Презентация по МХК на тему Древнерусская архитектура


Архитектурный облик Древней Руси Кудашова Ирина Анатольевна Десятинная церковь. Киев (схема) Кудашова Ирина Анатольевна Первая церковь, заложенная в Киеве в 989году, в народе называлась Десятинной, так как князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями. Кудашова Ирина Анатольевна Собор святой Софии в Киеве Кудашова Ирина Анатольевна Кудашова Ирина Анатольевна Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. София – премудрость Божья. Храм был построен при Ярославе Мудром.Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Число13 куполов, венчающих храм, символично. Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа. Кудашова Ирина Анатольевна Собор святой Софии в Новгороде Кудашова Ирина Анатольевна Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах, в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской. По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Кудашова Ирина Анатольевна Церковь Покрова Богородицы в Вытегре Кудашова Ирина Анатольевна Ансамбль Кижского погоста Кудашова Ирина Анатольевна В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света – Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя.Шедевром деревянной архитектуры называют и весь музей-заповедник, расположенный на одном из островов Онеги. Ансамбль древнего Спасского Кижского погоста состоит из трёх зданий: главной Преображенской церкви (1714 г.), малой Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни (1874 г.), которую построили на месте более старого сооружения. Эти здания различны по архитектурным типам, по своим формам, общим очертаниям и возведены в разное время. Тем не менее – Кижский погост не стал нагромождением построек, случайно оказавшихся рядом. Все эти здания образуют единый целостный художественный ансамбль. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Преображенская церковь – смысловой центр всего Кижского ансамбля. Остальные постройки более скромны, сдержаны, они подчиняются ей. Каждое из этих зданий тонко подчёркивает особенности главного сооружения. Кудашова Ирина Анатольевна В XVII веке большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких барабанах, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. Кудашова Ирина Анатольевна Храм Василия Блаженного в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. Французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX века, писал: «Много я видел, много любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный». Так он говорил о церкви Вознесения в селе Коломенском в честь рождения Ивана IV. А новый вид архитектуры, которым он восхищен, шатровый храм. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается каменный шатер, венчающий всё здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. А верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым крестом. Шатровый стиль получил признание у русских зодчих. Зодчие добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Кудашова Ирина Анатольевна Церковь Вознесения в Коломенском Кудашова Ирина Анатольевна Завершен шатром с маленькой главкой центральный храм Покровского собора – церковь Покрова Богородицы на Красной площади в память взятия Казани. Состоит из 8 несимметричных разновеликих столпообразных храмов. Каждый посвящен восьми дням, в которые произошли важнейшие события похода на Казань. В убранстве церкви Рождества Богородицы в Путинках были использованы сразу четыре декоративных шатра.Эта церковь стала последним памятником шатрового зодчества в Москве, так как в 1652 году патриарх Никон приказал «шатровые церкви отнюдь не строить». Кудашова Ирина Анатольевна Храм Рождества Богородицы в Путинках Кудашова Ирина Анатольевна Появляются церкви, в которых имеются два, три, иногда пять одинаковых по высоте шатров, как в церкви Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649– 1652): три шатра основного объема, один над приделом и один над колокольней. Покровский собор в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Собор Донского монастыря в Москве Кудашова Ирина Анатольевна Церковь Николы Посадского в Коломне Кудашова Ирина Анатольевна Церковь Богородицы Одигитрии в Вязьме Кудашова Ирина Анатольевна XVII век принёс с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась всё более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема. Появились ярусные, кубоватые и многоглавые храмы. Так в архитектуру пришел декоративный, живописный стиль. Формы зданий усложнялись, их стены покрывали многоцветный орнамент, белокаменная резьба. Кудашова Ирина Анатольевна Колокольня Ивана Великого Кудашова Ирина Анатольевна