Открытый урок по УМК ПНШ Пришла зима


Программа: «Перспективная начальная школа»
Класс: 1
Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. ТрафимовТема урока: «Пришла зима»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок оргдеятельностного типа
Методы урока: частично-поисковый, наглядный, словесный, практический.
Место урока: первый урок по разделу.
Формы урока: коллективная, фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради, видеофильмы, презентация, мультимедиапроектор, карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат с елкой, смайлики.Цели урока:
Познакомить детей с отличительными особенностями времени года – зимы; обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы, рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр.
Развивать наблюдательность, устную речь, творческие и познавательные способности.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство прекрасного, чувство самосохранения и безопасности во время игр зимой.
Ход урока.
1.Организационный момент. Создание мотивации к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я внучка Деда Мороза - Снегурочка, отпросилась я у дедушки, чтобы прийти к вам в гости. (слайд 1)
2. Определение темы урока.
А пришла я, не с пустыми руками, а с волшебным конвертом. Он полон загадок. Если вы отгадаете загадку, то она подскажет тему урока.
- Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, бледнолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная … (зима). (слайд 2)
- Кто готов назвать тему урока? (Пришла зима)
- Давайте вместе скажем:
- «Здравствуй, гостья — Зима!» (слайд 3)
- Молодцы! Вы хорошо умеете отгадывать загадки и дружно отвечаете.
-Ребята, а какой месяц зиму начинает, а год кончает? (Декабрь). (слайд 4)
- Отгадайте какой месяц году начало, зиме середина? ( Январь). (слайд 5)
- А какой месяц зиму кончает? (Февраль). (слайд 6)
3. Этап целепологания.
-Давайте вспомним тему урока?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о Зиме, зимних явлениях.)
Ну что ж, вперед, в путь, в гости к Волшебнице Зиме, которая приготовила для вас много заданий и сюрпризов. Давайте отправимся в зимний сказочный лес.
4.Изучение нового материала. Работа в рабочей тетради.
-Откройте рабочую тетрадь на с. 24 упр. 22. Перед тем как отправиться в зимний лес, давайте выберем одежду и обувь для зимней прогулки. Отметьте галочкой выбранные рисунки.
- Молодцы ребята, оделись, а теперь в путь.
(Просмотр видеоролика «Зимняя сказка»)
- Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого еще, кроме деревьев мы можем встретить в нем? («Животных», «птиц»)
- Как вы думаете, происходят ли изменения в жизни животных и птиц с наступлением зимы?
-Что на самом деле происходят с животными в зимнем лесу, мы узнаем из сообщений, которые нам расскажут сами животные.
(Видеоролик «Как животные готовятся к зиме»)
- Ни одно время года не может быть так волшебно, как зима. Всё живое прячется от морозов, спят растения под снежными покрывалами. А чародейка-зима проверяет свои владения, добавляет снега, льда, инея, рисует чудные картины, но картины рисуют и животные, оставляя свои следы на снегу.
-Сейчас ребята, я предлагаю поиграть в игру «Следопыты», у вас на столах лежат конверты №1, достаньте пожалуйста содержимое и соотнесите в паре с соседом по парте животных с их следами. (работа в парах)
- А теперь, давайте проверим, внимание на доску. (слайд 7,8)
6. Словарная работа.
- Ребята, скажите пожалуйста, чьи это следы:
Лисьи следы или следы лисы;
Волчьи следы или следы волка;
Беличьи следы или следы белки;
Кабаньи следы или следы кабана;
Заячьи следы или следы зайца. ,(слайд 9)
7. Продолжение над изучением нового материала.
- Не только растения и животные подготовились пережить холод, но и птицы.
- Ребята, как же птицы готовятся к зиме?
(Многие птицы осенью улетели в теплые края.)
-Почему птицы улетают?
- Ответ на этот вопрос вы получите, выполнив задание «Волшебницы Зимы» на интерактивной доске.
- Вам необходимо выбрать лишние слова, если вы правильно это сделаете, то сложив первые буквы, узнаете ответ на вопрос.
Шуба, галоши, варежки, шапка. Галоши. Буква «Г».
Декабрь, январь, февраль, октябрь.Октябрь Буква «О»
Сосна, дуб, лиственница, ель. Лиственница Буква «Л»
Медведь, олень, барсук, еж.Олень Буква «О»
Аист, ласточка, дятел, журавль. Журавль Буква «Д»
- А какие еще птицы улетают в теплые края?
- Голод (читают дети слово).
-Так, что птицам страшнее: голод или холод?
-Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.
- И всё таки некоторые из них остаются зимовать.
-Ребята, какие птицы остаются зимовать?
(зимующие птицы)
- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?
- Как мы можем помочь птицам зимой? (кормушки)
Вывод: для животных и птиц наступает трудная пора
- Зимой мы с вами можем наблюдать такие интересные явления как:
-снегопад (обильное выпадение снега) (слайд 10)
-метель (перенос снега ветром) (слайд 11)
- изморозь (рыхлый, снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане) (слайд 12)
-гололед (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания) (слайд 13)
-оттепель (теплая погода с таянием снега, льда) (слайд 14)
Игра «Хлопки»
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, прилет птиц, изморозь, оттепель, радуга, гололед.- Молодцы! Я совсем забыла, ведь в гости не одна пришла, а со своим помощником. Хотите узнать кто это? А для этого необходимо отгадать загадку. Отгадайте, кто мой помощник?
Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и в миг Получился … СНЕГОВИК
- Ребята, хочу познакомить вас со Снеговичком. Он предлагает вам с ним подвигаться, повторяя движения за ним.
Физминутка(Дети под музыку исполняют движения снеговика)
- Почему Снеговичок любит зиму и снег? (Ответы детей.)
В жарких южных странах холодной зимы не бывает, и поэтому дети в этих странах никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку.
- Что вы можете африканским детям рассказать о снеге?
(Дети перечисляют известные им свойства снега)
- Молодцы ребята! Волшебница Зима предлагает выполнить еще одно задание.
-Возьмите, пожалуйста, конверт под №2, достаньте содержимое и соберите рассыпавшуюся картинку.
- Что у вас получилось? (Получили: снежинку).
-Ребята, а можно ли сказать, что снежинка очень красивое изделие?
- А раз изделие, значит создано руками человека? (слайд 15)
-А как тогда, рождаются снежинки, если их не делал человек?
Работа с текстом хрестоматии «Как рождаются снежинки»
- Раньше думали, что снег — это капельки воды. Но потом эта тайна была разгадана.
Капельки воды могут быть градинками, но не превращаются в снежинки. Высоко над землей, где парит сильный холод, из водяного пара образуются кристаллики — это льдинки крохотных размеров. Но это еще не снежинки. Кристаллики растут, соединяясь друг с другом, и, наконец, становятся красивыми звездами — снежинками.
- Приходилось ли вам когда-нибудь ловить снежинки на рукавички и рассматривать их? (Ответы детей).
- Снежинки все разные, разной формы. Снег, выпавший на землю, состоит из миллионов снежинок. Если они лежат не плотно друг к другу, то снег получается пушистый. Если на улице оттепель, как сегодня, то падающие снежинки собираются в хлопья, снег липкий, и для детей на улице много забав.
А вот чтоб узнать про зимние забавы, откроем учебник на с. 32-33.
8. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений
Работа по учебнику (с. 32-33).
-«Волшебница Зима» просит рассмотреть центральный рисунок в учебнике. Как одеты дети?
-Тепло. В зимнюю одежду.
-А как о себя ведут дети во время зимней прогулки?
- Им весело.
- А в какие игры можно играть зимой?
-Всегда ли безопасны зимние игры?
–нет
- На уроке мы с вами много говорили о том, как правильно вести себя во время зимней прогулки. Давайте вспомним эти правила и составим памятку «Безопасного поведения во время зимней прогулки», используя картинки слайда.
– Какие правила необходимо выполнять во время зимней прогулки?
Памятка «Безопасного поведения во время зимней прогулки»
1. Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязать шарф, застегнуть воротник; (слайд 16)
2. Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках, с них легче стряхнуть снег и в них теплее; (слайд 17)
3. Нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только очень холодная, но и недостаточно чистая для питья; (слайд 18)
4. Вернувшись, домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь: они завтра снова пригодятся; (слайд 19)
5. Будь осторожен, играя со снегом. Под снежным покровом могут быть «спрятаны» острые сучья, стекла. (слайд 20)
6. Нельзя играть на тонком льду водоема –это опасно для жизни! (слайд 21)
- Молодцы и с этим заданием Волшебницы-Зимы вы справились отлично. Она очень рада, что к ней в гости собрались такие умные и сообразительные ребята.
Итог урока.
- Молодцы, ребята. Ну что ж, и с этим заданием нашей гостьи вы справились. А теперь самое последнее.
- Давайте вспомним тему нашего урока?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- В волшебном конверте притаилась еще одна снежинка с загадкой:
Снег идёт, снег идёт,
У ёлочки собрался весёлый народ,
Все поют и пляшут, водят хоровод,
Дружно отмечают праздник … (Новый год). (слайд 21)
- У нас тоже есть елочка. Но она пока совсем не нарядная.
А давайте ее нарядим.
Ну, вот и все. Мне пора возвращаться к Дедушке Морозу. Очень мне понравилось у вас, и я хочу вам подарить на прощание памятки по безопасному поведению во время зимней прогулки.
Ну, что ж, встретимся на новогоднем празднике! До встречи, Ребята!
Дополнительный материал
Игра «Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой – … .Летом день длинный, а зимой – … .Летом солнце греет, а зимой – … .Игра «Пришло письмо»
Здравствуй, дядя Фёдор!
В деревню Простоквашино пришла зима! Солнце поднимается высоко над горизонтом и хорошо греет землю, каждый день идут проливные дожди, поэтому снега выпало много и он искрится на солнце всеми цветами радуги. Деревья радуют глаза своей листвой. Мы с Шариком часто бегаем купаться на речку. Хороши зимние забавы! Мы ходим на лыжах, катаемся на коньках, санках с горки, велосипеде, играем в снежки, строим снежные крепости, гоняем шайбу клюшками.
Приезжай скорее, будем играть и встречать вместе Новый год!
Кот Матроскин.
- Какие ошибки допустил в своём письме Кот Матроскин?