Разработка урока Шляпочные грибы
Учитель биологии МОУ Полетаевской СОШ
Астафьева Анастасия Александровна
Урок биологии 5 класс
Дата проведения: 10.12.2014г.
Тема: Шляпочные грибы
Оборудование:
Чашки петрии с маринованными грибами, пинцет, подносы, муляжи грибов, конверты с заданиями, Карта-путешествия.
Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация, фильм
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анастасия Александровна, я учитель из Полетаевской школы.
2.Актуализация знаний. Наша школа располагается недалеко от леса и мы очень часто с учениками ходим на экскурсии.
А вы, ребята, любите бывать в лесу?(ДА)
А какие царства живых организмов можно встретить в лесу?
(Растения, животные, бактерии, Грибы)
Какое из этих царств имеет признаки как растения, так и животного?(Грибы, правильно)
Тема нашего урока: Шляпочные грибы.
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в сказочный лес, царство Грибов.
Попробуйте определить цель нашего путешествия?
Что вы хотели бы узнать о шляпочных грибах? (строение, размножение, какие можно встретить)
Все ваши цели можно объединить в одну: изучить строение и жизнедеятельность шляпочных грибов.
3.228600-190500Изучение нового материала.
Проводником в нашем путешествии будет старый, добрый Лесовичок.
Ну как согласны отравиться с нами в путешествие за грибами? (да)
Лесовичок приготовил для вас карту путешествия. Начало пути отмечено красной стрелочкой, этапы пути – это испытания, которые нужно пройти. После каждого испытания вы будете складывать грибы в корзинку.
Лесовичок прислал вам для изучения натуральные грибы и муляжи. Кто знает, как называются эти грибы ?1 испытание. Смотрите, каждый гриб имеет сверху…..шляпку, которая держится на…..ножке. Т.е внешнее строение гриба вы знаете. А что же находится внутри гриба? А как они прикрепляются к земле? Предположите. Лесовичок, прислал вам подсказку - видеофильм из своего старого лесного архива. Я вам, по секрету скажу, смотрите фильм внимательно, на карте в 1 ячей задание от Лесовичка.
(Смотрят видеофрагмент 1.)
Пожалуйста, выполняем задания ?
38100-381000
Проверяем. Так чем же прикрепляется гриб в земле? Из чего состоит гриб? Кто правильно подписал внешнее строение и внутреннее строение. Значит вы на первом грибочке пишете цифру 2 .
2 испытание. Во время первого испытания вы использовали натуральные грибы и муляжи. Обратите внимание, пожалуйста, на нижнюю часть шляпки этих грибов. Сравните их. Что вы можете сказать? (Отвечают) а из чего состоит шляпка?
Да они отличаются, поэтому шляпочные грибы делят на две группы:
Посмотрите на экран, определите названия этих групп. (Трубчатые, пластинчатые).
028194000
Лесовичок прелагает поиграть в игру "Угадай-ка! Если гриб трубчатый- делаете хлопок, если пластинчатые- хлопать не нужно.
Молодцы! Лесовичок вам показал 5 грибов, кто не ошибся –ставим во второй гриб число 5.
Посмотрите, на какую красивую полянку нас привёл Лесовичок.
3 испытание. На этой полянке, в прошло году пятиклассники нашли много грибов и все их собрали. А почему в этом году их опять много? (размножаются)
Лесовичок опять приготовил подсказку. Обратите на задание в3 ячейке. Смотрим фильм.
(Смотрят видеофрагмент 2.)
571562865003 испытание. Пред вами схема.
Расставите буквы в таблицу в соответствии с правильной последовательностью стадий размножения шляпочного гриба.
Проверяем последовательность. АВДБГ. Если нет ошибок добавляем в корзину ещё грибок.
4 испытание.
Ребята, смотрите, Лесовичок опять что-то придумал!
Это гриб красив, хорош,
На опавший лист похож,
Расстёт у берёзки,
Виден он с дорожки. (Подберёзовик)
Добавь грибок в корзину.
Ребята ,а почему многие грибы растут под деревьями
Предположите, выдвинете гипотезу.
Давайте проверим, насколько правильно наше предположение.
(Смотрят видеофрагмент 3.)
Ну как, подтвердилась ваша гипотеза?
На самом деле и гриб и дерево получают пользу от такого сожительства.
В биологии такое явление имеет научное название.
Откройте страницу с.72. в учебнике, найдите это название.
Так как называется тесная связь растения и гриба? (симбиоз). Положите еще один грибочек в корзинку.
А как, по-научному, называется проникновение грибницы в корень дерева. Находим это понятие на стр.73 в учебнике и записываем .(микориза)
Кто правильно записал , добавляем еще один грибочек .А кто отгадал загадку? Добавьте еще один. Посмотрите все ли грибы съедобные у вас в корзине?
Какой несъедобный? (мухомор) А почему очень опасен?(Ядовитый)
4.Закрепление материала.
Видите как важны знания о шляпочных грибах. А что бы знать ещё больше, Лесовичок предлагает вам разделить на группы и выполнить задания, они у вас на конвертах.
Первые три группы - это Начинающие грибники.
Открывайте пожалуйста, выполняйте задание.
3 группа -Опытные грибники
4 группа- Врачи
5. Юные знатоки
Ребята, работаем 3 минуты, после один из группы отвечает.
Итак, ребята.Читайте задание из конверта, он выделенно крупным шрифтом и отвечайте.
Пожалуйста, Начинающие грибники.
Важны эти знания в жизни?
Переходим к Опытным грибникам.(отвечают).
Эти знания важны в жизни?
08572500 Открыть СЛАЙД 21.
Ой ребята, Лесовичку стало плохо.
Давайте определим что с ним? (отравился грибами)
Как ему помочь? Давайте спросим у Докторов. Спасибо.
Переходим к гр.Юных знатоков. Читайте своё задание. Что такое микология. С интересными фактами вы познакомитесь позже. Эта газета останется у ВАС.
А теперь оцените свою работу в группах сами.
Максимальное количество грибов 3.
Ребята посмотрите на свою карту, какой сложный, но интересный путь мы прошли.
Вспомните цель нашего путешествия. Прочитайте. Мы её достигли? (Да)
Вы уже опытные грибники и набрали целое лукошко грибов.
Но грибы можно вырастить и искусственным путём.
Самые культивируемые-это шампиньон, шиитаке, вешенки.
Мы тоже попробуем вырастить гриб, благодаря вашим знаниям. У меня на столе вопросы.(Приложение 1) Вы выходите по одному из группы, отвечаете и приклепляете часть гриба.
За каждый правильный ответ добавляем гриб в корзину.
Молодцы, какой красивый гриб мы вырастили, благодаря вам.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
А теперь посчитайте общее количество собранных грибов.
У кого 10-20 грибов. Вы теперь опытные грибники.
У кого менее 10, 5 пройдитесь ещё раз по нашему маршруту и повторите материал.
Лесовичка интересует, как вы оцениваете свою работу на уроке!
Для этого выберите пословицу:
«Шевелить мозгами»
«Краем уха»
«Хлопать ушами».
Если выбрали «Шевелить мозгами», то погладьте себя по голове, похвалите, вы молодцы!
Если выбрали «Краем уха»-поругайте себя, потяните себя за ухо, повоспитывайте, на следующем уроке «Шевелите мозгами» лучше.
Кто-нибудь выбрал «Хлопать ушами»- я надеюсь таких на наше уроке не было.
Ребята, вы молодцы!
Лесовичок всех вас приглащает в лес,
и прислал вам подарок - это лукошко грибов. Спасибо за урок.!!!Приложение1.
Как размножаются грибы?
Из перечисленных выберите пластинчатый гриб: маслёнок, груздь, подберёзовик.
Из перечисленных назовите ядовитый гриб: шампиньон, маслята, бледная поганка.
Как называется тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.
Как называется проникновение грибницы в корень дерева?
Как называется наука, изучающая грибы?