Программа по литературе для 5 класса к учебнику под редакцией Г. С. Меркина.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ №24" Г. ВОЛГОДОНСКА


УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
МБОУ "Лицей №24"
г. Волгодонска
__________ /Говоркова А.В./
Приказ от 31.08.2015 №119








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__литературе______________________________
Класс, профиль: _________5д_______________________
Уровень общего образования: ____базовый__________
Количество часов: _100_________
Учитель: ____Диденко Анна Ивановна_________
Программа разработана на основе
Программы по литературе 5 класса
Г.С. Меркина_________2015 год





г. Волгодонск
2015 г




Пояснительная записка


Уровень данной программы базовый, по классификации является типовой Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
Закон РФ «Об образовании в РФ».
Государственный образовательный стандарт общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно- эпидемиологические правила СанПиН.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №24" г. Волгодонска.
7. Программа по литературе. 5 класс. Автор Г.С. Меркин.

При реализации рабочей программы решаются такие цели литературного образования:
--формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
--формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии;
--воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
--формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
--формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
--формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
--формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
--развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
--формирование историзма мышления, обогащение культурно-исторической памяти учащихся.


Общая характеристика предмета.
Содержание уроков направлено на формирование квалифицированного читателя, ориентировано на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Уроки литературы уделяют внимание развитию способности учащихся формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; формировать историзм мышления, обогащают культурно-исторической памяти учащихся, воспитывают у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявляют место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроках литературы являются работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, заполнение таблиц, создание слайдовых презентаций, художественный пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям и чтение наизусть, составление цитатных и тезисных планов, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, составление рабочих материалов для сочинений, вопросов к статье учебника, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению, прослушивание музыкальных произведений, др.
Предложенные направления работы содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся, воспитанию интереса к научной деятельности, повышению уровня учебной мотивации.

Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Урок предполагает различные виды деятельности: фронтальную, коллективную, групповую, индивидуальную ,работу в парах.

Виды и формы контроля: устный и письменный ответ на вопрос, чтение наизусть, выразительное чтение, различные виды пересказа.



Место учебного курса, предмета в учебном плане.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 105часов( 3 урока в неделю).Но так как 8 марта, 23 февраля и1 Мая, 9 Мая являются праздничными днями, запланировано 100 часов.


Учебно – тематический план на 2015-2016 год

№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Практические работы
Контрольные работы
Экскурсии
Проекты

1.
Введение. Книга – твой друг!
1






Из мифологии
3






Из устного народного творчества
9






Из древнерусской литературы
2






Из басен народов мира
7






Из русской литературы 19-го века
36
Сочинение(2)
контрольная работа (2)




Из русской литературы 20-го века
32

Контрольная работа (1)




Из зарубежной литературы
9


















Содержательные линии по литературе

№п/п
Наименование разделов, тем
Содержание
ОВД
УУД

1
Введение. «Книга - твой друг»
Книга - твой друг.
Выразительное чтение, пересказ. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
Литература как искусство слова. Писатель книга читатель. Книга художественная и учебная.
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

2
Из мифологии
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс
Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.Выразительное чтение, разные виды пересказа, монологический ответ.
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

3
Устное народное творчество
«Царевна-лягушка», «Чего на свете не бывает»,»Иван -крестьянский сын»
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. Работа с иллюстрациями, составление словарной статьи, сказывание и сочинение сказок
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей.

4
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.


Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Создание первичных представлений о древнерусской литературе. История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Лексическая работа, подробный и выборочный пересказы
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

5
Басни
«Эзоп «Лисица и виноград», В.Тредиаковский, Сумароков «Ворон и Лиса», М.Ломоносов «Случились два астронома в пиру», И.Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха»
Краткие сведения о писателе. Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество основные темы басен. Русская басня в XX веке.
Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Различные виды чтения, инсценирование, устное словесное рисование
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

6
Литература 19 века
А.Пушкин «Няне», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила»,М.Лермонтов «Бородино», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»,И.Тургенев «Муму», Н.Некрасов «Русский язык», «Крестьянские дети», «Забытая деревня», Л.Толстой «Кавказский пленник», А.Чехов «Пересолил»
Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа,, чтения, словесное рисование, выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, интерпретация лирического произведения, чтение наизусть, письменный отзыв на эпизод, чтение по ролям
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

7
Литература 20 века
А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»,Л.Андреев «Петька на даче», И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги», А.Куприн «Золотой петух», С.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде», «Поет зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы», А.Платонов, «Никита», П.Бажов «Каменный цветок», Н.Носов «Три охотника», Е.Носов «Как патефон петуха от смерти спас»
Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, чтение наизусть, различные виды пересказа, составление вопросов, письменный ответ на вопрос, составление цитатного плана, пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, инсценирование
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

8
Зарубежная литература
Д.Дефо «Робинзон Крузо», Х.Андерсен «Соловей», Марк Твен «Приключение Тома Сойера», Д.Лондон «Сказание о Кише»
Различные виды пересказа, письменный отзыв о герое
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности




Календарно-тематическое планирование по литературе 5 Д класс

№ п/п
Дата
Название раздела.
Тема урока.
Содержание урока.
Основные виды учебной деятельности
Планируемый результат
Виды контроля
Оборудование
Домашнее задание.

1
01.09
Введение. «Книга - твой друг».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности работы с учебником, структуру учебника
Индивидуаль
ный, устный
Учебник
Составить вопросы к статье «Античный миф»

2
03.09
Мифология. Античный мир. «Рождение Зевса».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание мифов, понятие миф как жанр, понятия бог, герой.
Уметь пересказывать мифы.
Индивидуаль
ный , устный
Иллюстрации по теме
Прочитать миф «Олимп»

3
04.09
Миф «Олимп»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание мифов, понятие миф как жанр, понятия бог, герой.
Уметь пересказывать мифы.
Индивидуаль
ный, устный
Иллюстрации по теме, учебник
Прочитать легенду об Одиссее.

4
08.09
«Одиссей на острове циклопов. Полифем».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать о Гомере как певце Древней Греции, основные его произведения, их содержание.
Уметь составлять план произведения.
Самостоятельная работа, фронтальный опрос
Иллюстрации по теме, учебник
Заполнить вторую часть таблицы.

5
10.09
УНТ. Загадки,
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать жанры УНТ, осознавать прочитанное.
Уметь определять тематику и структуру загадок.
Устный,
выборочный
Сборники УНТ
Записать по 5 загадок, пословиц и поговорок, объяснить их значение.

6
11.09
Пословицы и поговорки.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать различия между пословицами и поговорками. Уметь комментировать значение пословиц и поговорок.
Устный,
выборочный
Сборники УНТ


7
15.09
Развитие речи. Рассказ о герое.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности составления характеристики героя; уметь построить характеристику героя, используя средства художественной выразительности, цитаты. Уметь характеризовать героя по его поступкам
Фронтальный



8
17.09
Сказка «Царевна-лягушка». Сюжетные линии сказки.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать строение волшебной сказки, ее особенности, содержание сказки «Лягушка-царевна».
Уметь делать художественный пересказ, определять смысл прочитанного
Индивидуаль-
ный устный
Иллюстрации
Составить план сказки, ответить на вопросы. Прочитать сказку «Чего на свете не бывает»

9
18.09
Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности строения волшебной сказки, ее художественные особенности.
Уметь находить их в тексте
Индивидуаль
ный устный
Иллюстрации, текст
Читать «Чего на свете не бывает»

10
22.09
Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности бытовой сказки.
Уметь высказывать свое мнение, рассказывать сказку.
Проверка выполнения домашних работ
Иллюстрации
Стр. 49 задание № 10. Прочитать сказку «Падчерица»

11
24.09
Сказка «Падчерица»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание сказки; уметь использовать различные виды пересказов, отвечать на поставленные вопросы. Уметь выявлять основную идею сказки, читать по ролям, пересказывать подробно текст
Проверка выполнения домашних работ
Иллюстрации, текст
Вопросы и задания стр. 58.

12
25.09
Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению
1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь выполнять исследовательскую работу с текстом
Выразительное чтение по ролям
Иллюстрации, текст
Письменно сочинить сказку с использованием композиционной схемы.

13
29.09
Внеклассное чтение. Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание сказки; уметь использовать различные виды пересказов, отвечать на поставленные вопросы.
Проверка выполнения домашних работ
Иллюстрации, текст
Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

14
01.10
Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». «Расселение славян».
1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь формулировать вопросы, иметь представление о прошлом.
Знать основные характеристики древнерусской литературы
Проверка выполнения домашних работ
Иллюстрации, текст
Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет».

15
02.10
Нравственная позиция автора в главах «Кий, Щек, Хорив», «Хазары».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание глав, понимать прочитанное.
Уметь формулировать вопросы, находить ответы в тексте
Проверка выполнения домашних работ
Текст
Прочитать статью «Эзоп», составить вопросы.

16
06.10
Басни народов мира. Басня Эзопа «Ворон и лисица».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать структуру басни, сравнить басню о лисе и вороне разных авторов, выявить сходства и различия
Уметь читать басни выразительно
Проверка выполнения домашних работ
Тексты басен
Составить вопросы к статье учебника «Русские басни».

17
08.10
Русская басня. В.К.Тредиаковский «Ворон и лиса», А.П.Сумароков «Ворона и лиса»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать структуру басни, сравнить басню о лисе и вороне разных авторов, выявить сходства и различия
Уметь читать басни выразительно
Проверка выполнения домашних работ
Портрет, текст
Подготовить рассказ о Ломоносове.

18
09.10
М. В. Ломоносов «Случилось вместе два Астронома в пиру»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать русских баснописцев 18 века, кратко биографию Ломоносова; уметь анализировать и выразительно читать басню.
Проверка выполнения домашних работ
Портрет, текст
Статья, посвященная И. Крылову, вопросы 1-4.

19
13.10
И.А.Крылов «Волк на псарне»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать строение басен, поучительный смысл, характерные черты басен Крылова
Уметь выразительно рассказывать басню наизусть
Проверка выполнения домашних работ
Тексты басен
Наизусть одну из басен

20
15.10
И.А.Крылов «Свинья под дубом».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать строение басен, ее содержание, поучительный смысл, характерные черты басен Крылова
Уметь выразительно рассказывать басню наизусть

Фронтальный
Тексты басен
Читать басню «Зеркало» С. Михалкова

21
16.10
Русская басня в 20-м веке.
1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь определять общие характерные черты басен разных периодов
Фронтальный
текст
Сочинить басню.

22
20.10
Развитие речи. Анализ письменных работ.
1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь определять общие характерные черты басен разных периодов
Проверка выполнения домашних работ

Задания на стр. 91.

23
22.10
Литература 19 века. Детские годы Пушкина.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать биографию поэта. Уметь составлять план к тексту.
Проверка выполнения домашних работ
Портрет поэта, иллюстрации.
Сообщение по биографии Пушкина

24
23.10
Пушкин и Арина Родионовна. «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание произведения, его художественные особенности, иметь представление о роли няни в жизни поэта, особенности построения литературного обращения
Проверка выполнения домашних работ
Портрет поэта, иллюстрации
Написать рассказ о бабушке, няне, родном человеке.

25
27.10
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная основа сказки.

1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание сказки, ее художественные особенности.
Уметь определять смысл противопоставления двух цариц.
Уметь выявлять народную основу сказки, читать выразительно наизусть
Проверка выполнения домашних работ
Иллюстрации к сказке
Стр. 123-124 ответить на вопросы 1-13, дочитать сказку.

26
29.10
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сходства и различия волшебной и литературной сказки.
Уметь находить признаки литературной сказки в прочитанной сказке Пушкина.
Проверка выполнения домашних работ
Текст, иллюстрации к сказке.
Читать отрывок и учить наизусть

27
30.10
Сказочные элементы в поэме «Руслан и Людмила».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать определение поэмы как жанра, найти в ней сказочные черты и исторические.
Уметь высказываться по теме.
Проверка выполнения домашних работ
Текст, иллюстрации к сказке.
Пересказ отрывка

28
10.11
Образ Руслана, Людмилы, Черномора в поэме
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать определение поэмы как жанра, найти в ней сказочные черты и исторические.
Уметь высказываться по теме.
Знать образы главных героев поэмы
Индивидуаль
ный
Музыка М. Глинки к поэме, иллюстрации, текст
Учить стихотворение «Зимняя дорога»

29
12.11
Мотив печали и одиночества в стихотворении «Зимняя дорога»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание произведения, его художественные особенности
Уметь высказывать свое мнение, выявлять мотив одиночества, печали, тоски
Проверка выполнения домашних работ
Музыка Г. Свиридова к стихотворению
Учить наизусть

30
13.11
Чтение наизусть стихотворений и сказок Пушкина по выбору
26,27
Знать произведения Пушкина.
Уметь читать их наизусть по выбору
Фронтальный
Учебник, портреты
С 142-143, читать

31
17.11
Поэзия 19 века. О родной природе.
М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», А. Фет «Чудная картина»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать художественные особенности стихов о природе, выявить лирического героя, его чувства, находить выразительные особенности языка.
Уметь выразительно читать
Проверка выполнения домашних работ
Портрет, презентация
Выразительное чтение стихотворения

32
19.11
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать художественные особенности стихов о природе, выявить лирического героя, его чувства, находить выразительные особенности языка. Уметь выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Портрет, презентация
Подготовить сообщения о предках Лермонтова

33
20.11
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни поэта
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сведения о детских годах жизни поэта, его семье,
Уметь рассказывать
Индивидуаль
ный устный
Портрет, презентация
Прочитать статью о Лермонтове, ответить на вопросы, читать «Бородино»

34
24.11
М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа. Русский солдат в изображении поэта
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать историческую основу стихотворения, композицию, уметь давать развернутый ответ по теме.
Уметь работать с учебником, таблицей, иллюстрациями
Индивидуальный устный
Портрет, презентация
Подготовить сообщение о панораме «Бородинская битва»

35
26.11
М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Русский солдат в изображении поэта
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать историческую основу стихотворения, композицию, уметь давать развернутый ответ по теме.
Уметь работать с учебником, таблицей, иллюстрациями
Индивидуаль
ный устный
презентация
Учить отрывок

36
27.11
Чтение наизусть стихотворения «Бородино»
26,27
Знать содержание стихотворения «Бородино».
Уметь рассказывать наизусть отрывок
Фронтальный

Вопросы к контрольной работе

37
01.12
Контрольная работа по литературе первой половине 19 века
Тест
Знать пройденный материал.
Уметь применять знания на
Фронтальный
тест
Читать статью о Гоголе в учебнике.

38
03.12
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе

1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь выделять главное, иметь представление о творческой личности писателя.
Уметь пересказывать текст
Индивидуаль
ный устный
презентация
Читать повесть «Ночь перед Рождеством»

39
04.12
Образы главных героев в повести «Ночь перед рождеством»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сюжет, термины: художественная деталь, портрет, речевая характеристика; уметь кратко выборочно пересказывать текст,
выделять тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героям.

Индивидуаль
ный устный
Текст, иллюстрации
Читать главы повести

40
08.12
Сюжетная линия повести «Ночь перед рождеством»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать понятие сюжет, сюжет повести.
Уметь выделять главное в прочитанном произведении
Индивидуаль
ный устный
текст
Читать главы повести

41
10.12
Злая сила и добро в повести «Ночь перед рождеством»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать идейно-тематическое содержание произведения; уметь анализировать , выделять главное в тексте, пересказывать
Индивидуаль
ный устный
Текст, иллюстрации
Читать статью учебника о Тургеневе

42
11.12
Краткие сведения о И. С. Тургеневе. Стихотворение в прозе «Воробей»

1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко биографию Тургенева, стихотворение в прозе как жанр.
Уметь читать по ролям «Воробья»
Индивидуаль
ный устный
презентация
Прочитать рассказ.

43
15.12
Тургенев «Муму». Образ Герасима в рассказе

1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа
Уметь пересказывать, анализировать, высказывать свое мнение, находить ответ в тексте
Индивидуаль
ный устный
Иллюстрации, таблица
Читать рассказ

44
17.12
Герасим и дворня. Герасим и Татьяна. Герасим и барыня.
Герасим и Муму.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко о детских годах писателя, историю создания рассказа, содержание рассказа; уметь пересказывать, анализировать, выразительно читать. Уметь аргументировать свою точку зрения
Индивидуаль
ный устный
Иллюстрации, текст
Читать рассказ, пересказать эпизод

45
18.12
Социальная несправедливость, бесправие, доброта и сострадание в рассказе «Муму»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа, уметь пересказывать текст, рассказать о герое по плану, написать письменный отзыв на эпизод.
Индивидуаль
ный устный
Иллюстрации, текст
Подготовиться к сочинению по готовому плану.

46
22.12
Сочинение по рассказу «Муму»
12,11
Уметь анализировать эпизод, понимать его значение в рассказе, подбирать материал к сочинению, составлять план
Фронтальный, письменный
Иллюстрации, текст
С 243-248, читать

47
24.12
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык».
Выразительное чтение наизусть прозы Тургенева
26,27
Знать особенности стихотворений в прозе, идею стихотворения «Русский язык»,понимать прочитанное.
Уметь выразительно читать
Фронтальный устный
Иллюстрации, текст
С 249-250 пересказ

48
25.12
Детские впечатления Н.А. Некрасова . Тема крестьянской жизни
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать основные факты жизни поэта, высказывать свое мнение.
Уметь читать выразительно текст
Индивидуаль
ный устный
Портрет, презентация
Выучить наизусть стих-е

49
12.01
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в поэме «Крестьянские дети».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать гражданскую позицию автора в стихотворении.
Уметь выразительно читать
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Выучить наизусть стих-е

50
14.01
Чтение наизусть стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения.
Уметь рассказывать наизусть
Фронтальный устный

Подготовиться к контрольной работе

51
15.01
Контрольный тест по творчеству Гоголя, Тургенева, Некрасова
Тест
Знать пройденный материал.
Уметь применять знания на практике
Фронтальный
письменный
Учебник, портрет, составление таблицы
Сообщение о Толстом

52
19.01
Л.Н.Толстой.
Краткие сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности творческой деятельности, воспитывать интерес к прошлому страны
Индивидуаль
ный устный
Учебник, портрет, текст
С.306-307 прочитать, ответить на вопросы

53
21.01
Сюжет рассказа «Кавказский пленник»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сюжетную линию
рассказа.
Уметь устанавливать сюжетные связи, комментировать поступки героев
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Читать рассказ

54
22.01
Сюжет рассказа «Кавказский пленник»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сюжетную линию
рассказа.
Уметь устанавливать сюжетные связи, комментировать поступки героев
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Читать рассказ

55
26.01
Две жизненные позиции в рассказе (Жилин и Костылин)
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать мотивы поступков героев, особенности взаимоотношений героев и горцев.
Уметь исследовать текст, находить ответ на вопрос
Индивидуаль
ный устный
Учебник, иллюстрации
Составить устное описание героев рассказа

56
28.01
Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость, свобода, неволя в рассказе «Кавказский пленник»
32
Уметь выделять главное, воспитывать гуманистическое мировоззрение.
Уметь пересказывать, исследовать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, иллюстрации,
Домашнее сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник?»

57
29.01
Детские и юношеские годы А.П.Чехова
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко биографию писателя.
Уметь выделять главное, работать с иллюстрациями и учебником
Проверка домашнего задания
Статья в учебнике, иллюстрации по теме


58
02.02
Юмор в рассказе «Злоумышленник».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности юмористического произведения. Уметь находить эти особенности
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Пересказ

59
04.02
Пересказ прозы Толстого и Чехова по выбору ученика
26,27
Знать содержание рассказов Толстого и Чехова.
Уметь пересказывать их
Фронтальный устный
Учебник, портрет, текст
О Бунине читать

60
05.02
Из литературы 20 века.
И.А.Бунин. Стихи. «Густой зеленый ельник у дороги»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения, главные образы,
знать средства выразительности поэтической речи, находить их в стихотворении.
Уметь выразительно читать стихотворение
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Наизусть стихотворение

61
09.02
Чтение наизусть стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги»
26,27
Знать стихотворение, его особенности.
Уметь рассказывать наизусть
Фронтальный письменный
Учебник, портрет, текст
Читать рассказ «В деревне».

62
11.02
И.А. Бунин «В деревне». Образ деревни в рассказе
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать рассказ как жанр и его жанровое своеобразие, содержание рассказа «В деревне».
Уметь воспринимать и осмысливать особый мир произведений Бунина
Проверка домашнего задания
Учебник, работа со статьей
Сообщение о Андрееве.

63
12.02
Л.Н .Андреев. Жизнь и творчество
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать рассказ как жанр и его жанровое своеобразие, содержание рассказа «Петька на даче».
Уметь работать с текстом, выявлять главное
Индивидуаль
ный устный
Текст, учебник
Прочитать рассказ

64
16.02
«Петька на даче». Образ героя в рассказе.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа.
Уметь анализировать текст, давать характеристику герою.
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
С 45, в 4

65
18.02
Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города и деревни в рассказе.
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать рассказ как жанр и его жанровое своеобразие, содержание рассказа «Петька на даче», сопоставлять грязную жизнь города и одухотворенную природу.
Уметь работать с текстом, выявлять главное
Проверка домашнего задания
Учебник, статья, текст
Выбрать отрывок подготовить пересказ

66
19.02
Художественный пересказ отрывка из рассказа «Петька на даче».
26,27
Знать рассказ как жанр и его жанровое своеобразие.
Уметь пересказать отрывок рассказа
Фронтальный устный
Учебник, портрет, текст
Сообщение о Куприне

67
25.02
Краткие сведения о Куприне. Рассказ «Золотой петух»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сведения о жизни и творчестве Куприна,
содержание рассказа «Золотой петух».
Уметь работать с текстом, выявлять главное
Индивидуаль
ный устный
Учебник, статья, работа с иллюстрация-ми
Подготовить заочную экскурсию в музей

68
26.02
Метафора в рассказе «Золотой петух»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать метафору как средство выразительности речи.
Уметь находить метафору в тексте
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
С 56-59 цитатный план

69
01.03
А.А.Блок. Краткие сведения о поэте. «Летний вечер»: умение автора чувствовать красоту природы и сопереживать ей
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения «Летний вечер», его художественные особенности.
Уметь определять авторскую позицию, выразительно читать.
Индивидуаль
ный устный
Учебник иллюстрации, портрет
Сообщение о С.Есенине.

70
03.03
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения, историю создания, художественные особенности.
Уметь определять авторскую позицию, выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Сборники стихов. Учебник
Выучить стихотворение наизусть

71
04.03
Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поет зима – аукает»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать тематическое разнообразие стихотворений Есенина.
Уметь читать наизусть стихотворения Есенина.
Индивидуаль
ный устный
Учебник, стихи
Учить стихотворения по выбору

72
10.03
Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения, историю создания, художественные особенности.
Уметь определять авторскую позицию, выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Учебник, стихи
Учить стихотворения по выбору

73
11.03
Чтение наизусть стихотворений С. Есенина по выбору.
28,26
Знать тематическое разнообразие стихотворений Есенина.
Уметь читать наизусть стихотворения Есенина.
Фронтальный устный
Учебник, портрет, текст
С 79-80 пересказ

74
15.03
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказ «Никита»
4,25,
Знать содержание рассказа, особенности его композиции.
Уметь анализировать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Перечислить, кого испугался Егорка письменно.

75
17.03
Сюжет рассказа «Никита».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сюжет рассказа.
Уметь выстраивать сюжетную линию рассказа
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
«Кого боялся Никита?»

76
18.03
Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка
1,2,11,24,25,26,27,28
Уметь определять тему, давать характеристику герою
Индивидуаль
ный устный
Учебник, иллюстрации, таблица
Сообщение о Бажове

77
29.03
П.П.Бажов. Жизнь и творчество. Сказ «Каменный цветок». Жанровые особенности сказа
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко биографию писателя, особенности его творчества.
Уметь читать выразительно сказ
Проверка домашнего задания
Учебник, текст, статья
Рассказ о герое по прочитанному

78
31.03
Сказ «Каменный цветок. Образ главного героя
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности жанра сказа, сюжет сказа.
Уметь выделять главное, пересказывать отрывки сказа
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Подготовить выразительное чтение отрывка

79
01.04
Сказ «Каменный цветок. Образ главного героя
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать образ героя на разных этапах его жизни.
Уметь давать характеристику поступкам героя.
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Составить рассказ, как трудился главный герой

80
05.04
Человек труда в сказе «Каменный цветок»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать основные черты характера героя, содержание сказа.
Уметь анализировать сказ, выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Читать сведения о Носове, составить план статьи.

81
07.04
Художественные особенности сказа «Каменный цветок»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности сказа.
Уметь находить черты сказа в произведении.
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Составить план рассказа «Три охотника»

82
08.04
Краткие сведения о Н.Н. Носове. «Три охотника»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко биографию писателя, особенности его творчества.
Уметь читать выразительно рассказ
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст, статья
Составить цитатный план рассказа

83
12.04
Юмор в рассказе «Три охотника»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать особенности юмористического произведения.
Уметь анализировать юмористические ситуации
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Читать рассказ

84
14.04
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать кратко биографию писателя, особенности его творчества.
Уметь читать выразительно рассказ
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст, статья
Составить цитатный план рассказа

85
15.04
Е.И.Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмор и лирика в рассказах Носова
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа, особенности его композиции.
Уметь анализировать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Читать рассказ

86
19.04
Родная природа в произведении В. Бокова «Поклон»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения, историю создания, художественные особенности.
Уметь определять авторскую позицию, выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Выучить наизусть

87
21.04
Родная природа в произведении Н. Рубцова «В осеннем лесу»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворения, историю создания, художественные особенности.
Уметь определять авторскую позицию, выразительно читать
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Наизусть стихотворение

88
22.04
Чтение наизусть стихотворений по выбору
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание стихотворений Рубцова и Бокова.
Уметь рассказывать наизусть
Фронтальный устный
Учебник, портрет, текст
Выписать из рассказа метафоры

89
26.04
В.И.Белов. Рассказ «Весенняя ночь»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа, его художественные особенности
Уметь определять тему, выделять главное
Проверка домашнего задания
Учебник, иллюстрации, портрет, текст
Составить цитатный план рассказа

90
28.04
Метафора в рассказе «Весенняя ночь»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать метафору как средство выразительности речи.
Находить метафору в тексте
Проверка домашнего задания
Учебник, портрет, текст
Подготовить материал для сочинения

91
29.04
Сочинение «Мой любимый литературный герой»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать пройденный материал и уметь ответить на вопросы
Фронтальный

Подготовиться к контрольной работе


92
05.05
Контрольная работа по теме «Литература 20 века».

Знать пройденный материал.
Уметь применять знания на практике
Фронтальный
письменный

Читать главы романа

93
06.05
Д. Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать понятие зарубежная литература. Уметь определять тему, делать выборочный пересказ
Индивидуаль
ный устный
Учебник, портрет, текст
Читать главы романа

94
10.05
Д. Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать понятие зарубежная литература. Уметь определять тему, делать выборочный пересказ
Индивидуаль
ный устный
Учебник, портрет, текст
Читать главы романа

95
12.05
Краткие сведения Х.К. Андерсене. Тематическое богатство сказок Андерсена
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать сходства и различия волшебной и литературной сказки.
Уметь находить признаки литературной сказки в прочитанной сказке
Индивидуаль
ный устный
Учебник, иллюстрации, портрет
Подготовить вырази-тельное чтение отрывка

96
13.05
Сказка «Соловей». Соловей искусственный и живой
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать идею сказки –утверждение величия подлинного искусства.
Уметь выразительно читать, исследовать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, портрет, текст
Выписать слова, характеризующие внешность соловья живого и искусственного

97
17.05
Внешняя и внутренняя красота в «Соловье». Идея сказки
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать идею сказки –утверждение величия подлинного искусства.
Уметь выразительно читать, исследовать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, иллюстрации, портрет
Подготовить вырази-тельное чтение отрывка

98
19.05
М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых в романе
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание прочитанного.
Уметь определять тему, выделять главное, делать выборочный пересказ
Фронтальный устный
Учебник, портрет, текст
Прочитать главы романа

99
20.05
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа, особенности его композиции.
Уметь анализировать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Составить цитатный план рассказа

100
24.05
Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь».
1,2,11,24,25,26,27,28
Знать содержание рассказа, особенности его композиции.
Уметь анализировать текст
Индивидуаль
ный устный
Учебник, текст
Подготовить выразительное чтение отрывка







































Учебно-методическое обеспечение

Учебная дисциплина
Класс
Основная учебная литература
Дополнительная учебная литература
Учебные и справочные пособия
Учебно-методическая литература

Литература
5-Г

Литература. 5 класс. В 2 частях. Автор-составитель Г.С.Меркин.М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2010

1.Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., М., 1964.
2.Басина М.Я. В садах лицея. Л., 1988.
Словарь литературоведческих терминов
Ф.Е.Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Под редакцией Г.С.Меркина. М., «Русское слово», 2011.
Ф.Е.Соловьёва. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие; под ред. Г.С.Меркина.М.: ООО «ТИД «Русское словоРС», 2011.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

Результаты (в рамках ФГОС общего образования личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного курса и система их оценки.



График контрольных и творческих работ по литературе

Четверть
Дата
Контрольные работы
Дата
Творческие работы

1





2
01.12
Контрольная работа по литературе первой половины 19 века

22.12
Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

3
15.01
Контрольный тест по творчеству Гоголя, Тургенева, Некрасова
29.04


Сочинение «Мой любимый литературный герой».


4
5.05
Итоговая контрольная работа






Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Балл
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.


Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность

«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки.

«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок.

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.



































СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета МБОУ "Лицей №24" г. Волгодонска
от 31.08.2015 №1
______________/Герасимова С.В./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ /Курносова Л.Б./
31 августа 2015 г.












13PAGE 15


13PAGE 144215




Заголовок 115