Статья «Методы системно-деятельностного подхода в обучении грамматике английского языка»


Методическая статья
«Методы системно-деятельностного подхода в обучении грамматике английского языка в 5 классе»
Выполнила:
Тархова Елена Владимировна,
учитель английского языка
Муниципальное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №2
г. Черепаново
Черепаново 2013
Сформированность грамматических навыков играет большую роль в овладении иностранным языком и также является одним из аспектов языковой компетенции. Грамматические структуры представляют собой «каркас» или базис для построения иноязычной речи, поэтому изучение грамматики выступает главным условием успешного развития умений во всех видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Недостаточное изучение грамматики приводит к низким показателям итогового тестирования, а также к трудностям у учащихся во всех видах речевой деятельности. Именно в 5 классе в употребление вводится слово «грамматика», и больше внимания отводится изучению грамматических конструкций. Несовпадение грамматического строя английского и русского языков, стандартное заучивание грамматических правил могут привести к снижению мотивации учащихся, поэтому стоит разработать приемы, облегчающие запоминание грамматической структуры и вызывающие интерес к уроку. Процессы модернизации школьного образования способствуют обновлению в области введении и закреплении материала. Ведущим принципом современного образования является системно-деятельностный подход, основанный на результате деятельности ученика и развитии личностных, межпредметных и предметных УУД. При осуществлении этого подхода учитель выступает в роли консультанта, а ученик становится субъектом и самостоятельно определяет тему, цель урока, решает проблемную ситуацию, добывает знания, опираясь на инструкции учителя, корректирует свои предположения и оценивает себя. Понятие системно-деятельностного подхода включает в себя целеустремленную систему, направленную на результат, который не может быть осуществлен без обратной связи (рефлексии). Использование данного подхода создает положительную атмосферу урока и развивает познавательный интерес учеников. Методы деятельностного подхода чаще используются при закреплении грамматического материала.
Обучение английскому языку в 5 классе ведется по УМК В.П. Кузовлева и др. (2013 г. выпуска), в состав которого входят следующие компоненты:
Учебник (Книга для учащихся)
Рабочая тетрадь
Книга для чтения
Книга для учителя
Календарно-тематические планы
Аудиоприложение (CD, MP3)
Целевая группа состоит из учеников 5 «а» и 5 «б» классов в возрасте от 10 до 12 лет.
Разработка и поиск упражнений осуществлялись на протяжении 5 этапов (моделирование, проектирование, конструирование, оценивание и диагностирование), которые реализуются с помощью действий, представленных в нижеследующей таблице:
№ эт. Название этапа Цель этапа Методы реализации Период реализации
1 Моделирование Рассмотрение имеющихся подходов к обучению грамматике АЯ. Теоретические (анализ литературы, требований ФГОС). Анализ ситуации. Сентябрь 2013 г.
2 Проектирование Составление банка заданий по грамматике. Теоретические (работа с методической литературой). Октябрь –ноябрь 2013 г.
3 Конструирование Внедрение и апробация проекта. Эксперимент,
эмпирические (наблюдение). Декабрь 2013 г.- май 2014 г.
4 Оценивание Мониторинг деятельности учеников. Эмпирические (тестирование, анкетирование). В конце каждой четверти.
5 Диагностирование Рефлексия педагогического проекта. Эмпирические (наблюдение, обработка данных, коррекция). Июнь 2014 г.
С течением времени и в соответствии с требованиями общества по-разному изменялись подходы к изучению грамматики иностранного языка. К числу наиболее ранних подходов относят натуральный подход, появившийся во времена античной Греции. Его особенностями были имитация готовых образцов, их многократное повторение и воспроизведение нового материала по аналогии с изученным. Применение данного подхода способствовало достижению практических целей: чтение несложных текстов и продуктивное говорение.
Переводной подход применялся в XVIII в. и представлял собой обучение системе грамматики для понимания текстов. Целью данного подхода являлось знание языка как системы и его правильное применение во всех жизненных ситуациях [Кириллова 1981: 12].
Прямой подход появился в середине XIX в. Он включал в себя заучивание готовых разговорных фраз, не делая акцента на грамматике. Для него было характерно полное игнорирование родного языка в целях устранения межъязыковой интерференции [Кириллова 1981: 43].
Коммуникативный или функциональный подход был разработан британским лингвистом Д.А. Уилкинсом в ХХ в. Появление данного подхода было вызвано ускорением темпа жизни и высоким объемом информации, а также расширением контактов между странами. Характерной чертой этого подхода является усвоение грамматики через коммуникативные функции языка. Основные приемы данного подхода включают в себя игровые ситуации, работа в парах, ролевые игры, которые формируют аналитическое мышление, необходимое для усвоения грамматики. В рамках этого подхода изучались наиболее распространенные темы (погода, покупки, образование, работа и т.д.) и наиболее употребительные грамматические аспекты (видо-временные формы, наречия частоты, местоимения и т.д.) [Пассов 1991: 27-35]. При этом учитель выступает как консультант, создающий условия для работы, т.е. коммуникативную задачу, и способствующий самоанализу студентов. В ходе этого широко используются аутентичные материалы, выступающие основой для коммуникативных ситуаций [Рогова 1991: 170-172].
Системно-деятельностный подход является частью современного образования. Его преимуществом выступает сознательное и управляемое овладение ИЯ. Усвоение материала осуществляется через активную деятельность ученика. На раннем этапе обучения ИЯ используются игры, грамматические сказки, легенды, вымышленные персонажи, грамматическая наглядность. На среднем и старшем этапе чаще применяются групповая работа, грамматические игры, учебные ситуации и ролевые игры [Галиева: URL].В используемом УМК В.П. Кузовлева и др. предлагается движение от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным. В процессе обучения главным является принцип взаимосвязанности и взаимообусловленности, который основан на связи всех четырех видов речевой деятельности при работе над грамматической стороной речи, то есть ученики видят зрительный образ грамматической структуры, слышат ее произношение, прочитывают ее и записывают. Не менее важным принципом в данном УМК является квантование, что означает, что информация дается не сразу полностью, а разбита на «порции» в виде правил-инструкций и оперативных схем. Включенность грамматического явления в контекст учебной ситуации является основным условием формирования грамматических навыков. Уроки, посвященные изучению грамматических явлений, включают в себя два этапа: презентацию грамматического явления и его автоматизацию [Кузовлев: URL].
На первом этапе главным выступает показ функционирования грамматической структуры для осознания учащимися его формальных и функциональных признаков. При показе используются тексты различного характера (монологические, диалогические), в которых изучаемая грамматическая конструкция выделена цветом. Учащиеся слушают текст, опираясь на его визуальный образ. После этого следует задать ученикам вопросы, касающиеся функциональной стороны явления (случаи его употребления) и его формальной стороны (способ образования). Ответы учеников стоит записать на доску. Затем учащимся предлагается сравнить их выводы с правилом в учебнике (секция Grammar in Focus), что делает усвоение грамматического явления осознанным. Использование оперативных схем помогает обратить внимание учеников на формальные признаки грамматической структуры.
На втором этапе происходит выполнение следующих упражнений:
имитативных (повторение за диктором или учителем грамматической формы в готовом виде). При этом взаимодействуют слуховые, зрительные и речедвигательные образы грамматического явления, что способствует запоминанию формальной стороны явления.
подстановочных (ученики подставляют лексические единицы в речевой образец). Целью этих упражнений является формирование обобщение модели, способность к репродукции по аналогии. Для устранения ошибок рекомендуется использовать опору с инвариантом формы.
трансформационных (ученики трансформируют грамматическую форму). Здесь закрепляется операция оформления и начинает формироваться операция самостоятельного вызова. Для устранения ошибок рекомендуется использовать опору с пустой рамкой.
репродуктивных (самостоятельное воспроизведение учащимися грамматической формы). При помощи этих упражнений происходит окончательной становление самостоятельного вызова модели, при котором сформирована связь между функциональной и формальной сторонами грамматического явления.В 5 классе изучается следующий грамматический материал:
Название темы Грамматический материал Вид и цель изучения материала
Let’s make friends! Present Simple
Past Simple
Future Simple For revision
Rules around us Modal verbs (must, should, have to, may, might) For revision (must, should)
In focus
We must help people around Present Perfect
Word building (-tion) In focus
Every day and at weekends Word Order
Present Progressive
Non-progressive verbs
Present tenses In focus
For revision
In focus
For revision
My favourite celebrations Word building (-al)
Conversion
Past Progressive (comparing with Present Progressive, Past Simple) In focus
We’ve had a nice trip to England Past Simple
Past Simple and Past Progressive
Present Perfect
Past meaning For revision
My future holiday Present Progressive in the future meaning
To be going to do
Future Simple
Future meaning In focus
In focus
For revision
In focus
My best impressions Word Building (-ment, -er) In focus
Методические рекомендации при работе с грамматическим материалом:
Simple Tenses (Present, Past, Future) for revision. В начале учебного года целесообразно провести входное тестирование, направленное на выявление знаний о группе простых времен. При работе с данным материалом также можно использовать групповую работу. Класс следует разделить на 3 группы и выдать каждой группе плакат, содержащий название времени и пункты его описания. Каждая группа заполняет свой плакат в течение 2-3 минут, затем группы меняются плакатами. После того, как каждая группа проработала все плакаты и вновь вернулась к своему первому плакату, в группе выбирается знаток, который презентирует данное время. Его объяснение оценивают ученики из других групп. Групповая работа создает положительный фон урока, развивает навыки сотрудничества и отвечает возрастным интересам учащихся. При оценивании говорящего развиваются навыки взаимоконтроля.
Modal verbs (for revision – should, must; in focus – have to, may, might). Для тренировки данного материала подходит использование учебных ситуаций в картинках, так как у детей развито образное мышление, и поэтому картинки облегчают запоминание материала. Учащимся предлагается сделать подписи к картинкам, используя изученные модальные глаголы (приложение 1).
На этапе закрепления также используются ролевые игры, преследующие следующие речевые функции: giving advice, asking for permission, making and following the rules (см. Приложение 2).
Present Perfect in focus. На начальном этапе закрепления при объяснении правила ученику предлагается опора на грамматическую схему (см. Приложение 3). При тренировке материала стоит использовать учебные ситуации в картинках, изображающих результат действия (см. Приложение 4). Ученикам предлагается описать состояние и результат.
Способ образования этого времени можно отработать в групповой работе, в ходе которой ученики распределяют глаголы по колонкам – правильные и неправильные – и пишут все 3 формы этих глаголов. На следующем уроке эти глаголы проверяются в ходе парной работы: ученики получают карточки, у одного есть ответы, а у другого – вопросы. Ученики проверяют друг друга. При знакомстве с правилом также можно использовать работу в парах: один ученик читает первый пункт правила, а другой – второй пункт. Затем они учат друг друга, объясняя свое правило. На этапе закрепления также используется игра в лексико-грамматические карты “Have you done it yet?”, приведенная в УМК. Играть можно в группах по 3-4 человека. Все карточки участников группы нужно перемешать, раздать каждому ученику по 5 карточек, остальные положить в центр картинкой вниз. В игре участвуют карточки двух видов: вопросные карточки, на которых нарисован вопросительный знак, и ответные карточки: с отрицательным ответом – перечеркнутые и с утвердительным ответом – просто карточка с рисунком. В начале игры ученики просматривают свои карточки, и если у одного ученика имеется и вопросная и ответная карточка, то они откладываются в сторону как уже сыгравшие карты. Игру начинает один из учеников, задавая вопрос по своей картинке, например: Have you washed the dishes yet? Второй ученик смотрит на свои карточки и выбирает из ответных карточек карточку с чистой посудой и отвечает: I have already/just washed the dishes. В этом случае карточки откладываются, а оба ученика берут по одной карточке из центральной стопки. Если у второго ученика нет ответа на заданный вопрос, то он забирает себе карточку с вопросом, а первый ученик берет себе одну карточку из центральной стопки. Второй ученик может задать тот же самый вопрос, который был задан ему, или пойти с любой другой карты. Выигрывает тот, кто быстрее всех избавится от всех карточек [Кузовлев: URL].Word Order in focus. Для тренировки данного материала нужно использовать грамматические опоры, которые учащиеся располагают в правильном порядке (приложение 6). Затем в парах ученики располагают разрезанное предложение в правильном порядке, аргументируя свой выбор. Примерный вариант задания находится в приложении 7.
Present Progressive for revision. Ученикам предлагается описать картинки, изображающие действия героев. Для проведения параллели между Present Simple and Present Progressive можно дать учебную ситуацию с картинкой, описывающую состояние и процесс. В процессе отработки материала в ходе парной работы распределения глаголов на 2 группы (progressive; non-progressive) (см. Приложение 8).
Для закрепления отличия между данными временами ученикам предлагается описать свою фотографию или фотографию партнера, используя progressive and non-progressive verbs.
Past Progressive in focus. Для тренировки данного материала целесообразно предложить ученикам провести в группах по 3 человека «Грамматическое интервью». Один из учеников задает вопросы, написанные на карточке, другой отвечает, опираясь на схему, а третий ученик проверяет второго с помощью ответной карточки (Приложение 9).
Past meaning. Для наглядности отличия Past Simple and Past Progressive ученикам предлагается следующая учебная ситуация, содержащая в себе историю в картинках. В парах ученики распределяют картинки по группам кратких и длительных действий (Приложение 10). На этапе активизации материала ученики самостоятельно или в группах представляют проект, содержащий картинки и историю, написанную с формами Past Simple and Past Progressive.
В УМК предлагается провести сюжетно-ролевую игру “Fishy Stories”. В игру можно играть группами по 3-4 человека. У игроков есть карточки с указателями времени и сюжетные карточки. Нужно перемешать карточки с указателями времени и положить их лицом вниз на середину стола. Каждый игрок берет по 3—4 карточки. Первый игрок открывает карточку с указателем времени и спрашивает любого игрока, что он(а) делал(а) в это время вчера, например: What were you doing at 7 am yesterday? Игрок должен ответить, показывая подходящую сюжетную карточку. Если ответ убедительный, например: I was having breakfast, игрок может отбросить сюжетную карточку. Если ответ сомнительный, например: I was playing hockey, другие игроки могут задавать вопросы: Why were you playing hockey then? Если игрок сможет объяснить, он может отбросить сюжетную карточку, если нет, оставляет ее. Затем следующий игрок открывает карточку с указателем времени и задает вопрос. Выигрывает тот, у кого не останется сюжетных карточек [Кузовлев: URL].      Образцы карточек находятся в приложении 11.
Future meaning. В ходе тренировки материала в группах ученики заполняют таблицу форм будущего времени, в которой заполнена только одна графа. У каждой группы заполнены разные графы. По образцу они заполняют остальные графы. Затем представитель группы зачитывает описание одной из граф для самостоятельного заполнения, его проверяет та группа, у которой заполнена эта графа. На следующем занятии в процессе парной работы ученики распределяют предложения по грамматическим группам.
Выше упоминалось, что необходимым условием реализации системно-деятельностного подхода является анализ деятельности. В приложении 12 представлены образцы анкет для рефлексии в конце урока и темы.
Текущий результат данной методической разработки может быть отражен в нижеследующей диаграмме, построенной на основе показателей тематических тестирований. Отмечается прогрессивная тенденция.

Диаграмма 1. Показатели тестирования
В течение ноября 2013 г. было проведено анкетирование на определение самого любимой формы работы на уроке. Ученикам предлагалось расположить формы работы (групповая, парная, проект, учебная ситуация, ролевая игра) по рейтингу мест. Анкетирование показало, что учащимся предпочитают парную работу групповой, что объясняется случайным выбором состава группы. Проект также популярен среди учеников, так как помогает им реализовать творческий потенциал. Учебная ситуация и ролевая игра, по словам учащихся, помогает лучше запоминать материал.

Диаграмма 2. Проведение анкетирования
Выше описанные методы системно-деятельностного подхода в обучении грамматике соответствуют возрастным интересам учащихся и помогают отойти от заданного в УМК стандартного алгоритма для всех тем. Данные методы позволяют сделать урок интереснее и динамичнее. Кроме этого, в процессе использования данных приемов у учащихся развиваются личностные, предметные и метапредметные УУД.

Библиография:
Галиева, Я.Н. Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку [Электронный ресурс] – М.: 2012. – http://festival.1september.ru/articles/625311/ - Дата обращения: 12.11.2013 г.
Кириллова, Е.П., Лазарева, Б.Т., Петрушин, С.И. Хрестоматияпо методике преподавания английского языка [Текст] / Е.П. Кириллова, Б.Т. Лазарева, С.И. Петрушин – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.
Кузовлев, В.П., Лапа, Э.Ш., Перегудова, О.В. Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] – М.: 2013. – http://www.prosv.ru/ebooks/Kuzovlev_English_5kl/index.html - Дата обращения: 10.09.2013 г.
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычномуговорению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.
Soars, L.&J. Headway. Student’s Book. Pre-Intermediate [Text] / L. &J. Soars. – Oxford University Press, 1991. – 144 p.
Soars, L.&J. Headway. Workbook. Intermediate [Text] / L. &J. Soars. – Oxford University Press, 1996. – 81 p.

Приложение 1. Учебные ситуации по теме «Модальные глаголы»


Приложение 2. Примерный вариант ролевой игры по теме «Модальные глаголы».
Card 1. Making the rules. You are mother. Tell your son to do his homework at 7 p.m. as a rule. (Use must)
Card 2. Following the rules. You are a boy. Phone your friend and tell him you can't go out because you have to do your homework. (Use have to)
Card 3. Giving advice. Give an advice to a man who feels sick. (Use should)
Card 4. Asking for permission. You allow your friend to visit you in the evening. (Use may)
Приложение 3. Схема-опора для описания времени Present Perfect.

Приложение 4. Учебные ситуации в картинках для тренировки Present Perfect

Приложение 5. Примеры карточек для игры “Have you done it yet?”

Приложение 6. Примеры грамматических опор для отработки порядка слов в повествовательном предложении.

time (when?)
place (where?)
action (what to do?)

how often?
Actor (who?)
Приложение 7. Примерный вариант задания «Разрезанное предложение». Соберите предложения из частей, расставляя слова в нужном порядке.
on Saturday / never/ we/ watch TV
usually/ go/ we/ to the park/ at weekends
Приложение 8. Учебная картинка-ситуация “Present Simple and Present Continuous”

Приложение 9. Грамматическое интервью.
1. Для выражения каких действий используется Past Progressive?
2. Как образуется время Past Progressive?
3. Каким временем переводится Past Progressive на русский язык?

Приложение 10. История в картинках по теме “Past meaning”.

Приложение 11. Сюжетно-ролевая игра по теме Past Progressive
Образцы карточек с указателями времени:   
At 7 am
  At 12 o’clock  From 5 to 6
         
At 7 pm  At 4 o’clock  From 7 to 8
      Образцы сюжетных карточек из Рабочей тетради.

Приложение 12. Примерные варианты рефлексии
Поднимите зеленую полоску, если материал урока был вам понятен. Поднимите желтую полоску, если у вас возникли небольшие трудности. Поднимите красную полоску, если материал урока оказался непонятным.
Закончите следующие предложения: на уроке мне понравилось..... самым интересным было..... мне было трудно.....на уроке мне не понравилось....
Оцените свою работу с помощью нескольких слов ( прилагательных, наречий).
Поставьте себе балл от 1 до 5 на каждом этапе урока: определение проблемы и темы, работа с данной темой, выражение своего мнения, тренировка изученного материала. Суммируйте все баллы и оцените себя самостоятельно, используя схему: высший показатель - 5 и т.д.
Показатели текущего мониторинга по темам (входное тестирование, раздел 1 , раздел 2, раздел 3).
Проведение анкетирования «Определение мотивации»
Вопросы:
Тебе нравится изучать английский язык?
Что именно интересует тебя на уроке?
Возникают ли у тебя трудности? В чем?
Что бы ты хотел изменить на уроке?