Урок по литературному чтению Суд над декабрем
Урок литературного чтения
Зимушка-зима. "Н.И. Сладков. Суд над декабрем".
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Н.И. Сладкова;
совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения,
формирование навыки чтения про себя разнообразных по жанру произведений,
развивать умение анализировать текст, образное восприятие окружающего мира, словарный запас, связную речь;
воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное.Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства.Оборудование: учебник, раздаточный материал ( экспресс-карточки, электронная презентация)
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Психологический настрой.
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Начинаем урок.
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим путешествие по сказочной зимней книге.
- Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны.
II. Речевая разминка.
Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:
- Страница «Зимняя речевая разминка»
1) Разминка. Логопедическая зарядка.
Ок-ок-ок-выпал снежок
Ул-ул-ул- ветер подул
Ели-ели-ели-птицы улетели
Оз-оз-оз пришел мороз
Ма-ма-ма-наступила зима
2) - Прочитай быстро и выразительно.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
- Какое слово чаще всего повторяется?
3) - Собери слоги и прочитай стихотворение
Зим ний лес в о бъять ях ти ши ны
За дре мал, у ку тав вет ки сне гом.
Бу дет спать спо кой но до вес ны
Он те перь под се реб рис тым не бом.
4) Проговаривание скороговорок в группах:
1-я гр. Зимним утром от мороза на заре звенит береза. – с логическим ударением.
Значение слова Заря по Ефремовой:Заря - 1. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца. // Время появления на горизонте такого освещения. 2. перен. Начало, зарождение чего-л. (обычно радостного, светлого).
2-я гр. Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне.
– C разным настроением (весело, печально, загадочно) с разной интонацией (?.!).
3-я гр. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу - с разной интонацией (?.!).
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.
Страница «В гостях у Снегурочки »
Загадка.
Я - внучка Мороза и Вьюги,Являюсь сюда каждый год!Со мною снежинки-подругиВесёлый ведут хоровод.
- Екатерина Алябьева написала стихотворение про Снегурочку. Прочтите его на с. 85.
- Найдите однокоренные слова. Сколько их?
- Снегурочка,снежки,снежинок,снегирей,заснеженном,снегопадом,подснежник,снегами -?? 8 нет 7
-"Слова "снегирь" и "снег" однокоренные?" Ответ справочной службы русского языка:"В современном русском языке эти слова не однокоренные".
- Прочитайте выразительно стихотворение.(презентация PREZI)
- Как вы думаете, что еще делала Снегурочка в лесу (надевала зайцам шубки, ждала Деда Мороза, лепила снеговиков)
IV. Физкультминутка. Снеговик Антошка.
V. Восприятие и осознание учебного материала.
Страница «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»
Игра «Дополни пословицу» :
1гр. В … год кончается, зима начинается
2 гр. … – году начало, зиме середина
3 гр. Вьюги да метели в … налетели
2. - Как еще можно назвать зимние месяцы? Мы читали В.Бианки «Синичкин календарь». Календарь – это расписание солнышка на целый год. год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев- столько сколько у людей пальцев на передних лапах: ф,м,а,м,и,и,а,с,о,ноябрь. А самый последний месяц двенадцатый, хвостик года - декабрь.
- Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)
VI. Сообщение темы и цели урока.
- Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказки послушать сказку. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?
Значение слова Суд по Ожегову:Суд - Судьи, те, кто судит
Суд Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между длительными лица ми, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел
Суд Мнение, заключение
Суд Общественный орган, рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива
Суд Разбирательство дел в таких органах
3.Знакомство с произведением.
- Откройте с.86-87. Кто написал? Николай Сладков. Какие произведения мы читали? Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши читательские дневники подтверждают это.
- Начнем знакомиться с этой сказкой. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. (Чтение. Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка)
4. Проверка понимания содержания сказки
- Зачем собрались на льду птицы и звери?
- За что судили декабрь? – За что же звери судили Декабрь?
(самоуправство, скукота, снега плохие).
Словарная работа:
Натерпелись= Терпеть - 1. Стойко переносить физические и моральные страдания, лишения.- В чем Ворон обвинил Декабрь сначала??
- Что значит «заморить червячка»?
В современном русском языке фразеологизм «заморить червячка» означает «слегка закусив, утолить голод» (Словарь русского языка С. И. Ожегова, 1975).
- Чем еще не понравился декабрь ворону?
- Скучища – это Невыносимая скука. Скука - 1. Тягостное душевное состояние, вызываемое отсутствием дела, интереса к окружающему.
- За что еще Ворон обвинил Декабрь?
Отощали -синонимы: похудели, потеряли вес, оголодали.
- Кому понравились длинные декабрьские ночи? (филину)
- Почему Налим заступился за Декабрь?
Полынья - Незамерзший или уже растаявший участок ледяной поверхности моря, озера, реки и т.п.
- Что значит высовывается и булькает?
- Кому понравились декабрьские снега? (тетереву и глухарю) Что сказали Тетерев и Глухарь?
5. Чтение по ролям
- Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? какой приговор вынесли звери?(оправдали) Почему? (Месяц из года не выкинешь)
- О чем предупредили декабрь?
-Так о каких приметах зимы мы узнали? ( День короткий, а ночь длинная. Чем ночь длиннее тем сытнее филину. Месяц из года не выкинешь.)
6. Определение главной мысли.
- Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.
1) В природе все идет своим чередом. 2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.
3) Бережно относись к природе!
VII. Гимнастика для глаз.
VIII. Закрепление материала.
Страница «Экспресс контроль»
1.Работа по карточкам по вариантам.
2. Игра «Собери стихотворение»
- Много сегодня мы говорили о зиме. Пока мы читали, писали к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите «собрать» стихотворение и назвать их автора.
Игра «Собери стихотворение» стр. 87
Чтоб не мёрзли.
Зимушка-зима
принесла морозы
Для зверей — зимовье
Зимнюю одежду людям,
И под снегом — озимь Зимние забавы
и сосульки-слёзы
Екатерина Алябьева
Зимушка-зима
Зимушка-зима принесла морозы.
Зимние забавы и сосульки-слёзы.
Для зверей — зимовье
И под снегом — озимь
Зимнюю одежду людям,
Чтоб они не мёрзли.
ІХ. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие по по сказочной зимней книге. Что вам особенно понравилось?– Почему декабрь первый зимний месяц?– Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему?– Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.
Х. Оценивание.
– Оцените свою работу на уроке. Оценивает учитель по карточкам.
ХІ. Домашнее задание.
читать по ролям.
нарисовать фильм.
сочинить сказку «Зимние разговоры»
- Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.