Урок по литературе на тему Татьяна Ларина — «милый идеал» А.С. Пушкина (9класс)
Поурочное проектирование
Класс: 9
Предмет: литератураТема: Татьяна Ларина - «милый идеал» А.С. Пушкина.
Цели:1. Развить речь учащихся.2. Раскрыть образ, показать, что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, .3. Совершенствовать навыки работы с текстом.4. Воспитывать чувство верности, преданности.
Оборудование: презентация, текст.
Эпиграф (на доске)
Татьяна – существо исключительное, Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману “Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ Татьяны, доказать, что Татьяна-милый идеал Пушкина – идеал русской души.
2. Работа по теме.
Проверка дом.задания (дети выполняли характеристику Татьяны).
3.Вступительное слово учителя. Об эпиграфе.
У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты, особенно, впечатляюще.
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина – Татьяна Ларина.
«Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России».
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А.С.Пушкин
Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставим с ролью Онегина.
То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Беседа о Татьяне продолжится по такому плану: (таблица на доске):
Детство и юность Татьяны
Встреча с Онегиным и любовь к нему
Татьяна в финале романа
4.Беседа по вопросам: (попутно заполняем таблицу 1. Детство и юность Татьяны)- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?( Татьяна – помещичья дочка, представляет патриархальное дворянство, тип культуры ближе к народу. )
- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?
-. Как жили Ларины? (На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек. Онегин употребляет английские слова, Ларины привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает французские трюфли – у Лариных приняты соленые грибы (“Солила на зиму грибы”).
- Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли
у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности? («Задумчивость, мечтательность, наклонность к грусти, одиночеству, молчаливость…»)
- В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни? («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны», Через окружающую ее природу, через крепостных и няню, через обряды, наивные верования и приметы, которыми так полна была деревенская жизнь, Татьяна постигает русское, родное, близкое ее душе)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (до поворота в судьбе Татьяны)
5. Встреча с Онегиным и любовь к нему. (заполняем колонку)
- Где произошла встреча героев?
Итак, встреча произошла. Мы узнаем о том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о своей любви? (Няне)
В разговоре изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает ей свою тайну.
Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося академика Лихачева .Самое воспитательное свойство человека – любовь. Д.С.Лихачев.
Татьяна решается написать письмо Онегину. Что самое удивительное в нем? Каковы слова Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это порыв наивный и благородный. Все в письме истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать письмо. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение “идеальности” героини)Как же отнесся Онегин к письму? Как проявил Онегин себя во взаимоотношениях с Татьяной?
(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока любить.) “Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступилС печальной Таней наш приятель”Почему “мило поступил”?
“Милый поступок” в том, что он не захотел соблазнять влюбленной в него юной девушки, а предпочел просто той девушке нравоучительную проповедь. Поведав Татьяне о невеселом будущем из совместной жизни и любви он завершает рассуждения утомительными советами “старшего товарища”.
Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился” ее искренности. Онегин уезжает
6.Татьяна в финале романа
Как сложилась жизнь Татьяны? Изменилась ли Татьяна?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Чем заканчивается роман?
(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Татьяна ответила ему таким же непониманием, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихотливого повесы, жаждущего развлечься светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не поверила его искренности этим избавила себя и его от множества хлопот)Татьяна - милый идеал возникает в последней строфе “Я другому отдана”. В этих словах истинная гордость. Верность. Верность таким отношениям, которые составляют особые чувства и чистоту женственности.
7.Подведение цели урока. Оценки и их анализ.
8. Д/ з. Письмо – наизусть.
9. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, какой вы сделаете вывод?
Вывод: В отличие от Онегина, Татьяна думает не только о себе. И даже больше всего не о себе. В этом заключается нравственное величие Татьяны. Это и делает Татьяну идеалом русской женщины.
- Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.