Технологическая карта. Урок обществознания Политические выборы: история и современность (7 класс).
Буцыкина Т.Н. МБНОУ «Гимназия № 59». Урок обществознания в 7 классе «Политические выборы: история и современность»
Цели: формирование умений изучать процессы, связанные с системой выборов в РФ.
Задачи:
Сформировать у обучающихся представления о демократических выборах как основного способа формирования органов власти, о системе выборов в РФ, о выборах в единый день для голосования - 18 сентября 2016 г.
Содействовать развитию мышления; умению работать с разными источниками информации, формулировать свою точку зрения и делать выводы, выступать от имени участника события, работать с компьютерными презентациями.
Способствовать воспитанию коммуникативной культуры, формированию гражданственности.
Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
История выборов.
Система выборов в РФ.
18 сентября 2016 г. – единый день выборов в РФ.
Оборудоваие:
Презентация.
Таблица «Федеральное собрание РФ».
Таблички для проведения игры «Политические дебаты».
Понятия: выборы, избиратель, Федеральное собрание, Государственная дума, президент, депутат, политические дебаты.
Опережающее задание: 3 ученика готовят выступление от имени кандидатов в депутаты Государственной думы по теме «Российское образование: проблемы и перспективы».
Технологическая карта урока
Тема Политические выборы: история и современность
Цель урока Формирование умений изучать процессы, связанные с системой выборов в РФ.
Задачи урока
Сформировать у обучающихся представления о демократических выборах как основного способа формирования органов власти, о системе выборов в РФ, о выборах в единый день для голосования - 18 сентября 2016 г.
Содействовать развитию мышления; умению работать с разными источниками информации, формулировать свою точку зрения и делать выводы, выступать от имени участника события, работать с компьютерными презентациями.
Способствовать воспитанию коммуникативной культуры, формированию гражданственности.
Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.
Планируемые результаты Предметные умения УУД
В познавательной сфере рассмотреть:
Историю выборов.
Систему выборов в РФ.
Избирательные кампании 18 сентября 2016 г. в РФ (выборы депутатов Государственной думы, выборы высших должностных лиц субъектов РФ, выборы депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, выборы глав муниципальных образований, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления).
Избирательные кампании 18 сентября 2016 г. в г. Новокузнецке.
В ценностно-ориентационной сфере:
научиться работать с разными источниками информации, делать выводы, представлять результаты своего труда. Личностные:
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Самоконтроль и самооценка
Регулятивные:
1.Постановка цели и анализ условий достижения цели.
2.Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.
Познавательные:
Определение понятий.
Умение структурировать знания.
Умение выделять существенные характеристики процессов, событий.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
История, обществознание Работа с информационными материалами (презентация, таблица «Федеральное собрание»).
Ролевая игра «Политические дебаты».
Эвристическая беседа. Компьютерная презентация, иллюстрации, раздаточный материал с выдержками из текста Конституции РФ.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап.
«Организационно-мотивационный»
Постановка цели и задач урока
Приветствие учащихся,
актуализация имеющихся знаний у учащихся,
определение темы и задач урока. Постановка проблемного задания «Нужны ли выборы сегодня
Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.
Анализируют поставленные задачи. Работа с ресурсами: компьютерная презентация Сотрудничество учителя и учащихся в ходе определения темы и задач урока Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.
Аргументация своей позиции. Управляют своим поведением и деятельностью.
Планируют пути достижения целей. Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.
2-й этап.
Осмысление содержания. Работа с документами (текст Конституции РФ).
1.Организует беседу по вопросам:
Что такое выборы?
Кого мы выбираем?
Знакомились ли они с процедурой выборов при изучении истории Древнего мира и Средних веков? Ответы учащихся иллюстрируются и дополняются презентацией (слайды № 2-7).
2.Организует работу с текстом Конституции РФ.
Учащиеся 1 ряда знакомятся со статьей 32 Конституции РФ.
Учащиеся 2 ряда знакомятся со статьей № 81.
Учащиеся 3 ряда знакомятся со статьями 95, 97.
3.Организует анализ документа.
Знакомятся с информацией на слайдах презентации Осуществляют поиск информации с использованием раздаточного материала и презентации (слайды 8-11)
Делают выводы и умозаключения.
Обсуждают, задают вопросы, подбирают тексты из документов для выступления.
Взаимодействие в парах, в коллективе для принятия эффективных совместных решений.
Умение точно формулировать свою мысль.
Сравнивают свою работу с другими.
Контроль, коррекция знаний
Умение точно выражать свою мысль.
Знакомятся с текстом документа (Конституция РФ) Дополняют ответы друг друга.
3-й этап. Ролевая игра «Политические дебаты».
Учитель организует ролевую игру «Политические дебаты», когда учащиеся (3 человека) от имени кандидатов в депутаты Государственной думы выступают по теме «Российское образование: проблемы и перспективы».
Демонстрация слайдов (12-14).
Организует выступление учащихся: помогает выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения, определяет очередность выступлений, организует обратную связь с другими учащимися.
Анализируют полученную информацию.
Отвечают на вопросы:
Какое выступление было лучшим и почему?
Какой информацией должен обладать избиратель о кандидатах, чтобы сделать правильный выбор?
Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?
Делают выводы и умозаключения.
Выступление учащихся от имени кандидатов в депутаты. Слушатели задают вопросы.
Монологическая, диалогическая
речь.
Сравнивать, оценивать свои и чужие ответы.
Умения задавать вопросы докладчику. Умение точно выражать свою мысль. Оценивание деятельности работы других по предложенным критериям.
4-й этап. Осмысление содержания «18 сентября 2016 года – единый день голосования».
Учитель сообщает информацию об избирательных кампаниях 18 сентября в РФ и г. Новокузнецке. Воспринимают информацию. Делают выводы о значении данного события.
Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.
Участвуют в обсуждении
Выражают собственное мнение. Монологическая, диалогическая речь.
Умение участвовать в обсуждении проблемы.
Умение выражать свои мысли. Анализ правильности сделанных выводов. Развитие способности публичного выступления. Осознание качества и уровня усвоения материала.
5-й этап. Рефлексия. Комментирование домашнего задания.
Организует обсуждение проблемного вопроса «Нужны ли выборы сегодня?»
Акцентирует внимание на значимости выборов в демократическом государстве?
Объясняет домашнее задание: познакомиться со списком политических партий, который примут участие в выборах в Государственную думу 18 сентября 2016 г., обсудить изученные материалы с родителями.Обобщают результаты своей деятельности по достижению результата.
Высказывают свое отношение (согласие или несогласие) на ответы по проблеме.
Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.
Участвуют в обсуждении.
Выражают собственное мнение.
Монологическая, диалогическая речь.
Контроль, коррекция, оценка своих действий и действий учащихся.
Умение участвовать в обсуждении проблемы.
Умение выражать свои мысли.
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Анализ правильности выводов.
Развитие способности к самооценке.
Осознание качества и уровня усвоения.
Прогнозирование результата и уровня усвоения.
Приложения:
Из статьи 32 Конституции РФ
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Из статьи 81 Конституции РФ
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Из статьи 95 Конституции РФ
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
5. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Из статьи 97 Конституции РФ
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.