Рабочая программа по технологии (ФГОС индустриальные технологии 5 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено
На заседании ШМО Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
_______И. А. Морейский ___________В.А. Кульбака _________ Л.В.Потанина Пр. № ___ от. «___»____2015г. «___»____2015г. «___»____2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по технологии
направления «Индустриальные технологии».
для обучающихся 5 классов
на 2015 — 2016 учебный год
Учитель: Морейский И. А.
2015 год.
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение
Нормативно-правовой базой для рабочей программы по предмету технология являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» разработана на основе примерных программ по технологии в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа сохранила преемственность со стандартами основного общего образования первого поколения. Нормативно-правовой базой для примерной программы по предмету технология является закон Российской Федерации «Об образовании» от 25 октября 2008г. Программа рассчитана на 5-7 классы в количестве 175 часов (128 часов – федеральный компонент и 47 часа – региональный), из расчета: 5 класс – 70 часов; 6 класс – 70 часов; 7 класс – 35 часаОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений; «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
авторская программа по технологии комбинированного содержания составлена на основе направлений«Индустриальные технологии», и «Сельскохозяйственные технологии».
Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской программой соответствуют данной программе.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и. техники.
В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:
*с предметами потребления,- потребительной стоимостью
продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
с производительностью труда; реализацией продукции;
с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологичностью технологий производства;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека
Цели обучения технологии:
Основной целью изучения направления «Индустриальные технологии» в системе общего образования является оказание содействия обучающимся 5-7 классов в освоении содержания технологического образования, формирования представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
формирование технологической культуры школьников;
осознание значимости прикладных знаний для каждого человека;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, навыков, составляющих основу ключевых компетентностей.
Задачи:
развитие действий учащихся силами предмета
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности
формирование гуманистических и прагматических ориентиров мировоззрения,
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Характеристика основных форм и методов обучения.
Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования. К новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. Изучение предмета технологии ведется в форме урока, эксурсии. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические. практические работы, выполнение проектов. Все вилы практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности технологических операций. При этом учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ.
Общие требования
     Ожидаемые результаты обучения по данной программе могут быть сформулированы как овладение:
-          трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
-               умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-               навыками пользования  распространенными ручными инструментами и приборами, планирования бюджета домашнего хозяйства; культурой труда, уважительным отношением к труду и результатам труда.
Предметные требования
    В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
Аргументировано объяснять:
-               основные технологические понятия и характеристики;
-               назначение и технологические свойства материалов;
-               назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-               виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы
-               рационально организовывать рабочее место;
-               находить необходимую информацию в различных источниках,
-               применять конструкторскую и технологическую документацию;
-               составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
-               выбирать материалы,  инструменты и оборудование для выполнения работ;
-               конструировать, моделировать, изготавливать в материале изделия декоративно-прикладного искусства;
-               выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
-               соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
-               осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
-               находить и устранять допущенные дефекты;
-               разрабатывать творческие  проекты изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-               планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-               распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-               понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека;
-               формирования эстетической среды бытия;
-               развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
-               получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
-               организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-               изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
-               изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
-               контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
-               выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
-               оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Результаты изучения предмета «Технологии»
Личностными результатами являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметными результатами являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и, технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
2. В трудовой сфере:
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения, требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продуктов труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
3. В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
наличие интереса к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие основ экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
4. В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов, лейблов;
6. В психофизиологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Сформированные универсальные учебные действия.
1. Личностные УУД:
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; знание о народах и этнических группах России;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях: отношение к природе, знание основ здорового образа жизни, правил поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к культурным и историческим памятникам;
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к проявлению насилия;
позитивная моральная самооценка, переживание стыда и вины при нарушении общественных норм и правил.
2. Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения реального действия или его продукта с эталоном;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (умение сделать правильный выбор, преодоление препятствий).
3. Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
4. Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия (умение работать в группе);
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Учебный план.
№ п/п Раздел 5 класс 6 класс 7 класс Итого
1 Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов 35 34 16 85
2 Технологии домашнего хозяйства 6 6 2 14
3 Электротехника 4 4 2 10
4 Современное производство и профессиональное образование 2 2
5 Технологии исследовательской и опытнической деятельности 7 8 4 19
6 Сельскохозяйственные технологии (агротехнологии) 18 18 9 45
Всего 70 70 35 175
Самостоятельных работ: 2
Практическая работа: 30
Защита проектов: 1
Основное содержание
5класс
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Виды древесных материалов, свойства и области применения. Пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз,- чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Технологическая карта и ее назначение.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, сверление; сборка деталей изделия, контроль качества: столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Технологии изготовления деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Темы лабораторно-практических и практических работ. Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Организация рабочего места для сверлильных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Конструкционные металлы и их сплавы, основные физико-механические свойства и область применения. Черные и цветные металлы.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов в машиностроении. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при изготовлении, применении и утилизации искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
Основные сведения о процессе резания, пластического формования и современных технологиях обработки металлов и искусственных материалов на станках.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операций обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами. Способы механической, химической и декоративной
лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов. Современные отделочные материалы и. технологии нанесения декоративных и защитных покрытий.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.
Перспективные технологии производства деталей из.металлов и искусственных материалов, Виды соединении деталей из металлов и искусственных материалов, их классификация.
Правила безопасности труда при выполнении работ на металлорежущих станках.
Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.
Изготовление деталей по технической документации.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и "их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Традиции, обряды, семейные праздники. Национальные орнаменты в элементах быта и одежде, художественно-прикладные изделия.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесла). Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятие о композиции.
Виды природных и искусственных материалов и их свойства дом художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России,
Технологии художественно-прикладной обработки материалов различными видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основных операций ручными инструментами.
Правила безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлами.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей. Выполнение подготовительных работ по созданию изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.
Соблюдение правил безопасности труда.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства.
2.1 Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Способы ухода за различными видами половых покрытии, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт.
Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели, восстановление лакокрасочных покрытий и сколов. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасности и гигиены.
2.2. Эстетика и экология жилища
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Способы определения места положения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов.
2.3. Бюджет семьи
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Опенка имеющихся и возможных источников доходов семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Положения законодательства по правам потребителей.
2.4. Технологии ремонтно-отделочных работ
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей.
Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Раздел 3. Электротехника.
Электромонтажные и сборочные технологии
Общее понятие об электрическом токе, Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Подсоединение проводов к электрическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами.
3.3Бытовые электроприборы
Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.
Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Исследование соотношения потребляемой мощности и силы света различных ламп.
Раздел 5 .Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (БСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве.
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные – виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Изделия из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера, головоломки, настольные игры, куклы, подставки для салфеток, вешалки для одежды, рамки для фотографий, настольные игры, народные игры, карнизы, конструкторы, массажёры, модели автомобилей, судов и т. д., макеты памятников архитектуры, макеты детских площадок, раздаточные материалы для учебных занятий, оборудование для лабораторных и практических работ, спортивные тренажеры и др.
Изделия из сплавов металлов и искусственных материалов: ручки для дверей, головоломки, блесны, элементы интерьера, инвентарь для мангала или камина, наборы для барбекю, коптильни, багажники для велосипедов, подставки для цветов, макеты структур химических элементов, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и др.
Раздел 6. Сельскохозяйственные технологии (агротехнологии)
6.1. Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур
Растениеводство и его структура. Направления растениеводства в регионе, в личных подсобных хозяйствах своего села, на пришкольном участке. Понятие о технологии производства продукции растениеводства и ее основных элементах.
Способы размножения растений. Понятия: однолетние, двулетние и многолетние растения, сорт. Размножение семенами, подготовка семян к посеву.
Почва — основное средство сельскохозяйственного производства. Характеристика основных типов почв, понятие «плодородие почвы».
Приемы весенней обработки почвы, правила разбивки гряд, необходимое оборудование и инструменты, правила посевов и посадок.
Способы хранения урожая овощей, клубней и луковиц многолетних растений, семенников двулетних овощных культур,
Подзимние посевы и посадки.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Весенний период
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, выбор культур, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), выбор инструментов, разметка и поделка гряд, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов, мульчирование посевов, уход за растениями, проведение фенологических наблюдений.
Осенний период
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка.
6.2. Технологии выращивания плодовых и ягодных культур
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, их основные виды и сорта в своем регионе. Технологии выращивания ягодных кустарников, плодовых растений.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Осенний период
Уход за земляникой и ягодными кустарниками, оценка их состояния, выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров и заготовка материала для размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников.
6.3. Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте
Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте. Особенности выращивания основных овощных и цветочно-декоративных культур региона рассадным способом и в защищенном грунте.
Темы лабораторно-практических и практических работ
Весенний период
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, установка пленочных укрытий, теплиц, проведение подкормки.
Темы проектов
Подставка для карандашей.
Брелок для ключей.
Сувенир-прибор для хранения швейных принадлежностей: ножниц, ниток.
Подставка для хранения сверл.
Подставка для хранения разметочного инструмента.
Подставка (укладка) для хранения слесарных инструментов.
Приспособление для снятия плодов с высокорастущих деревьев.
Подставка (планшет) для рисования.
Декоративный подсвечник.
Разделочная доска.
Подставка под горячее.
Изделия, выпиленные из фанеры.
Ящик для комнатных цветов.
Подсвечник, вешалка, газетница с использованием проволоки (стальной, медной полосы).
Тематическое планирование в 5-м классе
№№ пп Название раздела, темы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне универсальных учебных действий
1 Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов 35 1.1 Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 12 Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочее место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда
1.2 Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов 3 Управлять сверлильным станком. Организовывать и выполнять работы по технической и технологичecкой документации. Соблюдать правила безопасности труда.
1.3 Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов 10 Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Читать техническую документацию. Составлять и выполнять по нормативам последовательность операций. Выполнять действия на основе технологической документации. Контролировать качество результатов деятельности. . Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать экологическую безопасность.
1.4 Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов 4 Знакомиться с видами современных ручных технологических машин и инструментов. Определять последовательность изготовления детали и изделия по технической документации Проверять работу станков на холостом ходу. Организовывать рабочее место. Изготавливать детали по чертежу и технологической карте. Контролировать визуально и инструментально качество деталей. Соблюдать правила безопасности труда при работе на станках.
1.5 Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 Анализировать особенности различных видов декоративно-прикладного творчества. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Соблюдать правила безопасности труда.
2 Технологии домашнего хозяйства 6 2.1 Технологии ремонта и ухода за деталями интерьера, одеждой и обувью. 2 Выполнять мелкий, ремонт мебели, восстанавливать лакокрасочные покрытия и сколы. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды.
2.2 Эстетика и экология жилища 1 Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов
2.3 Бюджет семьи 1 Оценивать источники доходов семьи. Минимизировать расходы в бюджете семьи Проектировать возможную индивидуальную трудовую деятельность
2.4 Технологии ремонтно-отделочных работ 2 Подбирать инструменты. Выбирать краски по каталогам. Создавать эскиз приусадебного (пришкольного) участка с использованием. декоративных растений с помощью специальных программ ЭВМ.
3 Электротехника 4 3.1 Электромонтажные и сборочные технологии 2 Общее понятие об электрическом токе, о напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме.
3.3 Бытовые электроприборы 2 5 Технологии исследовательской и опытнической деятельности 7 Находить необходимую информацию в печатных изданиях и Интернете. Выбирать виды изделий.. Графически оформлять проект, составлять технологическую карту. Подготавливать документацию на ЭВМ. Оценивать себестоимость изделия. Разрабатывать варианты рекламы. Оформить проектные материалы. Проводить презентацию проекта.
6 Сельскохозяйственные технологии (агротехнологии) 18 6.1 Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур 6 Осваивать безопасные приемы работы на пришкольном участке. Находить и представлять информацию об основных направлениях растениеводства в регионе, личных подсобных хозяйствах своего села. Изучить типы почв пришкольного приусадебного хозяйства. Овладевать навыками культурных отношений со всеми членами бригады.
Оценивать урожайность овощных культур. Наблюдать за появлением всходов, оценивать их состояние.
6.2 Технологии выращивания плодовых и ягодных культур
6 6.3 Технологии выращивания растений рассадным способом и в защищенном грунте 6 Всего 70
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
Учебно-методический комплекс
УМК для учащихся: учебник 5 класс Индустриальные технологии А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко;– М.: Вентана–Граф. Электронное и мультимедийное обеспечение к этим учебникам. Рабочая тетрадь.
УМК для учителя: учебник 5класс Индустриальные технологии А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко;– М.: Вентана–Граф. Электронное и мультимедийное обеспечение к этим учебникам. Мультимедийная программа «Технология», Справочник по слесарному и кузнечному делу Нодельман М.Е., Коваленко В.И., Кулененок В.В., Объекты труда 5 класс.
Материальное оснащение
            Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по направлению «Индустриальные технологии». Кабинеты размещаются в отдельном здании школы. По санитарным нормам площадь рабочих помещений не менее 4,5 кв.м на одного учащегося. Рабочие места учащихся укомплектованы необходимым оборудованием и инструментами. Температура в мастерских в холодное время не ниже 18°С при относительной влажности 40-60%. Учебные мастерские оборудованы мультимедийным оснащением.
      Школьный учебно-опытный участок содержит отделы овощных и полевых культур, плодово-ягодных растений, цветники, отдел лекарственных растений, парник, сарай для хранения инвентаря, участок для приготовления компоста.
Наименование средств и объектов материально-технического обеспечения Фактическая
оснащенность
Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков/ Индустриальная технология А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко;– М.: Вентана-Граф, 2010г. 15
Технология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков/ Индустриальная технология А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко;– М.: Вентана-Граф, 2010г 15
Технология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков/ Индустриальная технология А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко;. – М.: Вентана-Граф, 2010г 15
Стандарт основного общего образования по технологии 1
Примерная программа основного общего образования по технологии 1
Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся 1
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы. Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки 1
Справочные пособия по разделам и темам программы 1
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) 1
Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских 1
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки 2
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся 1
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии. 1
.Аптечка 2
.Очки защитные 5
Верстак столярный в комплекте 15
.Набор столярных инструментов школьный 15
Наборы сверл по дереву и металлу 2
Прибор для выжигания 3
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу 5
Стусло поворотное 1
Струбцина металлическая 5
.Колода 1
Верстак слесарный в комплекте 15
Набор слесарных инструментовшкольный 15
Набор напильников школьный: 15
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом 1
Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов 1
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий 1
Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование) 1
Устройство защитного отключения электрооборудования 1
Лупа 1
Часы .Лотки для сортировки семян 2
Наборы сит 3
Планшеты 2
Мерительные и разметочные инструменты и приспособления 3
.Халаты. 15
Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке 1
Ученический набор чертежных инструментов 2
Прибор чертежный 2
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске 1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц 1
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей 1
.Ящики для хранения таблиц и плакатов 1
Специализированное место учителя 1
Модели для анализа форм деталей 1
Раздаточные модели деталей по различным разделам технологии 15
Коллекции изучаемых материалов 1
Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.) 1
.Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ Набор резьбонарезного инструмента 2