Пояснительная записка к курсу окружающий мир 3 класс ШКОЛА РОССИИ


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мири составлена на основе Федеральногогосударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно методический комплект «Школа России»).Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личнойгигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа иобщество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и всоциальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, историческихсведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразиеприроды и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразныхэкологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой ичеловеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для третьего класса обладает широкими возможностями дляформирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве ивзаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явленияокружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшемокружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии синтересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальноеблагополучие.В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковыйподход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различныхспособов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения
с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практическиеработы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явленийокружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности поохране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнкас окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке,музее и тд. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организацияпроектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
эколого-этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил), которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область обществознание и естествознание.
Изучение курса «Окружающий мири 8 начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основеединства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнкомличного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условияхкультурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, вкотором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и вразличных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Окружающиймир» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровом и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человечески стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства поотношению к себе и к другим людям
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, нацнонально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно -нравственной консолидации российского общества.• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем Всего часов
1 Как VCTD06H MHD 6ч
2 Эта удивительная поиоода18ч
3 Мы и наше здоровье 10ч
4 Наша безопасность 7 ч
5 Чему учит экономика 12ч
6 Путешествия по городам и странам 15ч
Итого 68 часов
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в комплекте с аудио приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета- предметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и. при необходимости, исправлять ошибкис помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степеньуспешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихсякритериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информациянужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации средипредложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в видетекста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательногоинтереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устноевысказывание; описывать обьекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменноевысказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемойинформации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненнымопытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи сучётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своюточку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя),отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместномрешении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости занациональные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре.
природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, записьизмерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных зада- исамостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать планпрезентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Содержание программы (68 часов)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы.Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природыв жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живымисуществами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мерь по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнениявоздуха. Охрана воздуха от загрязнений, вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды вприроде. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды отзагрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав.Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе.Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманнойхозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Рольрастений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Краснойкниги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пре-смыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охранаживотных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе ижизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы изКрасной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания.Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение иразвитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль 8 организмечеловека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда ифизкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее рольв организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода,утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечениибезопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие,предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй-площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явлениеприроды. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасныеживотные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненнойводы. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься отпродуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей Какие потребности удовлетворяет экономика Что такое товары и услуги
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производстватоваров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования издоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезныхископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ееосновные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность,пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработнаяплата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратитденьги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственнойдеятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофыЭкологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна изважнейших задач общества в 21 веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями.Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией. - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенностиприроды, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культурыразных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые рыбы,земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (междурастениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правилаличного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
- правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
- называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнавать основысемейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболеераспространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы.
фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи 8 природе и между природой ичеловеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь принебольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и ихстолиц.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, тест), лабораторные работы, опыты.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТАКритерии оценивания
Основная цепь контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагаеткомплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценок - предметныхрезультатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так. чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системызаданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, мета предметных и предметных результатов реализуется врамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценкидостижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качестваобразования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательныхстандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебныхдействий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действийучащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; атакже педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность наоснове проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатовобучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общегообразования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученности формирования универсальных учебныхдействий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремлениявтороклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, наформирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме.Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форметестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипныхзаданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенногоумения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематическихпроверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятиянесущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта ;явления) в тех случаях когда о>-я являетсясущественной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протеканиятого или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала. неумение привести самостоятельные примеры,подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумениеподтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату, неумениеориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов(природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно нарезультат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящиек неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется посленаводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одногонедочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использованиедополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельностьсуждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденномуматериалу; незначительные нарушения логики изложения материала использованиенерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований,предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебномуматериалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов попройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса,отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Этаформа оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебнойдеятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценкиявляются ее содержательность, анализ работы школьника четкая фиксация успешных результатов ираскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристикучащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существ;, работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
График проведения практических и проверочных работ
Периодобучения Количествочасов Практическаяработа Проверочнаяработа Диагностическаяработа Тест
1 четверть 18 часов 7 1 1 -
2 четверть 14 часов 2 - 1 1
3 четверть 20 часов 4 1 - 3
4 четверть 16 часов 1 1
Итого: 68 часов 13 2 3 5
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока Вид работы Тема
2 Стартовая диагностика Входная
7 Практическая работа № 1 Тела, вещества, частицы
8 Практическая работа № 2 Обнаружение крахмала в продуктах питания
9 Практическая работа № 3 Свойства воздуха.
10 Практическая работа № 4 Свойства воды
11 Практическая работа № 5 Круговорот воды в природе
14 Практическая работа № 6 Состав почвы
17 Практическая работа № 7 Размножение и развитие растений
18 Проверочная работа Качество усвоения программного материала за пер-вую четверть
24 Тест ЛГ 1 Эта удивительная природа
27 Практическая работа № 8 Знакомство с внешним строением кожи
30 Практическая работа № 9 Подсчёт ударов пульса
31 Промежуточнаядиагностическая работа Итоговая работа за 1 полугодие
36 Тест ЛГ 2 Поведение на улице и в транспорте
37 Гест ЛГ 3 Дорожные знаки
40 Проверочная работа Наша безопасность
41 Практическая работа №10 Устройство и работа бытового фильтра для очисткиводы
44 Практическая работа №11 Полезные ископаемые
45 Практическая работа №12 Знакомство с культурными растениями
49 Практическая работа №13 Знакомство с различными монетами
52 Тест ЛГ 4 Чему учит экономика
65 Тест № 5 Путешествия по городам и странам
66 Итоговая диагностическаяработа Качество усвоения программного материала за учебныйгод
Для реализации программного содержания используются
следующие учебные пособия
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь с электронным тренажёром. 3 класс. /В.В. Мещерякова – М.: «Планета», 2011.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2013.
РекомендуемАЯ для использования
учебно-методическАЯ литературА
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс. К УМК А.А. Плешакова / Н.Ю. Васильева – М.: ВАКО, 2013.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru 
Образовательные Интернет-порталы:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/6. Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/7. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/8. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru9. Школьный портал http://www.portalschool.ru10. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru11. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru12. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru13. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru14. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября»http://www.math.1september.ru15. Математика в школе – консультационный центр http://www.school.msu.ru16. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»http://www.rus.1september.ru17. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru18. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного порталаhttp://www.musik.edu.ru19.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru20. Учительская газета www.ug.ru21. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school22. Газета «1 сентября» www.1september.ru23. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru20. Сеть творческих учителей www.it-n.ru24. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru25.  Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru26. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru27. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» www.sch2000.ru28. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru29. Сайт издательства «Вентана-Граф www.vgf.ru30. Сайт издательства «Академкнига/Учебник www.akademkniga.ru31. сайт издательства «Дрофа» www.drofa.ifabrika.ru32. ИКТ в начальной школе  http://www.nachalka.com/ikt_2333. «4 ступени»- клуб учителей начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/135-n434. Уроки Кирилла и Мефодия http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n835. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/36. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/37. Справочник классного руководителя www.klass.resobr.ru38. Конструктор учебных ресурсов и сценариев www.cit.mart.spb.ru39. Педсовет http://pedsovet.org40. ПЕДОПЫТ.РУ. www.pedopyt.ru Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); – портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); – географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).