Анализ учебной литературы Валентина Жакович «Готовимся к музыкальному диктанту»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа №2 им. В.А. Коха
г. Ноябрьска
Анализ учебной литературы:
Валентина Жакович «Готовимся к музыкальному диктанту»
Выполнила: Сулима Александра Юрьевна
преподаватель хоровых дисциплин
высшей категории
Ноябрьск, 2016 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………. стр. 3
2. Основная часть……………………………………………………………….. стр. 4
3. Заключение…………………………………………………………………… стр. 8
4. Список используемой литературы…………………………………………. стр. 9
Введение
Обучение детей в музыкальных школах на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Музыкальные способности детей, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Они тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.
Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.
Если раньше – на первом этапе формирования этого предмета – занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, интонационные упражнения, чтение с листа, диктант.
Диктант является одной из самых сложных форм работы на уроке сольфеджио. Это своеобразный итог всего процесса обучения. С одной стороны, ученик должен показать уровень развития музыкальной памяти, мышления, всех видов музыкального слуха, а с другой – показать и определённые теоретические знания, помогающие грамотно записать услышанное. Поэтому, процесс записи диктанта требует выработки особых, специальных навыков и прежде чем приступить к этой форме работы, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к ней хорошо.
Поэтому, в силу особенностей детей младшего возраста, очень важен «додиктантный» период, - та подготовительная работа, которая закладывает у учащихся фундаментальную базу навыков и умений, обеспечивающую в дальнейшем возможность грамотно записывать музыкальные диктанты.
Основная часть
Учебно-методическое пособие Жакович В. «Готовимся к музыкальному диктанту» адресовано преподавателям сольфеджио детских музыкальным школ.
Музыкальный диктант – одна из наиболее сложных и ответственных форм работы на занятиях сольфеджио.
Тема представляется весьма актуальной, так как именно музыкальный диктант вызывает у учеников наибольшее количество затруднений.
«Проблемной» формой работы диктант является и для педагога, которому надо выработать навык его записи у всех учащихся без исключения, независимо от их способностей и качества музыкального слуха.
Автор данной работы видит свою разработку больше как МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, нежели, как создание собственной методики.
Данное пособие включает в себя такие виды деятельности «додиктантного периода» как:
Освоение нотной грамоты
Освоение длительностей
Переписывание нот
Усвоение порядка нот
Ступени
Мелодические элементы
Скачки
И как итог – «Основные принципы записи одноголосного диктанта».
Освоение нотной грамоты
«Секрет» записи диктанта кроется в навыке «быстрой записи звуков в «реальном времени». А так как мир маленького ребёнка тесно связан с игрой и сказкой, в этот период нужно как можно больше применять элементы игры, яркие картинки, весёлые стихи.
Например.
Отгадай, как зовут детей:
Разгадай ребусы-ошибки.
Обведи кружочком все ноты ЛЯ
К более серьёзным заданиям относятся диктанты на знание нот, в которых учитель проговаривает, сначала просто называя ноты, а затем и в определённом ритме.
Весьма полезно записывать небольшие группы нот, стимулируя внимание ученика тем, что группа будет проговариваться только один раз.
Освоение длительностей
«Ритмической составляющей диктанта» нужно уделять особое внимание.
В этом может помочь игра.
Например.
Помоги Деду Морозу раскрасить конфетти в различные цвета.
Например.
Запиши ритмический рисунок фразы не чёрточками, а длительностями.
По горам, по долам ходят шуба да кафтан.
(Загадка).
В изучении понятия ДОЛЯ, поможет следующее задание.
Например.
Какие слова соответствую 2-х дольным тактам, а какие 3-х дольным и 4-х дольным. Соедини слова с тактами.
Например.
Расставь правильно тактовые чёрточки и определи, сколько долей в такте.
Переписывание нот
В первом классе представляется очень полезным простое переписывание нот. Сначала ребёнок просто переписывает песенку, которую он должен выучить к уроку, потом можно предложить переписать её нотами другой октавы. Впоследствии представляется полезным переписывание отрывков из музыкальных произведений (примерно того же уровня, который ученики осваивают на специальности).
Усвоение порядка нот
Очень важным на первом этапе представляется слуховое усвоение порядка нот.Необходимо довести этот навык до уровня автоматизма. Тут хорошо помогаю игры в ЭХО, ДРАЗНИЛКИ, ПОВТОРЯЛКИ. Но самую неоценимую помощь оказывают секвенции.
Секвенции можно петь по цепочке или с пропуском звеньев, что очень развивает внутренний слух.
Ступени
Работа над осмыслением и слуховым восприятием СТУПЕНИ представляется одной из самых важных в выработке навыка записи музыкального диктанта.
Первое-то мыслить ступенями. Для выработки этого навыка подходят любые упражнения, связанные с подписыванием ступеней, или, наоборот, определение по ступеням данной конкретной ноты и т.д.
Как только учащиеся познакомятся с понятием ТОНАЛЬНОСТЬ, необходимо вводить транспонирование (именно по ступеням).
В качестве домашних заданий можно предлагать заучивать упражнение наизусть сразу в двух-трёх тональностях.
Можно предложить детям спеть дорожки из ступеней от Доминанты к Тонике.
Задание письменно.
Записать секвенцию или ступеневую дорожку в заданном ритме или придумать свой ритмический рисунок на заданную ступеневую дорожку.
Некоторые общие подготовительные формы диктантов, используемые в первый год обучения
Очень полезны некоторые формы заданий, непосредственно подготавливающие запись полноценного диктанта:
1. Записывание по памяти ранее выученной песенки.
2. Диктант с ошибкой.
3. Диктант с пропусками.
4. Правильно оформить ритмически выписанную ступеневую дорожку.
5. Запись обыкновенных ритмических диктантов.
6. На доске выписаны головки нот. Дети должны правильно оформить ритмически.
Заключение
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в первом классе закладываются главные, базовые навыки записи музыкального диктанта.
Это умение правильно «слушать», запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст, умение осмыслить его графически и правильно записать, умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, чётко продирижировать её, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю.
Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.
Список используемой литературы
Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967.
Давыдова Е. Методика преподавания музыкального диктанта. М.,1975.
Егорова И.В. «Развитие вокально–интонационных навыков». Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/09/08/razvitie-vokalno-intonatsionnykh-navykov-solfedzhirovanie-i
Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М., 1994 г