Пояснительная записка к рабочей программе. Окружающий мир. 2 класс
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, программы «Окружающий мир» для учащихся 2-х классов. Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков («Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова»/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г.), соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, годовому календарному графику и учебному плану школы на 2016 – 2017 уч. год
На предмет « Окружающий мир» во 2 классе базисным учебным планом начального общего образования выделяется 68 часов(2 часа в неделю, 34 учебные недели) Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Цель курса - формирование у школьников широкой целостной картины мира
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 2кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014г.
2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 кл. к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014 г.
3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир»
2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014г.
4.Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно- тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир».1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014 г.
Количество часов
В неделю
1четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего ( в год)
2 часа
68ч
Содержание учебного предмета
№
Разделы
Количество часов
Общий взгляд на Землю.
5
Как изучают окружающий мир.
9
Космос и планета Земля.
10+4=14
Взаимодействие сил природы.
22
Живая природа
18
Итого:
68 часов
Программа составлена для учащихся 2 «Г» класса. Состав класса гетерогенный. В классе 25 учеников. 27 % детей с заниженной самооценкой, 4 гиперактивных мальчика. Уровень знаний и умений учащихся по предмету соответствует программным требованиям. Учебный процесс по предмету включает проведение практических работ и экскурсий. Предпочтительные формы организации учебного процесса: классно-урочная, экскурсия. Предпочтительные формы контроля: практические работы, тестирование, проверочные работы.
Перечень проверочных работ
Проверочная работа « Космос и планета Земля»
20мин.
Проверочная работа по теме «Живая природа»
15 мин.
Тестирование
Тестирование по теме « Как изучают окружающий мир»
15мин.
Тестирование по теме «Взаимодействие сил природы»
15мин.
Проекты
Проект « Времени неслышные шаги»
45 мин.
Проект по ОБЖ « Опасные ситуации, которые могут возникнуть летом»
45 мин.
Перечень практических работ
№
Темы
Время
Материально-техническое обеспечение
Практическая работа с физической картой полушарий. ( 20 мин)
20 мин
Карта полушарий.
Практическая работа. «Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств» . ( 12 мин)
12 мин
Сахар, соль, лимон, лист герани, кнопка.
Практическая работа «Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега ».
10 мин
Термо
·метры.
Практическая работа « Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии» .
20 мин.
Лед, вода, электрический чайник .
Практическая работа «Нахождение на карте и глобусе изучаемых объектов».
15 мин
Физическая карта мира, глобус.
Практическая работа «Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу»
25 мин.
Практическая работа «Изготовление примитивного компаса. Ориентирование на местности с помощью компаса». (20 мин.)
20 мин.
Компас.
Практическая работа «Ориентирование на местности по народным приметам»
20 мин.
Интерактивная доска
Практическая работа «Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора».
20 мин
Глобус
Практическая работа «Определение свойств воды как жидкости».
( 10 мин)
12 мин
Вода, акварельные краски, сахар
Практическая работа «Растворение веществ в воде, фильтрование» .
12 мин
Вода, воронка, бумажный фильтр.
Практическая работа «Определение свойств воздуха»
15 мин.
Воздушный шарик.
Практическая работа «Определение направления ветра с помощью флюгера». ( 10 мин)
10 мин
Флюгер. Интерактивная доска
Практическая работа « Изучение особенностей внешнего строения различных групп растений» (15 мин.)
15 мин.
Гербарии, рисунки.
Таблица групп растений.
Практическая работа « Проращивание семян» (15 мин.)
15 мин.
Семена, мох, вата. вода.
Практическая работа « Классификация плодов и семян»
(15 мин.)
15 мин.
Муляжи плодов, рисунки.
Практическая работа «Наблюдение и уход за комнатными растениями»
(15 мин.)
15 мин.
Комнатные растения, лейка, тряпочка,
Практическая работа «Различение на рисунках съедобных и ядовитых грибов». (15 мин.)
15 мин.
Рисунки. Таблицы. Интерактивная доска
Практическая работа « Изучение особенностей внешнего строения животных» (15 мин.)
15 мин.
Таблица групп животных. Рисунки. Интерактивная доска.
Экскурсии
Экскурсия в школьную библиотеку
45 мин.
Экскурсия в парк.
45 мин.
Экскурсия к водоему.
45 мин.
Экскурсия в природу.
45 мин.
В программу не вносились изменения.
Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять фиксацию указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, но природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Перечень дополнительной литературы и интернет ресурсов.
Литература для учителя
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 2кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014г.
2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 кл. к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014 г.
3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир»
2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014г.
4.Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно- тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир».1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Литература для учащихся.
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 2кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 кл. к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
3.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: книга для чтения по курсу « Окружающий мир».- Самара: Корпорация « Федоров», 2012Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу « Окружающий мир».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.
Перечень учебного оборудования
Наглядные пособия:
натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород; изобразительные: - муляжи плодов, животных; - таблицы групп растений и животных; - физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи; - атлас для начальных классов; - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; - рисунки, слайды, диафильмы; -самодельные наглядные пособия; -интерактивная доска; -микроскоп.
13PAGE 15
13PAGE 14715
15