Конспект урока по окружающему миру на тему Зачем мы спим ночью(1 класс)


Районный семинар учителей начальных классов.
Учитель: Караблина Н.Д.
Класс: 1а
Дата проведения: 16 .04.2015г.
Открытый урок: окружающий мир.
Тема: Зачем мы ночью спим?
Цели: помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни; воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
         Регулятивные универсальные учебные действия:
удерживать цель деятельности до получения ее результата; - планировать решение учебной задачи; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу;
         Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
         Личностные универсальные учебные действия:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества
Планируемые достижения учащихся: учащиеся усваивают, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.
Учебные материалы: Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); презентация к уроку, карточки для проверки д/з, рабочая тетрадь, тесты.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок окружающего мира, к нам пришли гости, давайте поприветствуем гостей. Чтобы настроение было хорошее, улыбнитесь друг другу, вспомним наш девиз:
Мы ребята 1 класс
Все получится у нас.
Мы совершим путешествие в удивительную страну. Как эта страна называется мы узнаем чуть позже. Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно пройти испытания, быть активными, внимательными, организованными, уметь выполнять задания.
Ну что отправимся в путешествие?
2. Актуализация знаний
1-е задание. Проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Я читаю предложения. Если вы согласны с тем, что вести себя нужно именно так, закрасьте круг зеленым цветом, если не согласны-крысным.
(Каждый ученик получает лист бумаги, на котором 8 кругов. Учитель читает предложения о поведении в лесу.)
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист не рвите зря.
В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много-ещё вырастет.
Наконец-то мы в лесу! Можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей в лесу нет.
Старайтесь не шуметь в лесу, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего усатого жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
Пришёл на луг – нарви большой букет цветов.
Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
Проверка по образцу
- Вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
- Почему нужно соблюдать тишину в лесу?
- А где еще нужно соблюдать тишину? (На уроке.)
- Почему? (Ответы детей)
-У кого получилось придумать знак-правило? (Дети показывают свои знаки и рассказывают, что они означают)
3. Самоопределение к деятельности
Ребята, вы сможете узнать тему нашего урока, если ответите на вопрос: Без чего не может жить человек?
Но, чтобы выбрать верный ответ, Муравьишка приготовил загадку – ребус.
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся ответить?
-Зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
- Прочитайте тему урока, учебные задачи.
- Кто догадается, как будет называться страна, по которой мы путешествуем? (Страна сна)
Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране? Послушайте стихотворение.
В чудной стране.
В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку, В одной стране, Чудной стране… Ты почему не веришь мне?
- Ребята, когда мы можем увидеть все это? (Во сне)
4. Работа по теме урока
- Вспомните, хорошо ли вы спали сегодняшней ночью. Кто выспался? А кто не выспался? Почему?
- Даже по внешнему виду человека можно определить, выспался он или нет.
Слайд№ и картинка в учебнике
- Давайте разберемся, что происходит с человеком за день. (Он работает, двигается, устает)
- Зачем он ложится спать? (Чтобы отдохнуть и набраться сил)
- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю»
Чтоб сонного Василия Заставить утром встать, Громадные усилия Затрачивает мать. Он из боязни сквозняков, Закрыв окошко плотно, Меж двух больших пуховиков Весь день проспит охотно. У Настеньки, у Настеньки Всю ночь окошки настежь. Ее румянец ярок, Глубок и сладок сон. Ночное небо в звездах, Ночной прохладен воздух И в Настенькину комнату Заглядывает клен. Здесь нет перины ни одной, Нет одеял на вате, Лежит матрац волосяной У Насти на кровати. Ей снятся сны хорошие До самого рассвета (Принцессе на горошине и не мечтать про это). Разбудит солнце Настеньку, Она с постели вскочит, И делает гимнастику, и весело хохочет! Водою обливается и зубы чистит пастой. Ей солнце улыбается, и клен ей шепчет: «Здравствуй»
- Как начинается новый день для Василия?
-А как утром встает Настя?
-Как вы думаете, почему так по-разному встают дети?
Есть такие правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, то сон будет крепким, а утром легко встанешь. Какие это правила, давайте разберемся после физминутки.
5. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. Пять и шесть – за парты тихо сесть.
- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52. Что случилось с мальчиком на уроке?  Он заснул.- Почему он заснул на уроке?Он не выспался.- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?Какой можем извлечь из этой ситуации урок?Вывод: спать надо ложиться вовремя.– Почему надо ложиться спать вовремя?Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.
7. Работа в группах Детям предлагается ответить на проблемный вопрос урока:-  Как правильно подготовиться ко сну? (по рисункам учебника на с. 52)Для разрешения проблемы организуется групповая работа.Ученики 1 ряда составляют инструкцию «Перед сном нельзя…», ученики 2 ряда составляют инструкцию « Перед сном можно…», а ученики 3 ряда составляют инструкцию « Перед сном необходимо…»В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну) .Проверка ответов- слайд .
- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну? Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?
- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?        
Вывод: Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы.
8. Продолжение работы по теме урока
Беседа о профессиях людей  Учитель просит детей ответить на вопрос: - А все ли люди ночью спят? Почему?
- Люди каких профессий ночью не спят?После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайд 4 презентации, изображающий профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий. Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, работников МЧС, пилотов, машинистов.
- Ребята, а спят ли животные? (Да.) Послушайте стихотворение.
Где спит рыбка Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий – к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде.
- Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норе.) - А где спит белка? (В дупле.) - А мышка? (В норке.) - А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?
- А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.
                   Всю ночь летает,
                   Мышей добывает.
                   А станет светло,
                   Спать летит в окно.
                                          (Сова.)
У совы очень хорошее зрение в ночное время. Летает она бесшумно. Сова не строит гнезд, а может устроить гнездо в дупле, В ямке на земле или на камнях, где и отдыхает ночью.
                    ,
                     Днем спит,
                     Вниз головой висит,
                     Ночью летает,
                     Пищу на лету добывает.
                                                    (Летучая мышь)
Как только стемнеет летучие мыши вылетают на охоту за ночными насекомыми -мотыльками, жуками, комарами. Зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Днем спят на чердаках и деревьях вниз головой.
По ночам порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Ночная бабочка)
Я живу под землей в темной норке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, черные бусинки, зорки,
И веревочкой тоненький хвост.
(Мышь)
                      То погаснет,
                      То зажжется
                      Ночью в роще огонек.
                     Угадай, как он зовется?
                     Ну, конечно…
                                                 (Светлячок) 
В лесу катится клубок
                   У него колючий бок. 
                   Он охотится ночами за жуками и мышами. 
                   
                                                    (Еж)
Еж охотится по ночам. На охоте  он проворен и ловок, хотя плохо видит и надеется только на свой нюх.
Светлячки похожи на червячков. Яркие огоньки на земле-это самки светлячков. У них есть специальный световой орган, который называется фотофор.     
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать…(сверчок)
         
(Работа по слайдам 5,6,7 )
Игра «День-ночь»,
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с.35)
Работа в парах
Проверка слайд№
Тесты самостоятельно
Проверка слайд№
11. Рефлексия
Оцените свои достижения
12. Подведение итогов
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
Ребята, я надеюсь, что теперь, когда вы знаете, какие правила нужно соблюдать при подготовке ко сну, в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.
13. Рекомендации для занятий дома
Понаблюдать за тем, как вы готовитесь ко сну. Помнить и соблюдать правила подготовки ко сну.