Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией Г.С.Меркина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55 г.Хабаровска.
Рассмотрено на заседании Рассмотрено на заседании «Утверждено»
методического совета школы педагогического совета школы директор школы
протокол № 26 от _______2014г. протокол № 26 от 30.08.2014г. ________Ешенко НВ.
Приказ № 89 от 02.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8А класса
на 2014-2015 учебный год
Автор-составитель: С.В.Ильина, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Г.Хабаровск 2014г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 4 часа развития речи. В неделю 2 часа.
Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 20009 год.
Учебник «Литература. 8 класс» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2011 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.
Учебно-тематический план
№п\п
Наименование разделов
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
2
3.
Древнерусская литература
3
4.
Литература 18 века
3
5.
Литература 19 века
31
6.
Литература 20 века
21
7.
Зарубежная литература
6
8.
Поговорим о прочитанном
1
ИТОГО
64 часа
Формы и средства контроля
Всего 68 часов
Из них – классных сочинений – 2
Домашних сочинений – 3
Класс
Учебный период
Учебный раздел
Вид контроля
Формы контроля
8
2 четверть
Из литературы 19 века
Текущий
Классное сочинение №1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2 четверть
Из литературы 19 века
Текущий
Домашнее сочинение №1 по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3 четверть
Из литературы 20 века
Текущий
Домашнее сочинение №2 на тему «Что есть красота?»
4 четверть
Из литературы 20 века
Текущий
Домашнее сочинение-эссе №3 на сформулированную самостоятельную тему по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
4 четверть
Из литературы 20 века
Текущий
Р.Р. Классное сочинение№2 по повести В.Распутина «Уроки французского».
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем уроков
Часы
Элементы содержания
Требования к учащимся
Коррек-
тировка
Дата
1.
Введение
Художественная литература и история.
1
Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Знать жанры и роды художественной литературы.
2.
Из устного народного творчества. Исторические песни 16 века. «Иван Грозный молиться по сыне»
1
Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.
Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.
3.
Исторические песни 17 века. «Плач Ксении», « Возвращение Филарета». Солдатские песни и песни о Степане Разине.
1
Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.
4.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
1
Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.
Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .
Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.
5.
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
1
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
6.
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.
1
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
7.
Из литературы 18 века
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
1
Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.
Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
Выразительное чтение наизусть
8.
Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Повесть «Бедная Лиза».
1
Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.
Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
Владеть различными видами чтения и пересказа.
9.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы
1
Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.
Владеть анализом прозаического произведения.
10
Из литературы 19 века
Поэты круга Пушкина:
Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.
1
Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.
Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
11
Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»
1
Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.
Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
Уметь находить признаки думы в лирическом произведении.
12
Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,
« 19 октября 1825 года».
1
Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.
История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»
Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи.
Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.
Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.
Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «19 октября»
13
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.
1
Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.
Эпиграф.
Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание.
Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.
14
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.
1
Жанровые особенности произведения.
Жанр, сюжет произведения.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.
15
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.
1
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.
16
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости
1
Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»
Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.
2 четверть
17
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой.
1
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.
18
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
1+1
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории)
19
Р.Р. Классное сочинение №1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.
20
Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.
1
Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.
Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение.
21
Лермонтов М.Ю. «Мцыри». История создания, тема и идея произведения
1
Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.
Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник.
Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
22
Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»
1
Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.
Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.
Выразительное чтение наизусть (отрывок)
23
«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Белинский).
1
Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.
24
Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»
1
Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.
Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.
25
Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.
1
Анализ 1 и 2 действия комедии
Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию.
26
Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.
1
Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
Уметь давать характеристику образам комедии.
27
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и «хлестаковщина».
1
Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.
Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.
28
Речь как средство создания образов героев комедии.
1
29
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению №1 по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
1
Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.
30
Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».
1
Основные биографические сведения о писателе.
Работа по содержанию повести.
Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.
3 четверть
31
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.
1
Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси» (гл.9),
«Сцена в домике фрау Луизы»
(гл.16).Судьба русской девушки.
Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа
3 четверть
32
Образ природы. Тема рока в повести.
1
33
Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.
1
Сведения о биографии писателя.
Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум», «Внимая ужасам войны»
Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. Выразительное чтение наизусть
33-34
Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир от красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
2
Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир от красоты».
Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Выразительное чтение наизусть
35
Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.
1
Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.
Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.
36
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
1
Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.
Определять жанр «Снегурочки»
37
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
1
Связь пьесы с УНТ.
Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
38
Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».
1
Основные биографические сведения о писателе.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
39
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
1
История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
40
Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.
1
Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.
Прием контраста
Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.
41
Из литературы 20 века
Горький М. Основные вехи биографии писателя.
1
Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.
Уметь наблюдать над композицией рассказа.
42
«Песня о Соколе». Свобода и сила духа в изображении М.Горького.
1
Идейное своеобразие песни.
Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.
Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
43
«Макар Чудра». Проблемы цели и смысла жизни».
1
Идеал личности в раннем творчестве писателя.
Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы.
44-45
Краткие сведения о В.В.Маяковском. Поэт и толпа в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
2
Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.
Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.
Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений. Выразительное чтение наизусть
46
Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
1
Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.
Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.
Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.
47
Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.
1
Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.
Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
48
Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта
1
Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
4 четверть
49
Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
1
Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Выразительное чтение наизусть
50
Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению №2)
1
Развитие речи учащихся.
Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
4 четверть.
51-52.
Поэзия М.В.Исаковского.
2(1)
Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского.
Выразительное чтение стихотворений.
Выразительное чтение наизусть
53.
Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».
1
Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.
История создания поэмы «За далью-даль»
Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.
54.
Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав
1
Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.
Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
Выразительное чтение наизусть
55.
Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.
1
Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.
Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.
56.
Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.
(Написать домашнее сочинение-эссе №3 на сформулированную самостоятельную тему.)
1
Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.
Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
57.
Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина
1
Биографические сведения. Основные мотивы творчества.
Знать творческую историю рассказа.
58-59.
Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
2(1)
Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.
Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа
60.
Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.
1
Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.
Уметь описывать литературного героя.
61
Р.Р. Классное сочинение№2 по повести В.Распутина «Уроки французского».
1
62.
Из зарубежной литературы
Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.
1
Биографические сведения.
Искусство и литература эпохи Возрождения.
Словарная работа: сонет, трагедия,
фабула.
Знать жанры драматургии.
63-64.
Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».
Основной конфликт пьесы.
2
Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.
Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.
65.
Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.
1
Биографические сведения о писателе.
Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа.
Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.
66-67
Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
2(1)
Донкихотство.
Понимать термин «донкихотство».
Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.
68.
Поговорим о прочитанном
1
15