Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) 5 класс ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия №79»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением учителей Директор МБОУ «Гимназия №79»
Протокол № 1 от 29 августа 20 12 г. / /
Рабочая программа
Технология. 5 класс. Базовый уровень
наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень(базовый, профильный, коррекционного обучения, др.)на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
Технология: программа : 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. –
М.: Вентана-Граф, 2012.
(точное название программы, авторов и её выходные данные)
Составитель Девятияров Александр Георгиевич
учитель технологии
(Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Технология: программа: 5-8 классы, А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, М., Вентана-Граф, 2012.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология» в 5 классе 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю. Распределение уроков по четвертям:
1 четверть – 18 часов;
2 четверть – 14 часов;
3 четверть – 22 часов;
4 четверть – 16 часов.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с авторской является то, что авторская программа не содержит разбивки материала на отдельные темы. В авторской программе изучаемый материал приведен в виде теоретических сведений и практических работ для каждого изучаемого раздела. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Технология. Программа, 5-8класс» (авторы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица) и учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс» (авторы: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко).Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения обучающиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
технологическими свойствами и назначением материалов;
назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
При изучении технологии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Формы и средства контроля
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы.
Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего за год
Практические работы 9 10 11 8 38
Практические работы
№ Дата проведения Кол-во часов Название
1 четверть 1 10.09 1 Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
2 17.09 1 Графическое изображение деталей и изделий
3 24.09 1 Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
4 24.09 1 Последовательность изготовления деталей из древесины
5 01.10 1 Разметка заготовок из древесины
6 08.10 1 Пиление заготовок из древесины
7 15.10 1 Строгание заготовок из древесины
8 22.10 1 Сверление отверстий в деталях из древесины
9 29.10 1 Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов
2 четверть 10 12.11 1 Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов
11 12.11 1 Соединение деталей из древесины клеем
12 19.11 1 Зачистка поверхностей деталей из древесины
13 19.11 1 Отделка изделий из древесины
14 26.11 1 Выпиливание лобзиком
15 03.12 1 Выпиливание лобзиком
16 10.12 2 Выжигание по дереву
17 17.12 1 Понятие о машине и механизме
18 17.12 1 Рабочее место для ручной обработки металлов
19 24.12 1 Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы
3 четверть 20 14.01 1 Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов
21 21.01 1 Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
22 28.01 1 Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки
23 28.01 1 Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
24 04.02 1 Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
25 11.02 1 Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
26 18.02 1 Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
27 25.02 1 Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
28 03.03 1 Устройство настольного сверлильного станка
29 10.03, 17.03 2 Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
30 17.03 1 Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
4 четверть 31 07.04 1 Эстетика и экология жилища
32 14.04 1 Технология ухода за жилым помещением, одеждой, обувью
33 28.04 1 Разработка эскизов деталей изделия.
34 05.05 1 Технологический процесс изготовления изделия.
35 05.05 1 Расчёт условной стоимости материалов.
36 12.05 2 Выполнение проекта.
37 19.05 1 Выполнение проекта.
38 19.05 1 Контроль и оценка проекта.
Всего часов 41
Система оценки достижений учащихся
Критерии оценивания тестовых работ:
Тестовые проверочные работы после каждого 2-го занятия и по изучению раздела технологии оцениваются следующим образом:
0-40% -«2»
40-60%- «3»
60-80%-«4»
80-100%-«5»
Критерии оценивания устного ответа по технологии:
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Критерии оценивания выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ:
Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущенынебольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения,
изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование;
рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Методическое обеспечение
Технология: программа: 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 144 с.
Технология. Индустриальные технологии : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 192 с. : ил.
Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие / А.Т.Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
Календарно-тематическое планирование
Учебник Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко, Вентана-Граф, 2012 г.
Название предмета технология
Количество часов на учебный год 70 ч, в неделю 2 ч.
№ Наименование разделов и тем Всего часов Из них *** Виды и формы деятельности Планируемые результаты Дата проведения
контрол. практич. лаборат. предметные метапредметные личностные 1 четверть (18 часов)
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 Инструктаж по правилам безопасной работы. 03.09
2 О предмете «Технология» в 5 классе 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий. 03.09
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (20 ч)
3 Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование целостного мировоззрения.
10.09
4 Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы 1 1 Лабораторно-практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных пород» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию 10.09
5 Графическое изображение деталей и изделий 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Самостоятельное определение цели своего обучения. Самооценка умственных и физических способностей. 17.09
6 Графическое изображение деталей и изделий 1 1 Практическая работа №2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Развитие трудолюбия и ответственности. 17.09
7 Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины 1 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, инструктаж по правилам безопасной работы.
Практическая работа №3 «Организация рабочего места для столярных работ» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Овладение элементами организации умственного и физического труда.
Проявление познавательной активности. 24.09
8 Последовательность изготовления деталей из древесины 1 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.
Практическая работа №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Самостоятельное определение цели своего обучения.
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Умение общаться при коллективном выполнении работ.
Составлять последовательность выполнения работ. 24.09
9 Разметка заготовок из древесины 1 Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Самооценка умственных и физических способностей.
01.10
10 Разметка заготовок из древесины 1 1 Практическая работа №5 «Разметка заготовок из древесины» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Формирование целостного мировоззрения 01.10
11 Пиление заготовок из древесины 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация инструментов и наглядных пособий. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 08.10
12 Пиление заготовок из древесины 1 1 Практическая работа №6 «Пиление заготовок из древесины» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Развитие трудолюбия и ответственности. 08.10
13 Строгание заготовок из древесины 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности.
15.10
14 Строгание заготовок из древесины 1 1 Практическая работа №7 «Строгание заготовок из древесины» Развитие моторики и координации рук при работе с ручным инструментом. Самостоятельное определение цели своего обучения. Самооценка умственных и физических способностей.
15.10
15 Сверление отверстий в деталях из древесины 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию 22.10
16 Сверление отверстий в деталях из древесины 1 1 Практическая работа №8 «Сверление заготовок из древесины» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности. 22.10
17 Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование целостного мировоззрения
29.10
18 Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов 1 1 Практическая работа №9 «Соединение деталей из древесины гвоздями» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Развитие трудолюбия и ответственности.
29.10
2 четверть (14 часов)
19 Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов 1 1 Практическая работа №10 «Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов)» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 12.11
20 Соединение деталей из древесины клеем 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №11 «Соединение деталей из древесины с помощью клея» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Самостоятельное определение цели своего обучения.
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование целостного мировоззрения.
Развитие трудолюбия и ответственности. 12.11
21 Зачистка поверхностей деталей из древесины 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №12 «Зачистка деталей из древесины» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности.
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 19.11
22 Отделка изделий из древесины 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №13 «Отделка деталей из древесины» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Самостоятельное определение цели своего обучения.
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Проявление познавательной активности.
Развитие трудолюбия и ответственности. 19.11
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч)
23 Выпиливание лобзиком 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности. 26.11
24 Выпиливание лобзиком 1 1 Практическая работа №14 «Выпиливание изделий из древесины лобзиком» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Самооценка умственных и физических способностей. 26.11
25 Выпиливание лобзиком 1 1 Практическая работа №14 «Выпиливание изделий из древесины лобзиком» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Самооценка умственных и физических способностей. 03.12
26 Выжигание по дереву 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, механизмов, инструментов, инструктаж по правилам работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Самостоятельное определение цели своего обучения. Проявление познавательной активности. 03.12
27 Выжигание по дереву 1 1 Практическая работа №15 «Отделка изделий из древесины выжиганием» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 10.12
28 Выжигание по дереву 1 1 Практическая работа №15 «Отделка изделий из древесины выжиганием» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 10.12
Темы «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч),
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч)
29 Понятие о машине и механизме 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Лабораторно-практическая работа №16 «Ознакомление с машинами, механизмами, деталями» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Самостоятельное определение цели своего обучения.
Формирование целостного мировоззрения.
Развитие трудолюбия и ответственности. 17.12
30 Рабочее место для ручной обработки металлов 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №18 «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности.
Развитие трудолюбия и ответственности. 17.12
31 Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 24.12
32 Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы 1 1 Лабораторно-практическая работа №17 «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки, пластмасс» Распознавание видов, назначение материалов, инструментов, оборудования в технологических процессах. Самостоятельное определение цели своего обучения. Проявление познавательной активности. 24.12
3 четверть (22 часа)
33 Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование целостного мировоззрения 14.01
34 Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов 1 1 Практическая работа №19 «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление познавательной активности. 14.01
35 Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию 21.01
36 Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов 1 1 Практическая работа №20 «Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Развитие трудолюбия и ответственности. 21.01
37 Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №21 «Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки» Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Самостоятельное определение цели своего обучения.
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование целостного мировоззрения.
Проявление познавательной активности. 28.01
38 Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №22 «Разметка заготовок из металла и искусственных материалов» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Самооценка умственных и физических способностей.
Проявление познавательной активности. 28.01
39 Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 04.02
40 Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов 1 1 Практическая работа №23 «Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 04.02
41 Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности. 11.02
42 Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 1 1 Практическая работа №24 «Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Самооценка умственных и физических способностей. 11.02
43 Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Проявление познавательной активности. 18.02
44 Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки 1 1 Практическая работа №25 «Гибка заготовок из листового металла и проволоки» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 18.02
45 Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление опознавательной активности 25.02
46 Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов 1 1 Практическая работа №26 «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности. 25.02
47 Устройство настольного сверлильного станка 1 Рассказ, беседа, демонстрация сверлильного станка, инструментов, инструктаж по правилам безопасной работы. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
03.03
48 Устройство настольного сверлильного станка 1 1 Практическая работа №27 «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке» Развитие умений применять технологии предста-ия, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 03.03
49 Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности. 10.03
50 Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов 1 1 Практическая работа №28 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 10.03
51 Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов 1 1 Практическая работа №28 «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 17.03
52 Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой.
Практическая работа №29 «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Проявление познавательной активности.
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
17.03
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
Темы «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч),
«Эстетика и экология жилища» (2 ч)
53 Интерьер жилого помещения 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление познавательной активности. 24.03
54 Интерьер жилого помещения 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 24.03
55 Эстетика и экология жилища 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию.
07.04
4 четверть (16 часов)
56 Эстетика и экология жилища 1 1 Практическая работа №30 «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. 07.04
57 Технология ухода за жилым помещением, одеждой, обувью 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 14.04
58 Технология ухода за жилым помещением, одеждой, обувью 1 1 Практическая работа №31 «Изготовление полезных для дома вещей» Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности. 14.04
Раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности» (12 ч)
Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (12 ч)
59 Что такое творческий
проект. 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Оценивание своей способности к труду. Осознание ответственности за качество результатов труда. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление познавательной активности.
21.04
60 Этапы выполнения проекта. 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Планирование технологического процесса и процесса труда. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию 21.04
61 Обоснование темы проекта. Выбор вариантов. 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. Самооценка умственных и физических способностей. 28.04
62 Разработка эскизов деталей изделия. 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Проявление познавательной активности. 28.04
63 Технологический процесс изготовления изделия. 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Развитие трудолюбия и ответственности. 05.05
64 Расчёт условной стоимости материалов. 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость,
Самооценка умственных и физических способностей. 05.05
65 Выполнение проекта. 1 1 Демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 12.05
66 Выполнение проекта. 1 1 Демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 12.05
67 Выполнение проекта. 1 1 Демонстрация наглядных пособий, работа с книгой. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. 19.05
68 Контроль и оценка проекта. 1 1 Рассказ, беседа, фронтальный опрос. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость,
Самооценка умственных и физических способностей. 19.05
69 Защита проекта. 1 Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Оценивание правильности выполнения учебной задачи. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения, диагностика результатов. Самооценка умственных и физических способностей. 26.05
70 Защита проекта. 1 Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Оценивание правильности выполнения учебной задачи. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения, диагностика результатов. Самооценка умственных и физических способностей. 26.05
Итого 70 41