Конспект урока литературного чтения в 1 классе С.Я.Маршак. Угомон. Э.Э.Мошковская. Можно всему-всему научиться.

Литературное чтение 1 класс
Тема урока:
С.Я.Маршак. Угомон.
Э.Э.Мошковская. Можно всему-всему научиться

Планируемые результаты:
–личностные: формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивать свои действия, поступки;
–метапредметные: регулятивные – учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные – понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, уметь задавать вопросы, слушать одноклассников, владеть диалогической формой речи; познавательные – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
–предметные: учить полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, представлять в своем воображении образ Угомона, читать текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.

Педагогические задачи:
учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отвечать на вопросы по содержанию стихотворения и ранжировать произведения по их тематике; пробудить интерес к творчеству С. Маршака; развивать воссоздающее и творческое воображение; расширять читательский кругозор; обогащать грамматический строй и лексический запас речи.

Оборудование: портреты С.Я.Маршака и Э.Э.Мошковской, презентация о С.Я.Маршаке, аудиозапись стихотворения С.Я.Маршака «Угомон», стенд о В.П.Мосолове, теневые картинки для викторины по произведениям С.Я.Маршака.

1.Орг. момент.
Самостоятельное чтение учениками библиотечной книги в течение 3 минут.

2.Проверка домашнего задания.
Речевая гимнастика.
Бегут, бегут со двора
Гулять, гулять в луга
Курка-гарабурка каки-таки,
Утка-поплавутка бряки-кряки,
Гусь-водомусь гаги-ваги,
Индюк-хрипиндюк шулды-булды,
Свинка-толстоспинка чяхи-ряхи,
Коза-дерибоза меке-беке,
Баран-крутороган чики-брыки,
Корова-комола тпруки-муки,
Конь-брыконь иги-виги.
Чтение по ролям произведения Виктора Владимировича Голявкина «Болтуны».
Оценивание чтения по ролям.
-Что вы посоветуете детям из этого рассказа?
-Для чего мы пришли в школу?


3.Постановка цели урока.
-Вспомните, как называется раздел, из которого мы читаем произведения.
-Сегодня мы продолжаем чтение произведений из раздела «Звенит звонок, начинается урок». И говорить мы будем об этикете. А поможет нам разобраться в вопросах школьного этикета вот этот писатель. (Учитель демонстрирует портрет С.Я.Маршака.)
-Кто это?
-А что вы про него знаете?

4.Подготовка к первичному чтению стихотворение С.Я.Маршака «Угомон».
-Прочитайте название произведения. Понятно ли вам название?
Угомонить- утихомирить, унять.
-Поможет нам понять название произведения и иллюстрация. Посмотрите на детей. Что они делают?
-А как должны вести себя ученики на уроке? Значит, это произведение поможет нам понять причину такого шумного, некрасивого поведения учеников.
Чтение слов с доски:
Слу-чи-лось, де-жур-ный, шум-шумел-расшумелся; крик-кричали-закричали;
Крик-крикнул-выкрикнул; молчит-молчите-замолчите.
-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

5.Первичное чтение произведения.
Стихотворение читает учитель.
-Какие слова непонятны?
Бас-низкий, глухой мужской голос.
Сурово-очень строго.
Чтение произведения подготовленными учениками.
-С какой интонацией надо читать первые два предложения?
-Как называем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? Как их надо прочитать?
-Почему в классе нет тишины?
-Какое слово подсказывает, как нужно читать слова Угомона?
-На что похоже это предложение? Пословица.
-Над чем заставляет призадуматься стихотворение?
Только в том случае, когда каждый ученик начнёт себя контролировать - будет порядок. А если есть порядок и дисциплина, то вы получите хорошие знания.

6.Викторина по произведениям С.Я.Маршака.
Учитель готовит теневые картинки, предметы, задаёт вопросы, помогающие вспомнить произведения С.Я. Маршака.

7.Информационный блок о Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак – это детский писатель и поэт, стихи которого сопровождают человека всю его жизнь – почти с самого рождения, в школьные годы и даже зрелым людям продолжают нравиться строки Маршака. Чтобы разобраться в такой популярности, любви к писателю, нужно познакомиться с его биографией.
-Что такое биография?
Дети начинают работать с карточкой в паре.
Предварительное чтение: Воронеж, Острогожск, Лондонский университет.
Найдите ответы на вопросы:
1.Когда и где родился Маршак?
2.Где провёл раннее детство?
3.Когда написал первые стихи?
4.Где получил образование?

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась  «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

-Поставьте сами вопрос к последнему предложению в карточке.
-Эту информацию о писателе вы получили через письменную речь.
-А сейчас дополнительную информацию вы получите, слушая текст и рассматривая картинки.
Просмотр презентации в течение 4минут.
-Что нового узнали о писателе?
Физкультминутка

8.Чтение произведения Э.Мошковской «Можно всему-всему научиться»
-Продолжим чтение стихотворений о школе. Автор произведения Эмма Эфраимовна Мошковская. Она профессинальная певица, обладательница удивительного голоса меццо-сопрано. Её поэтический талант, её первые стихи поддержал С.Я.Маршак. Самуила Яковлевича можно считать её наставником и учителем.
Информация для учителя.
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»).

-Произведение Э.Э.Мошковской называется «Можно всему-всему научиться».
-А чему можно научиться в школе?
-Действительно, этому можно научиться, но только в том случае, если ученик обладает положительными качествами характера.
Чтение слов с доски. Выбор положительных качеств.
Словарный материал для анализа: трудолюбие, лень, внимательность, рассеянность, аккуратность, вежливость, грубость, сосредоточенность, активность, замкнутость, любознательность, нравственность.

Подготовительное чтение на с. 30 учебника.
Чтение стихотворения учителем.
-Почему слово «учиться» повторяется несколько раз?
-Тот, кто не желает учиться, его называют неуч. Что с ним может произойти?
-Какой совет даёт автор?
-Как можно озаглавить?
Чтение по разметке в ТПО. Интонационное выделение слов при чтении.

9.Знакомство со стендом о В.П.Мосолове.
Образцом в учении можно считать нашего земляка, первого марийского учёного, Василия Петровича Мосолова. Учитель знакомит учеников с материалами стенда.


10.Итог урока.
Домашнее задание: научиться читать выразительно стихотворение С.Маршака «Угомон», нарисовать Угомона в ТПО.
Итог урока идёт по опоре «Незаконченные предложения».
Рефлексия «Кружочки» (зелёный кружок-урок понравился, был интересным; жёлтый кружок- неинтересный, ничему не научил; красный кружок-урок интересный, но были непонятные моменты, сложный материал, до него я пока не дорос.)





































15