Доклад на педагогический совет на тему:активные приемы системно-деятельностного подхода на уроках ИЗО Технология критического мышления

МКОУ Малышевская средняя общеобразовательная школа
Не пытайтесь объяснить ребенку то,
до чего он может додуматься сам.
Давайте возможность каждому ребенку
сделать свое маленькое открытие.

Э. И. Александров


Технология
«Критического мышления»













Работу выполнил учитель ИЗО
Никулина С.Г.




Активная деятельность нацелена на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Использование активной – деятельности на уроках изобразительного искусства формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивает умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
В традиционной, проектной или исследовательской работе дети применяют использование нестандартных техник и приёмов рисования. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе она подчинена задаче изображения.
Неоценимое значение при активной – деятельности имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, роспись, кляксография, торцевание, выдувание, рисование ватными палочками и др.
Реализовать основные принципы системно-деятельностного подхода на данных уроках помогает использование следующих педагогических технологий.

Технология проблемного обучения.
Технология развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Информационная технология.
Технология «критического мышления».
Игровые технологии.
Проектное обучение.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление -- это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Цель данной технологии
Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся:
способность к активному восприятию информации,
готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения,
умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы,
способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях.
Актуальностью технологии является:
проводить уроки в оптимальном режиме;
высокий уровень работоспособности обучающихся;
усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
В чём же различия? Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Технология КМ делает обучение увлекательным и осмысленным.
Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
Предлагаемое Дэвидом Крустером определение критического мышления состоит из пяти пунктов.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формирует свои идеи , убеждения независимо от остальных. Следовательно , мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным.
Самостоятельность, важнейшая характеристика критического мышления.
2. Информация, знания создают мотивировку, без которых человек не может мыслить критически.
В своей познавательной деятельности ученики и учителя подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы видим некую достопримечательность – и нам хочется проникнуть внутрь.
Критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой.
4. Критическое мышление- убедительная аргументация . Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
Разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений лежит в основе большинства определений критического мышления.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I этап
Информирует о новых знаниях
Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

II этап
Организует осмысление учебной информации
Осмысливают понимание учебного материала

III этап
Организует обобщение знаний
Обобщают усвоенный материал

IV этап
Организует закрепление учебного материала
Закрепляют изученное путем повторения

V этап
Организует применение знаний и оценивает степень усвоения
Применяют изученное в упражнениях, заданиях , оценивают сами себя и друг друга

VI этап
Рефлексия:
Отвечают на вопросы
Заполняют таблицу


«V» -
уже знал
«+» -
новое для меня
«-» -
думал иначе
«?» -
не понял, есть вопрос




.





Практическое задание:
Используя заданные линии, придумай и дорисуй композицию. В любом жанре.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

15