Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих
Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих
Цели и задачи:
1. Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями.
2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию, высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.
3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.
4. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.
Структура (занятия) игры.
Игра содержит элементы проблемного урока (работа в творческих группах, групповая дискуссия) и предполагает участие в ней всего класса. Она может быть проведена как развивающее занятие и как особый урок.
I. Подготовительный этап
В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами по 5-6 человек.
II. Игра-упражнение «Поздороваемся »
Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшими количеством присутствующих.
III. Вступительное слово учителя.
Единственная настоящая роскошь -
это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент Экзюпери
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
IV. Задание «Разминка»
На каждом столе чистый лист бумаги. К слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща...). Проверку начинают с группы, придумавшей наименьшее количество слов.
Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.
Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила? (ответы детей)
А какие мешают? (ответы детей)
На доску в 2 колонки прикрепляются карточки с названием качеств, помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.
А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)
Памятка (правила культурного общения)
Уважай собеседника.
Будь тактичен.
Не унижай собеседника.
Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
Будь внимателен к собеседнику.
Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
Стремись к взаимопониманию.
- Любой контакт, который возникает между людьми, вызывает у них какие-то эмоциональные реакции. Давайте представим некоторые жизненные ситуации.
V. Упражнение «Чувства» Продолжите фразы (по кругу):1. Когда я вижу человека, идущего мне навстречу, я чувствую...2. Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую...3. Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую...4. Когда я вижу незнакомого юношу, идущего мне навстречу, я чувствую...5. Когда мне навстречу идет красивая девушка, я чувствую...6. Когда я вижу, что мне навстречу идет мой одноклассник, я чувствую...7. Когда я вижу человека, с которым я поздоровался, но он меня не заметил, я чувствую...8. Когда я вижу знакомого, который остановился и что-то ищет у себя в кармане, я чувствую...9. Когда передо мной человек, с которым я дружески поздоровался, приняв его за знакомого, но потом понял, что я ошибся, я чувствую...10. Когда мне навстречу идет человек, с которым мне не хотелось бы встречаться, я чувствую...11. Когда мне навстречу идет знакомый, с которым мы очень давно не виделись, я чувствую...12. Когда мне навстречу идет человек, который разговаривает сам с собой, я чувствую...13. Когда я вижу идущую мне навстречу учительницу, у которой в руках тяжелые сумки, я чувствую...14. Когда я вижу юношу (девушку), с которым (ой) у меня недавно закончился роман, я чувствую...
- Какие разные шли навстречу люди, и они вызывали самые разные эмоции. А вот к вам подходит знакомый человек и произносит следующее (далее ведущий по очереди обращается к каждому ученику и просит каждого отреагировать, дать реплику в ответ):· Тебе не идет эта прическа!· У тебя неумное выражение лица!· Какой ты худой и длинный!· Слушай, ты ужасный зануда!· Ты производишь впечатление легкомысленного человека!· У тебя мятый костюм!· А ты вообще безвкусно одета!· У тебя какая-то неуклюжая походка!· Что ты молчишь, как будто никаких умных мыслей нет в твоей голове!· А ты слишком болтлива и производишь впечатление поверхностного и легкомысленного человека!· Такое впечатление, что ты слабый человек и не умеешь постоять за себя!· Вечно ты такой никчемный что ни попросишь, все сделаешь кое-как!· А ты слишком о себе высокого мнения, хотя на самом деле ничего собой не представляешь!· Ну ты и бессовестный!· Ну ты и бестолковая!· Привет, сонная муха!
VI. Рисунок «Обида»Нарисуйте на листе картинку, которая будет отображать ваши обиды.
Упражнение-активатор Каждый берет ранее нарисованный им рисунок «Обида» и пытается «исправить» его, превратить в рисунок, соответствующий положительным эмоциям. Затем рисунок передается соседу справа и далее движется по кругу. При этом каждый по-своему дорисовывает его. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину. - Посмотрите на свой рисунок. Если вы видите, что обида исчезла, превратилась в то, что можно оставить при себе, то пусть эта картинка останется у вас. Если же обида не исчезла, то скомкайте этот рисунок, вложите в это действие все оставшиеся в вас отрицательные эмоции и выбросьте этот комок оставшихся обид в урну. Молодцы!
Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
VII. Толерантность.
Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению.
Интолерантность –это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
- Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности при выполнении следующего задания. Для выполнения этого задания вам необходимо объединиться в группы.
VIII. Задание по группам: каждый стол получает карточку, на которой описана школьная ситуация. Необходимо обсудить в группе данную ситуацию и вынести свое решение.
Ситуация 1
Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то, как объясните свой отказ?
Ситуация 2
В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится или обиден для вас. Ваши действия.
Ситуация 3
Ваши одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.
IX. Этап самооценки
Каждый учащийся сдает учителю лист самооценки участия в групповой работе (по пятибалльной шкале).
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1, 2, 3, 4, 5.
Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1, 2, 3, 4, 5.
Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1, 2, 3, 4, 5.
Х. Завершение игры.
Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, и завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Если представится возможность, постараться тоже оказаться в центре круга. Этим игра и завершается.
15