Сценарий урока по математике на тему Объединение множеств.Знак U.


Технологическая карта урока математики в 3 классе
Тема: Объединение множеств. Знак U.
1308436444593655644459Тип урока: объяснение нового
Форма урока: урок-исследование
Учитель: Николаева Вероника Сергеевна «Северский лицей»
Имя урока: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
Оборудование: для детей: учебник-тетрадь, цветные карандаши, лист  с корзинкой и осенними листочками компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, колонки, 2 обруча.Цели и промежуточные задачи:
Обучающие:(связанные с формированием представлений об окружающем мире)
Сформировать у учащихся представления об объединении множеств и его обозначении на  письме;
Развивающие:(связанные с овладением способами деятельности и мышления)
Развивать способности к осознанию противоречия и формированию проблемы
Учиться контролировать осуществленные действия и оценивать полученные результаты с точки зрения соответствия поставленным задачам
Формировать механизм регуляции деятельности через постановку и решение задачи: «Что такое объединение множеств ?»
Воспитывающие:(связанные с проявлением эмоционально- оценочного отношения к миру и самому себе)
Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством ,совершенствовать свою устную речь, математические навыки
Формировать навыки учебного общения и сотрудничества
Этапы урока Деятельность учителя Методы и приемы Формирование УДД
I. Актуализация знаний. Организация начала урока.
- Из всех картин природы, самая величественная – это картина осеннего леса. Ведь картина осеннего леса – это бесконечное пространство с множеством разноцветных листьев, каждый из которых представляет собой отдельную картину?????????. листья имеют различные цвета. Как вы думаете почему? Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия пигмента, известного как хлорофилл Большой запас хлорофилла позволяет листьям оставаться зелёными. С приходом осени света не достаточно хлорофилл распадается и листок приобретает другую окраску
- Как вы думаете, почему я начала урок математики с разговора о множестве листьев?
- Множество листьев поможет нам повторить изученный материал и «открыть новые знания». При подведении итогов мы вновь обратимся к листочкам, поэтому не забывайте после каждого верно выполненного задания штриховать листочки, расположенные у вас в   гербарии». Работаем группами в привычном режиме.
словесные метод беседа о величественной картине осеннего лесаМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные
 в процессе ведения диалога применять простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;
;
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Посмотрите на экран. Перед вами множество листьев. По каким признакам мы можем разделить их на части? Обсудите в группах
 (   -  по цвету;
 - по размеру)
- На ваших столах макеты гербария, обсудите в группах и покажите при помощи диаграммы Венна множество больших листьев.(один у доски)
- Покажите диаграммы
- Проверьте
- Назовем это множество множеством А.
- В природе осенью листья раскрашены в разные цвета ,подумайте почему?
- А теперь обсудите в группах и покажите на диаграмме множество листьев красного цвета. Сравните свои результаты с диаграммой на экране.
- Назовем это множество множеством В.
- Обсудите в группах и обведите на ваших диаграммах пересечение множеств А и В. Сравните свои диаграммы с диаграммой на экране.
- Какой из листьев является пересечением множеств А и В. Запишите это высказывание при помощи математических знаков. Проверьте себя.
- Обведите одной замкнутой линией все звезды, входящие в оба множества. Проверьте себя. 
- Обсудите в группах и запишите при помощи математических знаков то, что у вас получилось.
исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.
практические методы (измерение, классификация фигур) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
 проявление самостоятельности и личной ответственности за свой результат, в исполнительской деятельности, собственный опыт творческой деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится
 фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях
Познавательные
Учащийся научится:
 понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса
III. Постановка учебной задачи.
- Почему задание было одно, а записи получились разные?
- Кто вообще не смог выполнить задание?
- Почему возникло затруднение?
(Мы не знаем, каким знаком обозначать новую математическую операцию.)
-  Какой же будет цель нашего урока?
( Найти знак для обозначения новой записи)
частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
 умения адекватно оценивать свой результат, относиться к отрицательному результату как к сигналу, побуждающему к исправлению ситуации;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
Учащийся научится:
 применять знания по программе 3 класса в измененных условиях;
 использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания
IV. . Открытие детьми нового знания.
- Начнем исследование. Издавна ученые при изобретении математических символов пользовались кистью своей руки. Цифру один они обозначали одним пальцем, цифру 2 – двумя, пять – всей ладонью. Для обозначения пересечения множеств они тоже использовали кисть своей руки. Обсудите в группах и покажите знак пересечения при помощи кисти руки.
- На что похож этот знак?
- А теперь при помощи кисти руки придумайте новый знак, который будет обозначать, что нам надо собрать все элементы множеств в единое целое. Обсудите в группах, как это сделать.
- На что похож новый знак?
- Поздравляю вас с открытием нового знака.  Теперь нам остается только дать название новому знаку. Обсудите в группах, какое название может иметь новый математический знак. Помните о том, что мы сделали с множествами, чтобы из двух множеств получить одно. (объединили)
- Так какое же название мы дадим новому знаку? (объединение)
- Это еще одно наше открытие.
- Кто сформулирует тему нашего урока?
(Объединение множеств)
- Вернемся к заданию, вызвавшему у вас затруднение. Кто теперь сможет  сам записать чему равно объединение множеств А  и В. Запишите.
- Давайте сравним наши открытия с выводами ученых. Откройте учебник на с. 34 (чтение правила сильными учащимися)
- Что вы можете сказать? (наши выводы совпадают)
- В честь вашего открытия вам листопад.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
 представления об обобщенном характере математического знания, истории его развития и способах математического познания;
 проявление целеустремленности в учебной деятельности на основе согласованных эталонов;
Учащийся получит возможность для формирования:
 умения адекватно оценивать свой результат, относиться к отрицательному результату как к сигналу, побуждающему к исправлению ситуации
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
 использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности.
 определять на основе применения эталона место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности;
 определять на основе применения эталона место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности;
Познавательные
Учащийся научится:
 применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;
Коммуникативные
Учащийся научится:
 в процессе ведения диалога применят
простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение множества и его элементов, знаки Æ, Î, Ï, Ì, Ë, U, ∩.
 задавать множества свойством и перечислением их элементов;
 устанавливать принадлежность множеству его элементов, равенство и неравенство множеств, определять, является ли одно из множеств подмножеством другого множества;
 находить пустое множество, объединение и пересечение множеств;
 изображать с помощью диаграммы Эйлера–Венна отношения между множествами и их элементами, операции над множествами;
пересечения множеств, записывать их с помощью математических символов и устанавливать аналогию этих свойств с переместительным и сочетательным свойствами сложения и умножения;
 решать логические задачи с использованием диаграмм Эйлера–Венна;
V. Физминутка.
Музыка «Осенний вальс»
VI. Первичное закрепление (коллективная работа «Ожившие диаграммы)
- Продолжим работу. Применим на практике полученные знания. Внимание на экран:
- Предлагаю вам построить ожившие диаграммы: элементами множеств будут дети, а диаграммами – обручи. Прошу выйти к доске тех детей о ком говориться в задании. Постройте диаграмму пересечения множеств.
- Запишите при помощи математических символов, кто является пересечением этих множеств. Сравните их с записью на экране.
- Составьте диаграмму объединения множеств. Запишите математическими знаками кто является объединением этих множеств. Проверьте.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
 умение выполнять самоконтроль по образцу, подробному образцу и эталону;
 умение применять при коммуникативном взаимодействии в паре и группе правила «автора», «понимающего», «критика»;
Учащийся получит возможность для формирования:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
 фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях;
Учащийся получит возможность научиться:
– самооценку умения планировать свою учебную деятельность:
Познавательные
Учащийся научится
 понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса;
 применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;
 использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания;
 умение определять виды моделей (предметные, графические, знаковые, блок-схемы алгоритмов и др.), использовать в учебной деятельно-
сти в простейших случаях метод моделирования как метод познания;
(множество, элемент множества, подмножество, объединение и пересечение множеств, диаграмма Эйлера–Венна, перебор вариантов, дерево возможностей и др.);
Учащийся получит возможность научиться:
 проводить на основе применения эталона:
– самооценку умения применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;
самооценку умения определять вид модели, знания этапов метода моделирования в учебной деятельности;
 использовать изученные методы и средства познания для решения учебных задач;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 классифицировать элементы множества по свойству;
VII. Самостоятельная работа.
А. В группах с взаимопроверкой по образцу ( №4, с. 35). Проверьте своего товарища по образцу на экране.
Б). Индивидуальная самостоятельная работа, проверка консультантами.
(№5, с. 35)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
 проявление самостоятельности и личной ответственности за свой результат, в исполнительской деятельности, собственный опыт творческой деятельности;
 умение исправлять ошибки на основе уточненного алгоритма исправления ошибок
целом;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
использовать в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок (уточненная версия);
Учащийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
 в процессе ведения диалога применять простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 проверять правильность выполнения действий с многозначными числами, используя алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе;
 складывать, вычитать, умножать и делить устно многозначные числа в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
Коммуникативные
; применять правила ведения диалога при работе в паре, в группе;
VIII. Повторение изученного.
№ 14, с. 36 – математическая эстафета.
– Каждому ученику надо будет решить свою цепочку примеров, отмеченную в учебнике и расшифровать запись всей командой.
- Команда, которая первой расшифрует название звезды – получит возможность найти эту звезду на карте звездного неба. ( в атласе)
- Название какой звезды было зашифровано. (Альтаир)
-Прочитайте на экране сведения об этой звезде.
- Что представляет собой объединение звезд возле звезды Альтаир(Созвездие Орла)
- Как мы можем назвать объединение учеников, которые первые справились с математической эстафетой? (Лучшие математики)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
; проявление интереса к занятиям математикой и учебной деятельности в целом;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
 использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
– самооценку умения планировать свою учебную деятельность:
– самооценку умения определять место и причину своей ошибки;
использовать изученные методы и средства познания для решения учебных задач;
правил порядка выполнения действий;
IX. Итог. Рефлексия.
- Какой была цель урока?
- Справились ли мы с ней?
- Какой была тема урока?
- Что такое объединение?
- Посмотрите на экран. Закончите предложения.
- Посчитайте количество листьев, которое вы раскрасили. Встаньте те, кто закрасил 7 и более листьев . Ваша работа на уроке оценивается на «5» . Вы – звезды первой величины.
- Встаньте те, кто закрасил 5-6 звезд, вы – звезды второй величины. А остальные ребята - звезды третьей величины, ведь каждый из вас достиг поставленной цели и открыл для себя что-то новое.
:
Х Дифференцированное домашнее задание Стр 35№6
По выбору: стр 34№5 или придумать задания на нахождение объединения множеств