Пояснительная записка к программе по предмету Окружающий мир 3 класс по Виноградовой
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от «6» октября 2009 г (с изменениями и дополнениями от: 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г.);
- положения о рабочей программе учебных предметов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 118» города Барнаула;
- авторской издательской программы Н.Ф. Виноградовой (Программа «Окружающий мир». 1-4 классы, М.: Вентана-Граф, 2013г., УМК «Начальная школа XXI века». )- образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
Место предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебных недели)
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» ориентирована на организацию образовательного процесса с учащимися 3 класса по УМК:
Учебник: Окружающий мир, авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. изд. «Вентана - Граф», 2013 г.
Рабочие тетради: «Окружающий мир» №1 и №2 авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. изд. «Вентана - Граф», 2015г.
Дополнительная литература: 1. Окружающий мир (Методика обучения), Автор Виноградова Н.Ф., изд. «Вентана - Граф», год издания 2006г.
Цели обучения окружающему миру в 3 классе:
Формирование социального опыта школьника.
Осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество».
Воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи обучения окружающему миру в 3 классе:
Научить:
Называть:
Тела живой и неживой природы;
Планеты солнечной системы
Свойства воздуха и воды;
Древние города и их достопримечательности;
Имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России
Причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ.
Различать (соотносить):
Год, век, арабские и римские цифры;
Названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
Растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
Животные разных групп (одноклеточные- многоклеточные, беспозвоночные- позвоночные);
Приспособления животных к среде обитания;
Особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
Понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
Объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
Характеризовать условия жизни на Земле, природные зоны России;
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
Раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
Составлять описательный рассказ о животном (растении по плану учителя и самостоятельно составленному;
Соблюдать правила поведения в природе, участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства
Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
Работать с географической и исторической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя;
Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание предмета «Окружающего мир» в 3 классе
Введение (1ч.)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Земля - наш общий дом (10 ч.)
Солнечная система. Солнце- звезда. Земля- планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План.
Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце- источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоёмы и их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды и водоёмов от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух- смесь газов. Охрана воздуха.
Почва- среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.
Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыняРастительный мир Земли (11ч.)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.Растения- живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Грибы (1ч.)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Животный мир Земли (11ч.)
Животные - часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные
Животные- живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14ч.)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи)
Портрет славянина Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство- основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч.)
Что такое земледелие. Хлеб- главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России. Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города
Уроки – обобщения
Древняя Русь, Московская Русь, Россия.
Экскурсии
В природные сообщества, на водный объект.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы.
Работа с картой. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами
Тематический план изучения
учебного предмета «Русский язык»
Раздел Тема урока Количество часов
1 Земля – наш общий дом 7
2 Человек изучает Землю 4
3 Царства природы 28
4 Наша Родина: от Руси до России 11
5 Как люди жили в старину 12
6 Как трудились в старину 6
Итого 68