Конспект. Тема: Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь» Л. Яхнин «Осень в лесу» Н. Сладков «Сентябрь»


1. Образовательная программа «Перспектива»
2. 2 "б" класс, МБОУ «СОШ №10»
3. Тема: Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь»; Л. Яхнин «Осень в лесу»; Н. Сладков «Сентябрь»
4. Планируемые результаты:
предметные: познакомить учащихся с произведениями С. Маршака, Л. Яхнина и Н. Сладкова; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
личностные: развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой, прививать любовь к природе.
метапредметные:
РУУД: принимать и сохранять задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ПУУД: учить основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. КУУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.









Ход урока
Этапы урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Орг. Момент
Цель: настроить учащихся на плодотворную работу.
Психологический настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку. Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!
Настраиваются на урок.

РУУД:
Организовать себя на работу на уроке.

2. Проверка домашнего задания
Цель: проверить выполнение домашнего задания.
С. Маршак сборник стихотворений «Круглый год»
-Для начала проверим домашнее задание.
-Прочитайте выразительно произведения, которые вы подготовили из сборника «Круглый год».
-А как вы понимаете слова «прочитать выразительно»?

-Прочитать выразительно, значит передать через чтение настроение автора и свои чувства. Ребята, попробуем определить чувства ученика, который читает стихотворение.
-Что вы можете сказать, какие чувства испытывает ?
-Молодцы. Хорошо слушали и были внимательны.







-прочитать громко, четко, без ошибок.








РУУД: принимать и сохранять задачу,


3. Речевая разминка
Цель: подготовить речевой аппарат к выразительному чтению.
С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
-А теперь, прочитайте внимательно скороговорку.
-О ком и о чём говорится в ней?

- Какие звуки встречаются чаще всего?
-Давайте проговорим её сначала тихо и медленно, четко артикулируя все звуки. А теперь- чуть громче и быстрее.
А теперь на выдохе, в темпе скороговорки и четко выговаривая все звуки. Вдох и
-Молодцы. Хорошо справились с этим задание. Теперь ваши язычки готовы к работе.


-о ежах и мышах, которые спрятались в камышах.
-[ш], [ж], [р].
КУУД:
формулировать собственное мнение.


4. Постановка целей урока
Цель: поставить цель урока перед учащимися






















-с. 35
-Посмотрите, С.Я. Маршак назвал свой сборник стихотворений «Круглый год». Как вы, думаете почему?
- Какие произведения здесь собраны?
-Почему круглый год?



-Какое сейчас время года?
-А интересно ли это время года для поэтов и писателей?
почему вы так думаете?
-Могут ли быть произведения об осени одинаковыми?

-Сегодня мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказ и стихотворения, поговорим о них. Вам станут знакомы ещё три выдающихся русских писателя.
Какую осень видит каждый из поэтов и писателей и чье видение вам более понятно и интересно, вот это и узнаем.





-А кто их автор, вы узнаете из учебника.
-Открываем учебник на 35 странице.


-В нем рассказывается о каждом месяце года.

-стихотворения о месяцах.
-потому, что от какого месяца мы начнем считать год к нему же и вернёмся.
-Осень.
-ответы детей


-Нет. Это могут быть и стихотворения, и рассказы, и сказки.
РУУД: принимать и сохранять задачу,


5. Работа по теме урока
Цель: познакомить учащихся с произведениями С. Маршака, Л. Яхнина и Н. Сладкова; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
-с. 35 36
Стихотворения
1. С. Маршак.



















2. Л. Яхнин «Осень в лесу»
-Читаем задание, что нам необходимо сделать?




-Давайте вспомним, что мы знаем о С. Я. Маршаке.
-Молодцы.
Теперь обратите внимание на слайд. Как вы понимаете строчку «Хлеб молотят сёла,»
- «Хлеб молотят» значит выбивают , специальным орудием, зернышки пшеницы из колоска.
-Теперь, давайте прочитаем стихотворения в быстром темпе.
-Чем интересна осень в изображении С. Я. Маршака?


-Какой сентябрь у писателя? А октябрь?
-Что делают люди в сентябре? В октябре?



-Как ведет себя природа?



-Верно. Осенние месяце очень переменчивы, разнообразны. Осень насыщенное время года. С.Я. Маршак такой увидел осень. Но он не единственный поэт, которого заинтересовала осень.
-И продолжая знакомиться с произведениями об осени мы познакомимся с творчеством Л. Яхнина.
(рассказ о писателе)
-Прочитайте самостоятельно стихотворение Л. Яхнина.

-Как вы понимаете словосочетание ржавый лист? Объясните.


-Какой цвет присутствует в стихотворении? Докажите.
-Почему автор выбрал эти цвета?

-Как вы думаете, с каким настроением писал свое стихотворение этот поэт? Попробуем передать его настроение через выразительное чтение
-Приготовьтесь к выразительному чтению, прочитайте сначала про себя..
Слушаем..(спрашиваю 3-4 учащихся).
Чье

-Прочитайте в быстром темпе маленькие стихотворения С. Маршака из его книги «Круглый год»

-дети отвечают.




-Убирают




-Дети готовят выразительное чтение стихотворения.
-он точно описывает каждый месяц, какая погода, что делают люди в эти месяцы.
-Ясный. Дождливый.

-В сентябре молотят хлеб, открывается школа. А в октябре заготавливают дрова на зиму.
-В с-ре ещё ясное утро, птицы мчатся за моря. А в о-ре уже мертва трава и замолчал кузнечик.













Дети читают.


-насыщено желтый, красный лист. Лист, который появляется только осенью.

-ржавый, рыжий, оранжевый.
-т.к. Эти цвета чаще всего встречаются осенью.
-он грустил, был печальным.
ПУУД: учить основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. КУУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.


6. Физкультминутка Цель:снять у учащихся физическую напряженность.

А теперь немножко отдохнем.
Представьте, что вы мышата.
а) мышонок крадётся (движение на цыпочках);
б) мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);
в) мышонок танцует (различные танцевальные движения).



7. Продолжение работы по теме урока
Цель:Цель: познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова; отрабатывать навыки осознанного чтения.
-с. 36
-Н. Сладков «Сентябрь»

-Следующий автор, с чьим творчеством мы познакомимся это Николой Иванович Сладков.
(рассказ об авторе)
-А теперь прочитайте текст Н. Сладкова на с. 36
-Как автор описывает осенние листья?
-Да, ребята, посмотрите, как замечательно описывает нам автор осенние листья, и кажется что они живые.
-А что увидел в осеннем лесу Сладков? С кем он сравнивает осенний лес? Почему?
-И тут природа как- будто оживает. Становится волшебной.
-Какие цвета он видит?
-



-Что услышал автор?

-От куда эти звуки?
-Верно. Молодцы. Внимательно читали текст.
-Теперь скажите какое настроение было у автора?
.



-Сравните прочитанные тексты. Выберете текст, который вам больше всего понравился и прочитайте его ещё раз.









-


-дети отвечаот.








-Золото-желтый, пурпур -красный, бронза коричневый, малахит-зеленый.
-шорохи, шелест, шёпоты.
-от листочков.



-хорошее. Он много раз повторяет слово ХОРОШО.




-Похожи тем, что они рассказывают нам о осени. Отличаются тем, что это стихотворения и рассказ.
ПУУД: учить основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. КУУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.


8. Рефлексия
Цель:организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

-С какими настроением вы заканчиваете урок? Почему?
-Что вам удалось?

РУУД
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

9. Подведение итогов урока
Цель: проверить понимание учащимися темы урока.

-Что нового вы узнали на уроке?
-Что вам показалось особенно интересным?

РУУД
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


10. Домашнее задание
Цель:организовать выполнение д/з.

1. Подготовить выразительное чтение изученных на уроке произведений.
2. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему устный рассказ.










15