Проект Творческие индивидуальности Серебряного века

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1” п. Ханымей
629877, РФ, ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей, ул. Школьная, 1,
Телефон – 41 – 4 – 73; факс – 41 – 2 – 21















Проект
«Творческие индивидуальности Серебряного века»


Проект выполнен под руководством О.В.Мельниковой,
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»




Ханымей,
2016 г.






Название проекта : «Творческие индивидуальности Серебряного века».
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, МХК, музыка.
Тип проекта: практико-ориентированный, кратковременный, групповой.
Цель проекта: используя справочный материал, энциклопедии, Интернет-ресурсы, собрать сведения о жизни и творчестве поэтов Серебряного века и создать учебное пособие по литературе для учащихся 11 класса.
Задачи проекта:
изучить направления в искусстве и литературе рубежа веков;
проанализировать основные особенности модернистских течений;
изучить жизненный и творческий путь поэтов рубежа веков по определённому плану;
создать мультимедийные презентации;
проанализировать основные стихотворения;
создать сборники любимых стихотворений поэтов Серебряного века;
оформить учебное пособие.
Руководитель проекта: О.В.Мельникова.
Возраст участников проекта: 16 лет
Аннотация проекта.
Данный практико-ориентированный проект направлен на изучение и систематизацию знаний о Серебряном веке русской поэзии. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа поэтического текста, учатся перерабатывать информацию из различных источников, обогащают свой литературный кругозор и словарный запас. А главное – знакомятся с удивительным историко-литературным явлением «Серебряным веком русской поэзии и его творческими индивидуальностями» .
Предполагаемый продукт проекта – учебное пособие по литературе для 11 класса.
Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.












Литературные направления
Модернизм
Литвина Каролина, 11 а (углубленный уровень)

Модернизм - (фр. новейший, современный)– искусство, рождённое  XX веком. 
Модернизм в литературе – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.
Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс». 
Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.
Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год: символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм как литературное направление

Символизм – ( греч. symbolon – знак, символ) первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России в 1870-1910 г.
Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
Основные признаки символизма:
- поэтика намёка и иносказания;
- стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
- отношение к слову, как к многомысленому посланию;
- глубокий историзм;
- изысканная образность, музыкальность и лёгкость стиха

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа.
Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.).
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ. Категория музыки  вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. Символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство боле личностным.


Акмеизм  как литературное направление

Васько Анастасия, 11 а (углубленный уровень)

Акмеизм (от греч. akme  высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё)  одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Основатели: А.А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилёв.
Акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
В качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты  на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Акмеисты, или  как их еще называли  «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.
Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“  в противовес ей».
А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился  акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.
Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского.
С. Городецкий считал, что «символизм заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».
В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».
Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть  перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний»
В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов  Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов».
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго  около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.
Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; 
стремление придать слову определенное, точное значение;
предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».



Футуризм как литературное направление

Петрук Екатерина, 11 а (углубленный уровень)




Футуризм (от лат. futurum  будущее)  общее название художественных авангардистских движений 1910-х  начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века.
Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем  публиковались. Например:
Манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу» (отрывок)
Только мы – лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нам в словесном искусстве!
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее Гиероглифов.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?
В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами. (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3 .в наших строкахтрепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент  кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.
Вечера обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.
Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании.
Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве  как в поэзии, так и в других областях творчества.
Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.
Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
Многие поэты-футуристы были неплохими художниками  В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки.
В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
Основные признаки футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; 
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.

Их много ругают, и это , несомненно, огромная ошибка Их породила сама жизнь, наши современные условия Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни.

М. Горький















Чепелева Инна, 11 а (углубленный уровень)

Литературная визитка
«Серебряного века силуэт»
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ
(1867-1942)

Мне открылось, что времени нет, Что недвижны узоры планет, Что бессмертие к смерти ведет, Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.
Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы.
Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке.
Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле.
В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве.
1890. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии.
Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение.
1898. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Однако среди «старших символистов» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и среди «младших» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания.
Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков. 1903. В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах.
1902. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом. Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике.
1905 . Летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». Первая русская революция.
На события первой русской революции Константин Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907).
1907. Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок. 1913. В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917). Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу.
1920. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции. В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937). Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.








































Литературная визитка
«Серебряного века силуэт»


Гумилёв Николай Степанович

Гумилёв Николай Степанович, (1886-1921) русский поэт.
Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе.
Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О. Анненский. Он стал наставником Гумилёва.
В октябре 1905 вышел в свет первый сборник стихов Гумилёва «Путь конквистадоров», изданный на средства родителей.
В 1906 окончил гимназию и отправился в Париж, где поступил в Сорбонну.
В Париже начал издавать литературный журнал «Сириус». Вышло всего три номера; основные авторы – сам Гумилёв и молодая поэтесса Анна Горенко (Ахматова).
Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил. В 1907 совершил в своё первое путешествие в Африку. Весной 1910 он обвенчался с Ахматовой, а осенью вновь отправился в Африку. В 1911 вместе с С. Городецким организовал «Цех поэтов», где зародилось новое литературное направление – акмеизм.
В 1912 у него родился сын. Сразу после начала Первой мировой войны Гумилёв пошёл добровольцем. В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В
1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию.
В 1919 женился на Анне Николаевне Энгельгардт. Стихи Гумилёва из сборника «Огненный столп» (1921) посвящены второй жене. Занялся переводами и преподавательской деятельностью, много печатался, работал в издательстве «Всемирная литература», руководил Петроградским отделением Союза поэтов.
В августе 1921 года в биографии Николая Гумилева произошел арест по обвинению в участии в антиправительственном «таганцевском заговоре». Через три недели ему был вынесен приговор о расстреле, исполненный на следующий же день.





Литературная визитка
«Серебряного века силуэт»


Владимир Владимирович
Маяковский
(1893 1930) –

знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.

Ранние годы
Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.
В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
Начало творческого пути
Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
Путешествия и общественная деятельность
1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.
В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случилась краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.
Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».
Смерть и наследие
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.




























Литературная визитка
«Серебряного века силуэт»



Хлебников Велимир
(настоящее имя Виктор Владимирович)
(18851922), поэт.

Родился 9 ноября 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губернии в семье учёного-биолога.
В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом; завершил образование лишь в 1911 г. в Петербургском университете.
В 1903 и 1903 гг. в составе научных экспедиций побывал в Дагестане и на Урале. Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) статьи по орнитологии. Литературные произведения увидели свет в 1908 г.
Вскоре (с 1910 г.) о стихах Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.
Поэт вошёл в авангардистское сообщество «Гилея» и увлёкся реформаторством поэтического языка. В 19161917 гг. Хлебников находился в чине рядового в составе запасных полков; антивоенные стихи этого периода вошли в поэму «Война в мышеловке» (1919 г.), проникнутую мечтой о всемирном братстве. Поэт приветствовал революционные события
1917 г., но выступал с резкой критикой «красного террора».
В 1920 г. создал поэмы «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу», в 1921 г. «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами».
В 1921 г. как корреспондент газеты «Красный Иран» Хлебников с частями Красной армии посетил Персию. В конце года поэт переехал в Москву, где умер бы от истощения, если бы не помощь друзей.
В юности, находясь под впечатлением от гибели в 1904 г. броненосца «Петропавловск», Хлебников дал клятву найти «основной закон времени», управляющий судьбами людей. Именно открытие такого закона, сделанное в 1920 г., он считал своим главным достижением.
Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.). Вскоре пришла новая беда малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.
Хлебников скончался в деревне Санталово 28 июня 1922 г.
В 1960 г. останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.



Пэтическая страничка

Символизм. Любимые стихотворения.


Первый снег Серебро, огни и блестки,-                Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки,               Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы,               Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы               Волшебством озарены. В.Я.Брюсов Экипажи, пешеходы,               На лазури белый дым. Жизнь людей и жизнь природы              
Полны новым и святым. Воплощение мечтаний,              Жизни с грезою игра, Этот мир очарований,              Этот мир из серебра!

Анализ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Брюсова «Первый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями. Для лирического героя В. Брюсова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грезы, раскрывается: Этот мир очарований, Этот мир из серебра! Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте стихотворения много восклицательных предложений: Серебро, огни и блестки – Целый мир из серебра!.. Это – область чьей-то грезы, Это – призраки и сны! Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным провидением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать: Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Это стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом. Итак, «Первый снег» В.Я. Брюсова описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.























Поэтическая страничка

Акмеизм. Любимые стихотворения.







Н.С.Гумилёв «Жираф»




Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.










Анализ стихотворения Н.С.Гумилёва «Жираф»

Николай Гумилёв – один из известных поэтов конца 19 - начала 20 века, легендарная лич ность Но, увы, заслуги поэта–акмеиста высоко ценили только после смерти, что лишило его возможности создать ещё множество произведений.      Романтик, поэт, путешественник, воин – в каких только образах не предстаёт перед нами лирический герой его творений! Стихотворения поэта отличают романтика и экзотичность. В этом заключается новаторство его творчества. В лирике Гумилева много упоминаний об Африке, чудесных местечках нашей страны.      Поэта не интересует посредственность, обыденность, его влекут неизведанные дальние края и просторы планеты.      Именно этой теме посвящен сборник «Озеро Чад», в том числе, стихотворение «Жираф».     С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад. Так взрослые, стараясь утешить ребенка, поведывают о чудесных краях, о «прекрасном далёко». Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это - символ изящества, экзотики. Непревзойденное художественное мастерство Гумилёва помогло создать многозначные, метафорические образы. Умело применяя звуковой символизм, поэт использует гласные «о», «а», «е», что помогает передать красоту и изысканность образа, придаёт легкость и плавность строкам: «грациозная стройность и нега дана», «бег его плавен, как радостный птичий полёт», «волшебный узор». Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного - с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение еще раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность.       Но прекрасен не только жираф, но и всё, что его окружает. Это чудо обитает в «мраморном гроте». Чудесны луна и небо, озера и пустыни, земля молча созерцает свои красоты и «много чудесного видит». Гумилев не ставит целью противопоставить жирафа окружающей действительности. Да, он – воплощение нереального, загадочного, но, в то же время, всё это достижимо! Задача Гумилева в том, чтобы другие смогли почувствовать близость той невероятной загадочности, которую ему удалось познать.     Поэт много путешествовал и многому научился: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». Он пытается открыть другим глаза на бескрайний, многогранный, удивительный мир. Но могут ли его знания быть кому- то полезны? Лирический герой наталкивается на стену непонимания, так как все отказываются принять очевидное.      Рассказ не вдохновил возлюбленную, таинственный мир столкнулся с серостью и обыденностью. Девушка отказывается «верить во что-то, кроме дождя» - символа беспросветности и грусти. Может, в её сердце не осталось места романтике, восторженности, фантазии? Она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», утратив способность мечтать и верить. Между ней и героем – пропасть непонимания, их отношения обречены. Автор использует антитезу, чтобы показать, насколько это разные люди.     Образ девушки – символ прагматизма, противопоставленного романтизму лирического героя, который не теряет надежду: «Ты плачешь? ПослушайДалёко на озере Чад» Эта история вызвала лишь слёзы Девушка ограничена, ей непонятен окружающий мир во всех его прелестях и сложности, слезы, дождь и туман – вот её удел.     Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как непохожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий.     Это стихотворение показывает многогранность таланта Гумилева. Декларировав положения акмеизма, поэт сам часто выходил за поставленные рамки. Его заслуги нельзя переоценить. Новаторство автора в области сюжета, образов, приемов, позволило создать небывалые по содержанию, изяществу, красоте поэтические творенья. И пусть Африка, жираф, , озеро Чад – экзотическая тайна, она близка – только руку протяни, и она войдёт в твою жизнь! Это реальность, которую надо понять, рассмотреть, прочувствовать. Но способен на это далеко не каждый.      Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить! Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.     Гумилев всегда будет восприниматься как великий романтик, а легкие и пропитанные волшебством, его стихи всегда будут читаемы и любимы.














А.А.Ахматова. Сжала руки под тёмной вуалью.
Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".
Анализ стихотворения А.А.Ахматовой
« Сжала руки под тёмной вуалью»

Стихотворение «Сжала руки...», как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает "Не стой на ветру." Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания...
Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым "под темной вуалью" рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, "перил не касаясь". Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти... Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.
Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения - это диалог, который начинается с вопроса "Отчего ты сегодня бледна?". Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами ("терпкая печаль"), метафорами ("печалью напоила допьяна"), антитезами ("темной" - "бледна", "крикнула, задыхаясь" - "улыбнулся спокойно и жутко"). Размер стихотворения - трехстопный анапест





Поэтическая страничка
Футуризм. Любимые стихотворения

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1843 г.

Классические розы. И.Северянин.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925

Анализ стихотворения «Классические розы»

Стихотворение было написано поэтом в годы эмиграции после кровавого революционного переворота, в годы разрухи, голода и всеобщей эмиграции русской интеллигенции из России. Северянин жил в Эстонии, но сердце и душа его были с родиной. В 1843 году поэт Мятлев написал красивые стихи : Как хороши, как свежи были розы в моём саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Северянин был очарован этими стихами и, находясь вдали от Родины, в 1925 году пишет в Эстонии стихотворение «Классические розы». Попробуем разобраться в том душевном состоянии, с которым поэт его писал. До кровавых дней революции он жил в России счастливо, он был весел, влюблён, любим сотнями поклонниц его поэзии. Но вот Россия в разрухе, всюду льются слёзы, нет ни страны, ни тех, кто жил в стране (Бунин, Куприн и др. ) Остались только грустные воспоминания о дореволюционной спокойной России. Годы прошли, перестала литься кровь, но в эту Россию Игорь Северянин с грустью говорит, что он уже никогда не вернётся, и по вине кровавых событий ему придётся умереть на чужбине. И, обвиняя в этом свою родину, он восхищается красотой роз, брошенных его любимой родиной на крышу его гроба. Как хороши, как свежи были розы, Моей страной мне брошенные в гроб.
В.В.Маяковский. Послушайте! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки                                            жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914 году.




Стихотворение В. В. Маяковского
«Послушайте!»
(восприятие, истолкование, оценка)

Время все расставляет на свои места. «Большое видится на расстоянии...», наверное, каждый человек хоть раз в жизни осознал справедливость этих слов Есенина. И тем более это касается исторических событий, роль которых в жизни страны и общества можно правильно истолковать лишь по прошествии многих лет. Историческим событием можно назвать появление В. В. Маяковского в русской литературе. Это сейчас, по истечении почти ста лет с начала литературной деятельности поэта, мы можем с уверенностью говорить о его необычайном таланте и гениальности. Со всей определенностью можно назвать его величайшим поэтом своего времени, но дебют молодого Маяковского был сопряжен со многими трудностями. Неординарность его стихов поражала не только в хорошем смысле этого, слова.
«Нарочито груб, скандален, антиэстетичен», это лишь часть эпитетов, которые слышал поэт как от критиков, так и от тех, для кого писал свои стихи. Но за дерзкими выходками Маяковского, за его внешней бравадой оставалось незамеченным жуткое одиночество поэта, его отчаяние от непонимания окружающих, от ощущения неполноты своей жизни. Ведь за монументальной внешностью, за эпатажными выходками мало кто видел, что в груди поэта, по словам А. Луначарского, «было заключено и билось горячее, нежное сердце»!
Маяковский хотел быть поэтом толпы, но толпа отвергала его. «Послушайте!», страстно восклицает он. И в этом обращении можно услышать отчаянный призыв:  «Остановитесь! Попытайтесь понять меня! Ведь все в этом мире не просто так!». Ведь если звезды Зажигают, Значит это кому-нибудь нужно?
Поэт не утверждает, он вопрошает с надеждой получить ответ на мучающие его вопросы как о тайне человеческих отношений, так и о тайнах мироздания. Вопрос Маяковского можно истолковать двояко: с одной стороны, он пытается осмыслить свое место, как поэта: в истории если в определенный промежуток времени появляется личность, способная заявить о себе и воспеть свою эпоху, значит это закономерность. А с другой звезды в стихотворении выступают как образ насущного, непоколебимого, и вопрос поэта звучит как просьба о разрешении его глубинных противоречий.
Лирический герой Маяковского богоборец, не верящий в божественную гармонию мира, сомневающейся в целесообразности сохранения вековых традиций, и в то же время, он страстная натура, мечтающая обрести веру, надежду и любовь. Образ звезды в этом контексте выступает как символ смысла жизни.
Противоречивость поэта выражается и в образном обозначении звезд:
Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Грубое слово «плевочки» сталкивается с характерным для высокого стиля словом «жемчужины», подчеркивая неуверенность героя в собственной позиции, говоря о том, что мнение одной личности не может быть безусловным.
Сомнения поэта подчеркиваются и ритмом стиха интонация первой части, полная призыва и робкой надежды на то, что в жизни есть неоспоримые ценности; во второй части наполняется движением, стремлением к познанию себя и смысла жизни.
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
Обилие экспрессивно окрашенных глаголов «врывается», «боится», «клянется», придает повествованию динамичность, ускоряет ход событий. Герой торопится обрести то, что мог потерять, то, что кто-то свыше мог не дать ему. Для познания этого он готов пройти через унижение: «плачет, целует ему жилистую руку», только «чтоб обязательно была звезда!», чтобы обязательно был смысл в этой жизни, любовь, вера, надежда, чтобы все было не зря. И если обратиться к трактовке стихотворения, как к осмыслению поэтом собственной роли в обществе, эти строки можно истолковать, как страстную мольбу о том, чтобы поэзия Маяковского действительно была необходимой, чтобы он не ошибся в оценке собственной личности.
А после
            ходит тревожный,
но спокойный наружно.
           Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?
Да?!» Он сделал все, что мог.
Он добивался, он пытался. И в глубине души живет тревога а нужно ли было все это? Но ведь уже не страшно, потому что страшит лишь неизвестность. Но напряженный вопрос-восклицание «Да?!» опять требует подтверждения своей правоты, подчеркивая неизжитую неуверенность в себе, и это обращение к кому-то третьему выступает как надежда на то, что собеседник разделяет тревогу поэта, готов поддержать его, уверить в правильности выбора. Что-то детское звучит в этом вопросе-утверждении.
Третья часть стихотворения начинается с тех же слов, что и первая, но воспринимается уже по-другому. Уже не чувствуется того надрыва, отчаяния, прозвучавшего в первой части стихотворения. И несмотря на наличие вопросительных знаков, звучит как утверждение.
Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?! Автор уверил себя и нас, что ощущение бессмысленности жизни всегда временно. Непонимание, одиночество, отчаяние категории преходящие. Борьба за свои убеждения, стремление к поставленной цели, отстаивание собственных убеждений вот истинный смысл жизни.

Вывод: Судьба этих мастеров поэзии трагична, трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. И родная земля забрала их, порой грубо, жестоко. Но вместо них остались их бессмертные серебряные голоса. Зла на землю свою, на народ свой ни кто из них зла не таил, наоборот, они молили Бога прояснить ум России и умирали со словами жалости на устах, не к себе, нет, а к своим недругам.
Все эти поэты считались врагами народа, а их литературная деятельность не только бесполезной, а вредной и пагубно влияющей на умы советских людей. Но мы убедились в том, что они страстно любили свою родину, работали для нё, для её будущего, хотели своим творчеством принести ей пользу, сделать мир лучше, чище , добрее. Их поэзия прекрасна, их судьбы трагичны, мы их никогда не забудем.

Презентация (представление) проекта.

К намеченному сроку ребята объединили подготовленную информацию в одну папку .
По каждому направлению они подготовили презентации.
Для представления некоторых поэтов подготовили отдельные презентации.
Создали общую презентацию, включающую слайды из каждого направления.
Учащиеся представили свою работу перед аудиторией 11 и 10-ых классов, отвечали на вопросы.
Осмысление и оценка результатов.
После презентации ребята обсудили, что было сделано хорошо, а что не удалось, чтобы учесть при выполнении следующей работы.















Презентация к проекту
«Творческие индивидуальности Серебряного века»