Рабочая программа по русскому языку. 6 класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 в редакции от 31.01.2012);
Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
Авторской программы «Русский язык» 5-9 классы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, М. – Просвещение, 2010.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Актуальность программы определяется приоритетными направлениями современной модели образования, ориентированной на реализацию в практике преподавания русского языка единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Русский язык представлен в программе перечнем не только дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы для изучения учебного предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 204 часа с учетом промежуточной аттестации (6 часов в неделю, 34 учебных недели). При этом предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 7 часов для использования разноообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Плановых контрольных мероприятий:
- контрольный диктант - 7
- контрольная работа – 1
- развитие речи - 35
- изложение - 5
- сочинение - 11
В связи с тем, что авторская программа предусматривает 170 часов на изучение русского языка в 6 классе, а по школьному учебному плану – 204 часа, было изменено количество часов на изучение следующих разделов.
Наименования разделов
Авторская программа
Рабочая программа
примечания
Повторение пройденного в 5 классе
8+2
10+2
добавлены часы на повторение орфограммы в корне
Лексика. Фразеология. Культура речи.
10+3
13+4
добавлены часы на изучение лексических групп слов, словарей.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
24+4
20+6
часы с повторения взяты на развитие речи (классные сочинения, изложение)
Имя существительное
18+3
19+4
добавлен час на повторение
Имя прилагательное
18+3
21+5
добавлены часы на изучение разрядов и степеней сравнения
Повторение изученного в 6 классе
8+2
23+2
Содержание разделов и тем учебного предмета (204 часа)
Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Повторение пройденного в 5 классе (10 + 2 ч.)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в нем. Сложное предложение. Запятые в сложном
предложении. Синтаксический разбор. Прямая речь. Диалог.
Текст. Деление текста на части. Стили речи. Официально-деловой стиль, его языковые особенности. Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «В лесу».
Лексика и фразеология. Культура речи (13+4 ч.)
Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика». Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектизмы. Жаргонизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные словосочетания и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологический словарь. Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика».
Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского (на основе упр. 119). Словари. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя». Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» (тестирование).
Словообразование. Орфография. Культура речи (20 + 6 ч.)
Повторение пройденного в 5 классе по теме «Морфемика и словообразование». Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слова. Этимологический разбор. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –кас-, -кос-, –зор-, -зар-, –гор-, -гар-. Буквы Ы, И после приставок на согласные. Правописание гласных в приставках пре-, при-. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разборы. Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».
Описание помещения. Структура текста. Языковые особенности. Выборочное изложение повествовательного текста повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание помещения на тему «Моя комната». Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи (95+21 ч.)
Имя существительное (19+4 ч.)
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Текстообразующая роль существительных. Словообразование существительных. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Согласные Ч и Щ в суффиксах –чик-, -щик-. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик. Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах –ок, -ек, -онк, -онок. Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Письмо. Контрольное сочинение-повествование на тему «Моя первая встреча с ». Различные сферы употребления устной публичной речи. Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Зима в лесу».
Имя прилагательное (21+5 ч.)
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения. Словообразование прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Не с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, -онн-, -енн- прилагательных. Различение на письме суффиксов –к-, -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
Описание природы. Структура данного текста, его языковые особенности. Выборочное изложение по тексту А.С. Пушкина «Дубровский» на тему «Возвращение Владимира в отчий дом». Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». Публичное выступление о произведении народного промысла. Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Весенний лес».
Имя числительное (12+3 ч.)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль. Порядковые и количественные числительные. Простые и составные числительные. Текстообразующая роль числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Склонение. Правописание гласных в падежных окончаниях. Слитное и раздельное написание. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Склонение. Дробные числительные. Склонение. Собирательные числительные. Склонение. Морфологический разбор числительного. Повторение изученного по теме «Имя числительное».
Контрольное подробное изложение текста с цифровым материалом. Публичное выступление на тему «Берегите природу». Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Тайна планеты».
Местоимение (19+3 ч.)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль. Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение. Возвратное местоимение. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Образование. Правописание. Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Повторение изученного по теме «Местоимение».
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам на тему «Как я однажды помогал маме». Рассуждение как тип текста. Его строение, языковые особенности. Сочинение-рассуждение (по упр.480) на тему «Прав ли дедушка?». Рассказ по воображению. Сочинение-рассказ на свободную тему. Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «История Каштанки».
Глагол (24+6 ч.)
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. Повелительное наклонение. Буквы Ь и И в глаголах. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Повторение изученного по теме «Глагол».
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Контрольное подробное изложение от лица героя по тексту «Витькина гайка». Сочинение-рассказ на основе услышанного. Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Ноябрь».
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (23+2 ч.)
Повторение изученного по теме «Разделы науки о языке». Повторение изученного по теме «Правописание приставок». Повторение изученного по теме «Орфограммы в корне». Повторение изученного по теме «Орфограммы в суффиксах». Повторение изученного по теме «Орфограммы в окончаниях». Повторение изученного по теме «Пунктуация». Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология». Повторение изученного по теме «Словообразование». Повторение изученного по теме «Имя существительное». Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Повторение изученного по теме «Имя числительное». Повторение изученного по теме «Местоимение». Повторение изученного по теме «Глагол». Повторение изученного по теме «Синтаксис».
Контрольное сочинение на свободную тему.
Резерв (7 часов)
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Русский язык – один из развитых языков мира (1ч.)
1
Русский язык – один из развитых языков мира.
1
Выразительное чтение, запись под диктовку, аргументация мнения, анализ текста, сопоставление.
Раздел 2. Повторение пройденного в 5 классе (10 + 2)
2
Фонетика. Орфоэпия.
1
Редактирование, группировка, работа с таблицей, выразительное чтение, аргументация мнения, анализ текста, запись под диктовку, взаимопроверка, ответы на вопросы, работа с текстом, самопроверка, осложненное списывание, составление словосочетаний, конструирование предложений, составление собственного текста.
3
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.
1
4
Орфограммы в корнях слов.
1
5
Части речи.
1
6
Орфограммы в окончаниях слов.
1
7
Текст. Деление текста на части.
1
8
Стили речи. Официально-деловой стиль, его языковые особенности.
1
9
Словосочетание.
1
10
Простое предложение. Знаки препинания в нем.
1
11
Сложное предложение. Запятые в сложном
предложении. Синтаксический разбор.
1
12
Прямая речь. Диалог.
1
13
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «В лесу»
1
Раздел 3. Лексика и фразеология. Культура речи (13+4 ч.)
14-15
Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика». Слово и его лексическое значение.
2
Редактирование, тест, группировка, работа с таблицей, выразительное чтение, аргументация мнения, сжатый пересказ, запись по памяти, поиск информации в различных источниках, работа с иллюстрацией, подробный пересказ, сообщение, анализ текста, запись под диктовку, взаимопроверка, ответы на вопросы, работа с текстом, самопроверка, осложненное списывание, работа с картиной, составление словосочетаний, конструирование предложений, составление собственного текста.
16
Общеупотребительные слова.
1
17
Профессиональные слова.
1
18
Диалектизмы. Жаргонизмы.
1
19
Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского (на основе упр. 119).
1
20
Исконно русские и заимствованные слова.
1
21
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
1
22
Неологизмы.
1
23
Устаревшие слова.
1
24
Словари. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
1
25
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные словосочетания и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.
1
26
Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологический словарь.
1
27-28
Сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя».
2
29
Сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя».
1
30
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» (тестирование).
1
Раздел 4. Словообразование. Орфография. Культура речи (20 + 6 ч.)
31-32
Повторение пройденного в 5 классе по теме «Морфемика и словообразование».
2
Группировка, анализ, составление текстов, работа с таблицей, выборочный пересказ, работа с текстом, словарем, запись текста по памяти, анализ слова, поиск информации в различных источниках, сообщение, осложненное списывание, составление плана текста, различные виды пересказа, создание текста по плану, тест, работа с алгоритмом, ответы на проблемные вопросы.
33
Описание помещения. Структура текста. Языковые особенности.
1
34-35
Выборочное изложение повествовательного текста повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
2
36-38
Основные способы образования слов в русском языке.
3
39
Этимология слова. Этимологический разбор. Этимологические словари.
1
40
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
1
41
Сочинение-описание помещения на тему «Моя комната».
1
42
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –кас-, -кос-.
1
43
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –гор-, -гар-.
1
44
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –зор-, -зар-.
1
45
Буквы Ы, И после приставок на согласные.
1
46-48
Правописание гласных в приставках пре-, при-.
3
49
Правописание соединительных гласных О и Е.
1
50
Сложносокращенные слова.
1
51
Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
1
52-53
Морфемный и словообразовательный разборы.
2
54-55
Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».
2
56
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
Раздел 5. Имя существительное (19+4 ч.)
57-58
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
2
Характеристика, поиск информации в тексте, работа с таблицей, словарем, анализ, запись под диктовку, аргументация мнения, осложненное списывание, трансформация словосочетаний, составление предложений, поиск слов в тексте, обобщение, написание сочинение по плану с соблюдением норм литературного языка, группировка, поиск информации в различных источниках, ответы на вопросы.
59
Письмо.
1
60-61
Склонение существительных на -мя.
2
62
Несклоняемые имена существительные
1
63
Род несклоняемых имен существительных.
1
64
Имена существительные общего рода.
1
65
Текстообразующая роль существительных. Словообразование существительных
1
66
Морфологический разбор имени существительного.
1
67-68
Контрольное сочинение-повествование на тему «Моя первая встреча с ».
2
69-70
Не с существительными.
2
71-72
Согласные Ч и Щ в суффиксах –чик-, -щик-.
2
73
Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик.
1
74-75
Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах –ок, -ек, -онк, -онок.
2
76
Различные сферы употребления устной публичной речи.
1
77-78
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
2
79
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Зима в лесу»
1
Раздел 6. Имя прилагательное (21+5 ч.)
80-81
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.
2
Характеристика, поиск информации в тексте, работа с таблицей, словарем, анализ, запись под диктовку, аргументация мнения, осложненное списывание, трансформация словосочетаний, составление предложений, поиск слов в тексте, обобщение, написание сочинение по плану с соблюдением норм литературного языка, группировка, поиск информации в различных источниках, ответы на проблемные вопросы.
82
Описание природы. Структура данного текста, его языковые особенности.
1
83
Качественные прилагательные.
1
84
Относительные прилагательные.
1
85
Выборочное изложение по тексту А.С. Пушкина «Дубровский» на тему «Возвращение Владимира в отчий дом».
1
86-87
Притяжательные прилагательные.
2
88-89
Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения.
2
90
Словообразование прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.
1
91-92
Не с прилагательными
2
93
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1
94-95
Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».
2
96-98
Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, -онн-, -енн- прилагательных.
3
99
Различение на письме суффиксов –к-, -ск-.
1
100-101
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
2
102-103
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
2
104
Публичное выступление о произведении народного промысла.
1
105
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Весенний лес»
1
Раздел 7. Имя числительное (12+3 ч.)
106
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль. Порядковые и количественные числительные.
1
Характеристика, поиск информации в тексте, работа с таблицей, словарем, анализ, запись под диктовку, аргументация мнения, осложненное списывание, трансформация словосочетаний, составление предложений, поиск слов в тексте, обобщение, написание сочинение по плану с соблюдением норм литературного языка, группировка, поиск информации в различных источниках, ответы на проблемные вопросы.
107
Простые и составные числительные. Текстообразующая роль числительных.
1
108
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
109
Порядковые числительные. Склонение. Правописание гласных в падежных окончаниях. Слитное и раздельное написание.
1
110
Разряды количественных числительных.
1
111-112
Контрольное подробное изложение текста с цифровым материалом.
2
113-114
Числительные, обозначающие целые числа. Склонение.
2
115
Дробные числительные. Склонение.
1
116
Собирательные числительные. Склонение.
1
117
Морфологический разбор числительного.
1
118
Публичное выступление на тему «Берегите природу».
1
119
Повторение изученного по теме «Имя числительное».
1
120
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Тайна планеты»
1
Раздел 8. Местоимение (19+3 ч.)
121
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль.
1
Обобщение, анализ текста, характеристика, осложненное списывание, группировка, запись под диктовку, составление текста, работа с таблицей, редактирование, сравнение, работа с планом, алгоритмом, аргументация мнения, ответы на вопросы, поиск и отбор информации, различные виды пересказа.
122-123
Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение.
2
124
Возвратное местоимение.
1
125
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам на тему «Как я однажды помогал маме».
1
126
Вопросительные и относительные местоимения.
1
127-128
Неопределенные местоимения. Образование. Правописание.
2
129-130
Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.
2
131-132
Притяжательные местоимения.
2
133
Рассуждение как тип текста. Его строение, языковые особенности. Сочинение-рассуждение (по упр.480) на тему «Прав ли дедушка?»
1
134-135
Указательные местоимения.
2
136-137
Определительные местоимения.
2
138
Рассказ по воображению. Сочинение-рассказ на свободную тему.
1
139
Морфологический разбор местоимения.
1
140-141
Повторение изученного по теме «Местоимение».
2
142
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «История Каштанки»
1
Раздел 9. Глагол (24+6 ч.)
143-145
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».
3
Характеристика, поиск информации в тексте, работа с таблицей, словарем, анализ, запись под диктовку, аргументация мнения, осложненное списывание, трансформация словосочетаний, составление предложений, поиск слов в тексте, обобщение, написание сочинение по плану с соблюдением норм литературного языка, группировка, поиск информации в различных источниках, ответы на проблемные вопросы.
146-147
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
2
148-149
Разноспрягаемые глаголы.
2
150-151
Глаголы переходные и непереходные.
2
152-153
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
2
154-155
Контрольное подробное изложение от лица героя по тексту «Витькина гайка».
2
156-157
Условное наклонение. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами.
2
158-159
Повелительное наклонение. Буквы Ь и И в глаголах.
2
160-161
Употребление наклонений.
2
162-163
Безличные глаголы.
2
164-165
Морфологический разбор глагола.
2
166-167
Сочинение-рассказ на основе услышанного.
2
168-169
Правописание гласных в суффиксах –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-
2
170-171
Повторение изученного по теме «Глагол».
2
172
Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Ноябрь»
1
Раздел 10. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (23+2 ч.)
173
Повторение изученного по теме «Разделы науки о языке».
1
Редактирование, характеристика, поиск информации в тексте, работа с таблицей, словарем, анализ, запись под диктовку, аргументация мнения, осложненное списывание, трансформация словосочетаний, составление предложений, поиск слов в тексте, обобщение, написание сочинение по плану с соблюдением норм литературного языка, группировка, поиск информации в различных источниках, ответы на проблемные вопросы.
174-175
Повторение изученного по теме «Правописание приставок».
2
176-178
Повторение изученного по теме «Орфограммы в корне».
3
179-180
Повторение изученного по теме «Орфограммы в суффиксах».
2
181-182
Повторение изученного по теме «Орфограммы в окончаниях».
2
183-184
Повторение изученного по теме «Пунктуация».
2
185-186
Контрольное сочинение на свободную тему.
2
187-188
Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология».
2
189
Повторение изученного по теме «Словообразование».
1
190
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
1
191
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
1
192
Повторение изученного по теме «Имя числительное».
1
193
Повторение изученного по теме «Местоимение».
1
194
Повторение изученного по теме «Глагол».
1
195-197
Повторение изученного по теме «Синтаксис».
3
Резерв (7 часов)
Требования к уровню подготовки
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний
Требования к тексту диктанта
Класс
Количество в диктанте
Количество слов в словарном диктанте
Слов
Орфограмм
Пунктограмм
Слов с непроверяемыми орфограммами
5
90 – 100
12
2 – 3
5
15 – 20
6
100 – 110
16
3 – 4
7
20 – 25
7
110 - 120
20
4 – 5
10
25 – 30
8
120 – 150
24
10
10
30 – 35
9
150 - 170
24
15
10
– 40
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для оценки «4»на , а для оценки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" с учетом работы над ошибками.
Учебно-методический комплекс
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. И др. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2013.
Основная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл. / Г.А. Богданова. – Спб., 2004.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – М., 1989.
Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку: 6 кл. /Л.А. Виноградова. – М., 1985.
Гдалевич Л.А. Уроки русского языка в 6 классе / Л.А. Гдалевич, Э.Д. Фудим. – М., 1991.
Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В.Н. Горшкова. – М., 1983.
Дополнительная литература
Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.
Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
Ивченков П.Ф. Обучающее изложение в 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М., 1994.
Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы /В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. – М., 1991.
Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 6 кл.: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1992.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка: 6 класс. – 2-е изд., дораб. / С.А. Романова. – М.: Школьная пресса, 2002.
Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка / Л.К. Скороход. – М.,1990.
Тростецова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: Книга для учителя / Л.А. Тростецова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М., 1996.
Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-7 классы: Методическое пособие /Н.В. Халикова, В.В. Леденева. – М.: Дрофа, 1996.
Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: Первое сентября, 2002.
Школьные словари русского языка:
Быстрова Е. А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.
Жуков В.Л., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. – М., 1994.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.Б., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд. – М., 1998.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд. – М., 1998.
Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. – М., 1990.
Рогожникова Р.П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХVIII- ХХ вв.) – М., 1996.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. -2-е изд. – М., 1991.
Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.,1997.
Школьный словарь иностранных слов (под ред. В.В. Иванова). - 4-е изд. – М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога.
Электронные образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Портал информационной поддержки ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - теория и практика русской орфографии и пунктуации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Навигатор. Грамота.ру
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Новый словарь русского язык
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Русский филологический портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Русский язык и культура речи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Словарь-справочник русского языка.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15