Варианты заданий по разделу Человек и общество для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Варианты заданий № 32 по разделу «Человек и общество»
для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложе-ние, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человече-ской деятельности, в том числе выделение трех ееведущих видов: труд, учение, игра»;
3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)
____________
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: однопредложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия, например: чувственное познание — это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах.(Может быть приведено иное, близкое по смыслуопределение)
одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление».(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о формах чувственного по-знания)
одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например:«Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения».
(Могут быть составлены любые другие предложе-ния, содержащие верную информацию об одной изформ чувственного познания)
Предложения должны быть сформулированы кор-ректно, не содержать элементов, искажающихсмысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки,не засчитываются при оценивании
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная культура»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о духовной культуре.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
смысл понятия
- под духовной культурой понимают сотворенное разумом и чувствами людей (идеи, мысли, веру, чуства, язык, правила), не имеющее вещественного выражения.
два предложения
-духовная культура прежде всего удовлетворяет идеальные потребности человека, она направлена на его внутреннее развитие и самосовершенствование;
- памятниками духовной культуры являются музыкальные произведения, картины, вызывающие в человеке переживания, наводящие на размышление.
Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о духовной культуре.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса процесс глобализации в экономической сфере.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
Пояснение.
1) Смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).
2) Одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;
(Могут быть составлены любые другие предложения.)
Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.
(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности творческой деятельности.)
______________________________________________________________________________
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
-----------------------------------------------------------------_________________-----------------
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о методах эмпирического познания, опирающейся на знания курса, например: «К методам эмпирического познания относят наблюдение, эксперимент, измерение, эмпирическое описание и др.»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о методах эмпирического познания.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность рационального познания, например: «Рациональное познание направлено на выявление существенных признаков, связей объектов, явлений, процессов, закономерностей, законов». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность рационального познания
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически».
Может быть дано другое, близкое по значению определение;
2) два предложения с информацией об обществе, опирающейся на знания курса, например:
— «Обществом может быть названа исторически конкретная форма социальных отношений, например, феодальное общество»;
—Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, общество любителей книги»).
__________________________________________________________________________
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о структуре религии, опирающейся на знания курса, например: «Религия включает религиозное сознание, религиозные организации, религиозные отношения и культ»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре религии.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию религии в обществе, например: «Религия влияет на формирование мировоззрения верующих, утешает их в период жизненных трудностей ».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию религии в обществе
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса, например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре общего образования в РФ.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального института, например: «Одна из функций образования — социализация человека».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию образования как социального института
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном познании.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например:
– «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом».
– «В социальном познании метод эксперимента менее распространен в отличие от познания естественнонаучного».
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Смысл понятия
- знание, соответствующее действительности.
Два предложения:
- в истории философии существовали разные подходы к определению важнейшего критерия истины: так одни главным критерием считали разум, другие опыт, третьи практику.
- философы выделяют относительную (неполное знание о предмете, соответствующее определенному уровню развития общества) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об истине.
_______________________________________________________________________
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией, опирающейся на знания курса о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, например: «К мировым религиям относят буддизм, христианство, ислам»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию мировой религии, например: «Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию мировой религии
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
смысл понятия, например: "Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека." Может быть дано другое, близкое по значению определение;
Могут быть приведены следующие предложения:
1)Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других.
2)Одним из критериев общественного прогресса является возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения с информацией об индивидуальности человека.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Могут быть приведены следующие примеры:
- Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.
- Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.
- Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
Потребность - состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.
Могут быть приведены следующие примеры:
Потребности классифицируются по сферам, по объекту, по происхождению, по субъекту, по видам поведения и т.д.
К низшим потребностям человека можно отнести потребность в пище, сне, защите.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
_____________________________________________________________________________
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: деятельность, направленная на получение новых знаний;
2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающейся на знания курса, например: Принято выделять три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности обыденного познания, например, Особенностью обыденного познания является его опора на опыт повседневной жизни.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
Пояснение.
Истина − это верное отражение действительности в сознании человека.
1)Абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, которой не может быть опровергнуто.
2) Путь к абсолютной истине лежит через истины относительные, которые могут опровергаться, например благодаря научно-техническому прогрессу, появлению новых данных.
______________________________________________________________________