Урок Основы здорового образа жизни, роль физической культуры в обеспечении здоровья.
Основы здорового образа жизни человека, роль ФК в обеспечении здоровья.
Содержание. Здоровье человека - как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры человека и его образа жизни. Здоровый образ жизни и факторы его составляющие.
- понятие «здоровье», его содержание и критерии;
Здоровье есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Здоровье человека зависит от образа жизни – на 50% , наследственности – 20%, окружающей природной и социальной среды – 20% , медицины – 10% . При оценке здоровья используют четыре основных критерия (на момент обследования): 1. Наличие или отсутствие хронических заболеваний; 2.Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития; 3. состояние основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д.); 4. Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
- здоровый образ жизни обучающегося;
Здоровы образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья обучающегося.
- генетика и здоровье;
На 20% здоровье человека зависит от генетической (биологической) основы, т.е. насколько были здоровы папа и мама, бабушки и дедушки.
- режим труда и отдыха;
Режим труда и отдыха – составляющее ЗОЖ. Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение. Второй принцип режима – все виды деятельности должны быть посильными и не превышать предела работоспособности, а отдых должен обеспечить полное восстановление. Третий принцип – рациональное распределение его компонентов в течение суток, их смена и чередование.
- организация сна;
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех физиологических систем, и в первую очередь клеток головного мозга. Поэтому важно удовлетворить потребность организма в сне в соответствии с возрастом, особенно в осенне - зимний период, (у подростков – 9 часов).
- организация режима питания;
Питание, рациональное питание, является неотъемлемым компонентом ЗОЖ. На питание оказывают влияние следующие факторы: 1. Физиологические – рост, вес, развитие организма, степень двигательной активности. 2. Психологические – семейные пищевые традиции, личные пристрастия к той или иной пище, влияние сверстников, жизненная философия (вегетарианство и т.п.). 3. Социально-экономические – уровень развития страны, технология обработки продуктов, государственный и личный бюджет. 3. Культурно- питание и религия, национальная кухня, исторически сложившиеся часы приёма пищи. 5. Географо-экологические – производство продуктов питания и климат, традиционные сельхозкультуры и методы их выращивания.
- организация двигательной активности;
Движение – биологическая потребность организма. Оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физкультурой и спортом – испытанное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Каждый школьник должен составить свой двигательный режим на день, включив в него дорогу в школу и из школы, активный отдых на переменах, занятия на уроках физкультуры, занятия в спортивных кружках и секциях, прогулки, помощь по дому и т.п. Чем разнообразнее будут занятия, связанные с движением, тем рациональнее будет двигательный режим.
- личная гигиена и закаливание;
Гигиеническое обучение и воспитание – основное звено социализации, органически связанное с системой образования в целом. Личная гигиена заключается в выполнении многих правил, направленных на укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности, продление активного долголетия и профилактику заболеваний. Основными направлениями личной гигиены являются уход за кожей, зубами, волосами, а также гигиена одежды и обуви.
Закаливание способствует повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям. Принципы закаливания: - учёт индивидуальных особенностей; - постепенность: - систематичность: - использование разнообразных факторов (солнце, воздух, вода).
- профилактика вредных привычек.
К вредным привычкам относятся: - курение; - злоупотребление алкоголем; - наркомания и токсикомания. Все они негативно влияют на здоровье человека, разрушают его организм и вызывают различные заболевания. Для профилактики рассматриваются различные методы и средства для пропаганды активного отдыха и здорового образа жизни. Предпринимаются меры по повышению нравственности, общей и медицинской культуры населения.
Рекомендуемая литература:
Бардина Р.А. Сотвори себя. Здоровье и физическая культура: Энциклопедия. – М.: ООО « Издательство АСТ», 1996. – 480 с.
Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье. – М.: Знание, 1997. -128 с.
Физическое воспитание и валеология: Учеб. пособ. / Сост. А.П.Горбаль, А.А. Бишаева, М.В. Паукова. – М.: Союз, 1998. 88 с.
Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции.- М.: роспедагентство. 1997. – 246 с.
15