Урок Из детских журналов. Внеклассное чтение Знакомство с детскими журналами


12.02.16г.
Открытый урок литературного чтения

Тема: Из детских журналов. Внеклассное чтение "Знакомство с детскими журналами".

Педагогические цели: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; учить создавать выставку журналов, называть её; учить классифицировать журналы по существенным признакам; учить рассказывать о журнале.

Планируемые результаты
Предметные: знать и называть детские журналы; создавать выставку журналов в соответствии с заявленной темой; рассказывать о журнале.
Метапредметные:
· определять знания и умения, которые должны быть сформированы в процессе работы по разделу;
· формировать учебную задачу;
· классифицировать журналы по современным признакам.
Личностные:
· проявлять интерес к чтению детских журналов;
· осознать, что детские журналы формируют познавательные интересы, помогают осмыслить жизненные ценности.

Оборудование: выставка журналов для детей
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте очень быстро ( скороговоркой ).

III. Самоопределение к деятельности. Постановка целей.

1. Знакомство с выставкой журналов.
- Прочитайте название книжек на выставке.
- Почему названия некоторых этих книжек повторяется?
- Что такое журнал?
Журнал - это книжка, которая выходит один раз в месяц или неделю.
- Что печатают в таких книжках?

2. Работа со словарём.
- Давайте прочитаем в словаре С. И. Ожегова значение слова журнал.

Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов. ( словарь С.И. Ожегова )

- Что же мы будем читать сегодня на уроке?

IV. Мотивация познавательной деятельности.

1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите содержание учебника на стр. 222, 223.
- Назовите авторов, произведения и их жанры
.
2. Классификация по признакам журналов с выставки.

- Рассмотрите журналы и классифицируйте их по признакам: 1) научно-познавательные журналы, 2) журналы о природе, 3) художественные журналы, 4) юмористические журналы.

3. Работа в группе. Составление рассказа о журнале.

- Выберите один журнал с выставки, рассмотрите его, подготовке рассказ о нём.
- Составьте рассказ по плану:
1) название
2) о чём рассказывается
3) рубрики
4) авторы
5) рекомендации к чтению

4. Составление списка журналов для самостоятельного чтения.

V. Организация познавательной деятельности.

1. Работа с учебником.

- Изучите на стр. 157 учебника рубрики "Мы познакомимся", "Мы научимся", "Мы будем учиться".
- Сформулируйте учебные задачи. (Научиться отличать журнал от книги; ориентироваться в журнале, находить в нём интересную и полезную информацию, создавать свой журнал).
- Прочитайте статью на стр. 158 учебника, назовите журналы, которые читали ваши бабушки и дедушки.
- Сформулируйте ещё одну учебную задачу на основе на основе статьи учебника. (Познакомиться с произведениями, которые впервые появились в детских журналах).
- Прочитайте вопросы из детских журналов на стр. 159 учебника и обсудите их в парах.
- В какие журналы могли быть включены эти вопросы?

2. Рассказ учителя.

Слово "журнал" пришло к нам из французского языка., в переводе означает "дневник",
"газета".
Журналы приходят периодически - через неделю, месяц, 1 раз в три месяца, 1 раз в полгода.
В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные - обзоры, очерки, (например, обзор книг, которые издают в этом месяце); публицистические - статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий.
В последнее время появилось много журналов развлекательно-познавательного характера (кроссворды, головоломки, конкурсы) и прикладного характера (шитьё, вязание, садоводство, охота, рыбалка и т.д.)
Первый журнал вышел во Франции в 1665 году. Он содержал обозрение книг по литературе, естественным наукам, искусству. В России журналы появились на 100 лет позднее. А детский журнал вышел в конце XVIII столетия. Назывался он "Детские книги для сердца и разума" .Его название говорит за себя: здесь печатались стихи, басни, рассказы русских писателей для детей, которые учили детей быть вежливыми, добрыми, трудолюбивыми, а также знакомили маленьких читателей с окружающим миром.
Как вы помните из уроков внеклассного чтения о рассказах Л. Н. Толстого, в то время было очень мало учебных книг для детей Поэтому журналы стали настоящей находкой для любознательных детей, их родителей и учителей.
Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, журналов для детей было гораздо больше. Самыми популярными тогда были журналы "Весёлые картинки", "Мурзилка" для самых маленьких читателей,"Пионер", "Костёр", "Юный натуралист", "Юный техник" для школьников. (Демонстрация журналов)
Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге.

VI. Закрепление изученного.

1. Беседа.

- Как вы поняли, что такое журнал?
- Какие бывают журналы?
- Как называются разделы в журналах?

2. Творческая работа. Создание проекта собственного журнала. Работа в группах.

План работы
1) Придумать название журналу.
2) Сделать эскиз обложки.
3) Придумать эмблему журнала - логотип.
4) Сделать презентацию своего проекта (расскажите о своём проекте, заинтересуйте будущих читателей)
3. Презентация проектов.

VII. Итог урока.
- С каким видом печатных изданий мы сегодня познакомились?
- Почему журналы называют периодически печатными журналами?
- Где можно познакомиться с таким видом печатной продукции?
- Хотелось бы вам иметь какие-нибудь журналы дома?
- Для того чтобы собрать у себя дома все журналы, которые были изданы за год, можно оформить подписку на почте.