Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) 6 класс ФГОС


Пояснительная записка
Цели реализации программы
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях
освоения технологического подхода как универсального алгоритма преобразующий и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся, а разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно – исследовательской деятельности;
воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» (Индустриальные технологии) для 6 класса, которые подготовлены авторским коллективом: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко и издана издательским центром «Вентана- Граф».
В шестом классе обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, научится применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
В результате обучения технологии обучающиеся ознакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологией, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин); предметными потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательно, преобразующей, творческой деятельности;
умения распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных, и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный технологический проект, изготавливать изделия или получать продукты с использованием основных технологий;
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. Перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программа предусматривает выполнение обучающимися творческого проекта.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
1) обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
2) создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
3) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;4) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
5) знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
6) овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
7) понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного курса
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учёта интересов и склонностей обучающихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках «Индустриальные технологии».
Независимо от вида изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;

Место учебного курса в учебном плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность – профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая – должна осуществляться технологически, т. е. таким путём, который гарантирует достижение запланированного результата, причём кратчайшим и наиболее экономичным путём.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать в 6 классах – 70 ч. из расчёта 2 ч. в неделю.
Занятия в шестых классах проводиться по средам. С учетом каникулярного времени и праздничных дней общее количество уроков уменьшено до 68, объединены темы «Закрепление настенных предметов» и «Основы технологии штукатурных работ».
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предмета области «Технология» должно обеспечивать:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий»
совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
формирование представлений о социальных и эстетических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в различных формах деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, курса
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научится самостоятельно формировать цели и определить пути их достижения, использовать приобрётённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования в 6 классе состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответствующих знаниях, и способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники технологии в нём; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с вещами в повседневной жизни.
Изучение технологии в 6 классе обеспечивает достижение личностных метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки общественной практики: проявления познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; ворожения желания учится для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнение работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально- личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами являются:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально- техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявления потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебный задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умения принимать его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведения наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления преобразования и использования информации. Оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладения методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культур труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии гигиены;
выбор средств и видов представления технической технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труд; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
оценивание свое способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
В эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение различных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебном для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и посменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Содержание учебного предмета, курса
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения.
Заготовка древесины, пороки древесины. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). Сушка древесины: естественная, искусственная.
Общие сведения о сборочных чертежах. Графическое изображение соединений на чертежах. Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей.
Технологическая карта и её назначение. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации.
Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов.
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Отделка деталей и изделий окрашиванием. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание природных пороков древесины в материалах и заготовках.
Исследование плотности древесины.
Чтение сборочного чертежа. Определение последовательности сборки изделия по технологической документации.
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.
Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.
Сборка изделия по технологической документации.
Окрашивание изделий из древесины красками и эмалями.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения.
Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение. Организация работ на токарном станке. Оснастка и инструменты для работы на токарном станке. Технология токарной обработки древесины. Контроль качества деталей.
Графическая и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение устройства токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной. Соблюдение правил безопасного труда при работе на токарном станке. Уборка рабочего места.
Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины. Шлифовка и зачистка готовых деталей.
Точение деталей (цилиндрической и конической формы) на токарном станке для обработки древесины. Применение контрольно-измерительных инструментов при выполнении токарных работ.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения.
Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.
Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Технологии изготовления изделий из сортового проката.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.
Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы.
Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.
Ознакомление с видами сортового проката.
Чтение чертежей отдельных деталей и сборочных чертежей. Выполнение чертежей деталей из сортового проката.
Изучение устройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.
Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.
Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения.
Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с составными частями машин. Ознакомление с механизмами (цепным, зубчатым, реечным), соединениями (шпоночными, шлицевыми). Определение передаточного отношения зубчатой передачи.
Ознакомление с современными ручными технологическими машинами и механизмами для выполнения слесарных работ.
Тема 5.
Технологии художественно прикладной обработки материалов
Теоретические сведения.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. История художественной обработки древесины.
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы по дереву. Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях. Эстетические и эргономические требования к изделию.
Правила безопасного труда при выполнении художествен но-прикладных работ с древесиной.
Профессии, связанные с художественной обработкой древесины.
Лабораторно-практические и практические работы.
Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву.
Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная резьба по дереву по выбранной технологии.
Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения.
Интерьер жилого помещения. Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Правила безопасного выполнения работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Закрепление настенных предметов (картины, стенда, полочки). Пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепёжных деталей.
Тема 2. Технологии ремонтно-отделочных работ
Теоретические сведения.
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
Основы технологии штукатурных работ. Инструменты для штукатурных работ, их назначение. Особенности работы со штукатурными растворами.
Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого количества рулонов обоев.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Проведение ремонтных штукатурных работ. Освоение инструментов для штукатурных работ. Заделка трещин, шлифовка.
Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами. Изучение видов обоев; подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка образцов обоев (на лабораторном стенде).

Тема 3. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Теоретические сведения.
Простейшее сантехническое оборудование в доме. Устройство водопроводных кранов и смесителей. Причины подтекания воды в водопроводных кранах и смесителях. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей. Инструменты и приспособления для сани тарно-технических работ, их назначение.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении санитарно-технических работ.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка кранов и смесителей (на лабораторном стенде). Замена резиновых шайб и уплотнительных колец. Очистка аэратора смесителя.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения.
Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Практические работы.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование де талей с помощью ПК.
Разработка чертежей и технологических карт. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия, её сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы.
Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подстав ка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких дета лей, будка для четвероногого друга, садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика), моде ли вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
№ Тема урока Тип урока Планируемые результаты (предметные)
Содержание курса (ученик должен знать) Планируемые результаты
(личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности Дата
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД По плану По факту
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
1 Вводное занятие. Вводный инструктаж. Требования к творческому проекту. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету, правила поведения в мастерской. умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности; овладение правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения  технологической информации. применять установленные правила. Научиться фиксировать результаты исследований. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины, умение работать в группе, слушать собеседника и вступать с ним в диалог, согласование своих потребностей и требований с требованиями других участников познавательного процесса навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в учебных мастерских Творческое мышление. Вариативность мышления.
А 7.09 Б 7.09 В 7.09 2 Заготовка древесины, пороки древесины Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения. Пороки древесины: природные и технологические
воспитание и развитие системы норм и правил  межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности А 14.09 Б 14.09 В 14.09 3 Свойства древесины.
Комбинированный урок Свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические (твёрдость, прочность, упругость). А 21.09 Б 21.09 В 21.09 4-5 Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Комбинированный урок Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертёж. Общие сведения о сборочных чертежах научиться определять последовательность действий с учётом конечного результата. конструктивное мышление, пространственное
воображение. Аккуратность. Эстетические потребности.
А 28.09
5.10 Б 28.09
5.10 В 28.09
5.10 6 Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей. Комбинированный урок Последовательность изготовления деталей из древесины. технологический процесс, технологическая карта.
 научить аккуратно, последовательно выполнять работу, осуществлять пошаговый контроль по результатам. А 12.10 Б 12.10 В 12.10 7 Технология соединения брусков из древесины. Комбинированный урок Виды соединений брусков. Последовательность выполнения соединений брусков различными способами. Инструменты для выполнения данного вида работ. Правила безопасной работы ориентироваться в
способах решения
задач. получать навыки сотрудничества, ставить
вопросы,
обращаться за
помощью  развития трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. А 19.10 Б 19.10 В 19.10 8 Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Комбинированный урок Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным инструментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества получать
навыки
сотрудничества,
развития
трудолюбия и
ответственности за
качество своей
деятельности А 26.10 Б 26.10 В 26.10 Тема «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов»
9 Устройство токарного станка по обработке древесины. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности; овладение правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения  технологической информации. развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности А 9.11 Б 9.11 В 9.11 10-12 Технология обработки древесины на токарном станке. Комбинированный урок Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов получать
навыки
сотрудничества,
развития
трудолюбия и
ответственности за
качество своей
деятельности А 16.11
23.11
30.11 Б 16.11
23.11
30.11 В 16.11
23.11
30.11 13 Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями. Комбинированный урок Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием. контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности.
А 7.12 Б 7.12 В 7.12 Тема «Технологии художественно прикладной обработки материалов»
14-15 Художественная обработка древесины. Комбинированный урок Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Художественная резьба. Виды орнаментов. Виды резьбы.
Инструменты для ручной художественной резьбы. Приёмы выполнения художественной резьбы. Правила безопасной работы поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; смысловое
чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
научиться
выбирать способы обработки материала, использовать пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами. сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора творческое мышление. Вариативность мышления.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера А 14.12
21.12 Б 14.12
21.12 В 14.12
21.12 Тема «Исследовательская и созидательная деятельность»
16-23 Творческие проекты. Комбинированный урок Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; рациональное использование учебной и до -полнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. ориентироваться в разнообразии
способов решения задач.
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. публичная презентация и защита проекта. формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; элементами организации умственного и физического труда. адекватная мотивация учебной
деятельности.
А 11.01
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03 Б 11.01
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03 В 11.01
18.01
25.01
1.02
8.02
15.02
22.02
1.03 Темы «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов»
24 Элементы машиноведения. Составные части машин. Комбинированный урок Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей.
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
преобразовывать практическую задачу впознавательную.
выполнение операций с помощью машин; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью А 15.03 Б 15.03 В 15.03 25 Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Металлы и сплавы, область их применения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской умение структурировать знания проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности. А 22.03 Б 22.03 В 22.03 26 Сортовой прокат Комбинированный урок Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Процесс изготовления деталей из сортового проката. Правила безопасности преобразовывать практическую задачу в познавательную. А 5.04 Б 5.04 В 5.04 27 Чертежи деталей из сортового проката. Комбинированный урок Графическое изображение деталей из сортового проката. овладение правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения  технологической информации аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; овладение устной и письменной речью А 12.04 Б 12.04 В 12.04 28 Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Комбинированный урок Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем аккуратно, последовательно
выполнять работу, осуществлять пошаговыйконтроль по результатам.
А 19.04 Б 19.04 В 19.04 29 Технология изготовления изделий из сортового проката. Комбинированный урок Технологический процесс. Технологическая операция. Профессии, связанные с обработкой металла научиться определять последовательность
действий с учётом конечного результата.
конструктивное мышление, пространственное воображение. Аккуратность.
Эстетические потребности.
А 26.04 Б 26.04 В 26.04 30 Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой. Рубка металла. Комбинированный урок Назначение и устройство слесарной ножовки. Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Инструменты для рубки металла. Приёмы рубки металла в тисках. Правила безопасной выбирать способы обработки
материала, использовать пошаговый контроль порезультату; вносить необходимые коррективы вдействия на основе учета сделанныхошибок.
А 3.05 Б 3.05 В 3.05 31 Опиливание заготовок из металла и пластмассы. Комбинированный урок Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы этические чувства, прежде всего
доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость.
А 10.05 Б 10.05 В 10.05 32 Отделка изделий из металла и пластмассы. Комбинированный урок Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с отделкой изделия контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций А 17.05 Б 17.05 В 17.05 Темы «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними»
«Технологии ремонтно-отделочных работ»
«Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации»
33 Закрепление настенных предметов. Основы технологии штукатурных работ. Комбинированный урок Технология крепления настенных предметов. Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены. Инструменты и крепёжные детали. Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки. Правила безопасной работы работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, определять последовательность
действий с учётом конечного результата.
выбирать способы обработки
материала; использовать пошаговый контроль порезультату; вносить необходимые коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы,  речевая деятельность, навыки сотрудничества. Экологическая культура: ценностноеотношение к природному миру.
А 24.05 Б 24.05 В 24.05 34 Основы технологии оклейки помещений обоями.
Простейший ремонт сантехнического оборудования. Комбинированный урок Технология оклейки помещений обоями. Декоративное оформление интерьера. Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Расчёт необходимого количества рулонов обоев.
Виды сантехнического оборудования. Устройство водопроводного крана и смесителя. Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана смесителя. Инструменты для ремонта сантехнического оборудования. Правила безопасной работы А 31.05 Б 31.05 В 31.05 Итого 68 часов