ваши впечатления от представленной картины?
Нам предстоит описать картину С.А. Тутунова. В чем ее своеобразие? (Необычная, сказочная; белоснежное чудо)
5. Интеллектуальная разминка. - Ребята, давайте послушаем фрагмент песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.(слайд 4)

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная лавина, Или поле и шалаш — Обязательно картина Называется — пейзаж.Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу — Знай, что это — натюрморт.Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется — портрет.
А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?(На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют.)
Физкультминутка (аутотренинг).
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года». - Давайте попробуем прочувствовать картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы.- Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
IV. Работа с презентацией. Собирание рабочих материалов.
Посмотрите на картину и ответьте на вопросы. (слайд 5)—    Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?—    Где происходит действие картины?—    Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)?—    Какое время года, изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
- Как бы вы назвали эту картину?
- А художник назвал ее «Зима пришла. Детство». Как вы думаете почему?
- К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина?
- Правильно, это  пейзаж, но это  пейзаж зимний (по времени года), пейзаж сельский (по месту изображенного).
- Какие краски использует художник для изображения природы?
А теперь, глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:снег – белый, легкий, как пух, …
деревья — с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках остались желтые листья, ...листья — желтые, зеленые, …
Кусты - спрятались под снегом, …
- Что вы видите на этой части картины?
Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем зиму на картине
С.А. Тутунова и заполним таблицу.
Что изображено Опорные слова
Мальчик маленький
Время ранним утром,
Зима волшебная, праздничная
Снег пушистый и мохнатый снег, волшебство кружащихся на ветру снежинок, повсюду: на деревьях и на земле
Деревья и кусты Сказочные, необычные, похожи на белоснежное чудо, таинственные, загадочные,
Тонкие, гибкие веточки, раскидистые, гибкие ветви,
Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты снегом
Земля, забор все белым-бело; снег, устилающий землю; лег на землю первый снег,
Воздух чистым, свежим воздухом
Настроение Радостное, праздничное, восторженное
Это план, по которому мы будем составлять рассказы по частям картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями.
V. Составление плана.
- Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения.
В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»
- Как начать сочинение по картине? (об авторе, как писалась картина, о природе в картине).
- О чем скажем в основной части? (опишем героя).
- Чем закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина)
ПЛАН.
1. Художник и картина.
2. Мальчик у окна.
3. Зима.
4. Мое отношение к картине.
- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.
VI. Запись рассказа по картине с опорой на план.
VII. Итог урока.
Какие мысли. Чувства возникли у вас при рассматривании картины?
VIII. Домашнее задание
Написать сочинение с учётом поправок.