Разработка урока по литературе Многогранность поэтического мира начала XX века» (обобщающий урок по творчеству поэтов «серебряного века»)
«Многогранность поэтического мира начала XX века»
(обобщающий урок по творчеству поэтов «серебряного века»)
(6 класс)
Цели урока 1. Обобщить полученные знания о поэзии начала 20 века.
Учить умению выразительного чтения и анализа
поэтического произведения.
2. Формирование коммуникативных компетенций
учащихся: развитие устной речи.
3. Воспитание чувства прекрасного через открытие
красоты и гармонии мира в поэзии.
Предварительная работа: (домашнее задание) каждая группа учащихся готовит презентацию (4-5 слайдов) о творчестве одного из поэтов начала 20 века и выразительное чтение наизусть стихотворения данного поэта.
Ход урока
В литературе 20 века «запечатлены
великие порывы духа и ярко горят
умы великой красы и силы, сердца
святой чистоты – умы и сердца
истинных художников»
М Горький
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы познакомились на уроках литературы с произведениями отдельных поэтов конца 19 - начала 20 века, чье творчество принято относить к «серебряному веку» русского искусства. Почему же именно так именуется поэзия этих художников слова?
Рубеж XIX-XX веков оказался временем, предельно насыщенным событиями большого исторического масштаба, мировая война, три революции, свержение правительств, общественные, национальные потрясения – все эти события сопровождались стремительным развитием общественной мысли и культуры.
Наиболее ярко, экспрессивно, эти мысли и чувства запечатлелись в поэзии тех лет. Начало XX века ознаменовалось в русской лирике активным поиском и в области содержания, и в области формы. Большинство поэтов придерживалось самых разноречивых взглядов на окружающую их действительность и на то, каким образом она должна быть отражена в искусстве. Каждый стремился по-своему осмыслить окружающее, отразить мысли, чувства, желания своих современников и свои собственные. Так появилось, по выражению Маяковского, все «больше поэтов хороших и разных». Их объединяла любовь к родине, вера в народ, надежда на победу лучшего в человеческой душе, готовность к жертве, к подвигу во имя новой, высокой и светлой жизни.
И сегодня у нас обобщающий урок по творчеству поэтов «серебряного века». Каждой группе предложено представить одного из поэтов и выполнить задания по их творчеству.
II. Работа в группах. Выполнение заданий и подготовка выступления.
Группа №1 Творчество Н.С.Гумилева.
Задания. 1) Прочитайте стихотворение поэта «Старые усадьбы».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите размер стихотворения и принцип рифмовки.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение? Выразите свое
отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы задания.
Дома косые, двухэтажные
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, -
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
О, Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Группа №2 Творчество К.Д.Бальмонта.
Задания. 1) Прочитайте стихотворение поэта «Родная картина».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите размер стихотворения и принцип рифмовки.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение? Выразите свое
отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы задания.
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, -
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Группа №3 Творчество Саши Черного.
Задания. 1) Прочитайте стихотворение поэта «На пруду».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение? Выразите свое
отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы задания.
Березки толпятся кольцом
И никнут в торжественной пудре,
А солнце румяным кольцом
Сияет сквозь снежные кудри.
На гладком безмолвном пруду
Сверкают и гаснут крупицы.
Подтаяв, мутнеют во льду
Следы одинокой лисицы
Пожалуй, лежит под кустом –
Глядит и, готовая к бегу,
Поводит тревожно хвостом
По свежему, рыхлому снегу
Напрасно! Я кроток, как мышь
И первый, сняв дружески шляпу,
Пожал бы, раздвинув камыш,
Ее оснеженную лапу.
Группа №4 Творчество С.Есенина.
Задания. 1) Прочитайте стихотворение поэта «Весенний вечер».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение? Выразите свое
отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы задания.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Группа №5 Творчество В.В.Маяковского.
Задания. 1) Прочитайте стихотворение поэта «Тучкины штучки».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение? Выразите свое
отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы задания.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф.
III. Выступление групп. 1) Презентации каждой группы о творчестве одного из
поэтов.
2) Художественное чтение наизусть стихов.
3) Выступления по наработанному материалу.
IV. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
По-разному сложились судьбы тех, кто создавал поэзию на рубеже XIX-XX веков: одни всей душой приняли революцию, другие не смогли понять событий, сопряженных насилием и даже смертями, и предпочли покинуть страну, третьи попытались жить и творить по-прежнему. Уехавшие мучились и страдали, одни из них умирали на чужбине, другие возвращались домой, многие сгинули в вихре грозовых драматических лет. Но все эти поэты участвовали в рождении серебряного века русской поэзии. Каждый из поэтов стремился по-своему отразить и осмыслить окружающее, но роднило всех одно – большая любовь к родине, к народу.
Предложить учащимся раскрыть смысл эпиграфа к теме урока.
V. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворения каждого из поэтов
(на выбор из представленных в учебнике в разделе «Поэзия начала 20 века»).
( карточки с заданиями )
Группа № 1 Задания по произведению Н.С.Гумилева
«Старые усадьбы»
1) Прочитайте стихотворение поэта «Старые усадьбы».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите размер стихотворения и принцип рифмовки.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Выразите свое отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы
задания.
Оцените работу каждого участника группы
Фамилия, имя учащегося
Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Группа № 2 Задания по произведению К.Д.Бальмонта «Родная картина»
1) Прочитайте стихотворение поэта «Родная картина».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите размер стихотворения и принцип рифмовки.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Выразите свое отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы
задания.
Оцените работу каждого участника группы
Фамилия, имя учащегося
Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Группа № 3 Задания по произведениям Саши Черного «На пруду»
1) Прочитайте стихотворение поэта «На пруду».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Выразите свое отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы
задания.
Оцените работу каждого участника группы
Фамилия, имя учащегося
Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Группа № 4 Задания по произведению Сергея Есенина «Весенний вечер»
1) Прочитайте стихотворение поэта «Весенний вечер».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Выразите свое отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы
задания.
Оцените работу каждого участника группы
Фамилия, имя учащегося
Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Группа № 5 Задания по произведению В.Маяковского «Тучкины штучки»
1) Прочитайте стихотворение поэта «Тучкины штучки».
2) Определите тему стихотворения.
3) Сформулируйте основную мысль стихотворения.
4) Найдите художественные средства выразительности в
стихотворении.
5) Определите принцип рифмовки стихотворения.
6) Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Выразите свое отношение к произведению.
7) Приготовьте выразительное чтение стихотворения и
выступление, в котором кратко осветите все вопросы
задания.
Оцените работу каждого участника группы
Фамилия, имя учащегося
Оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дома косые, двухэтажные
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси, -
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
О, Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
Ряд берез, и вид унылый
Придорожного столба.
Как под гнетом тяжкой скорби,
Покачнулася изба.
Полусвет и полусумрак, -
И невольно рвешься вдаль,
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Березки толпятся кольцом
И никнут в торжественной пудре,
А солнце румяным кольцом
Сияет сквозь снежные кудри.
На гладком безмолвном пруду
Сверкают и гаснут крупицы.
Подтаяв, мутнеют во льду
Следы одинокой лисицы
Пожалуй, лежит под кустом –
Глядит и, готовая к бегу,
Поводит тревожно хвостом
По свежему, рыхлому снегу
Напрасно! Я кроток, как мышь
И первый, сняв дружески шляпу,
Пожал бы, раздвинув камыш,
Ее оснеженную лапу.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15