Рабочая программа по литературе. УМК Меркина. 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования;
Программы основного общего образования по литературы МБОУ Школы
№ 107 г. о. Самара;
«Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Положения о рабочей программе МБОУ Школы № 107 г. о. Самара;
Учебного плана работы школы на 2016 – 2017 учебный год;
Календарного учебного графика работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Общая характеристика учебного предмета
Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Содержание рабочей программы направлено на достижение результатов освоения выпускниками основной школы программы по литературе, сформулированных в Программе ФГОС ООО МБОУ Школы № 107 г. о. Самара.
Для 5 класса предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Содержание тем учебного предмета 5 класса
В в е д е н и е
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
И з м и ф о л о г и иРассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.И з у с т н о г о н а р о д н о г о т в о р ч е с т в а
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный
персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Б а с н и н а р о д о в м и р а
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Р у с с к а я б а с н я
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
И з л и т е р а т у р ы X I X в е к а
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
П о э з и я X I X в е к а о р о д н о й п р и р о д е
А. А. Ф е т . «Чудная картина...»
М . Ю . Л е р м о н т о в . «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Т ю т ч е в . «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».
Е.А. Б а р а т ы н с к и й . «Весна, весна! как воздух чист!..» И . З . С у р и к о в . «В ночном».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Н. В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Н. А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и
судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
А. П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.И з л и т е р а т у р ы XX в е к а
И. А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Л. Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
А. И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
А. А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
С. А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
А. П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе началов окружающем мире); образ Никиты.
П. П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Н. Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е. И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Р о д н а я п р и р о д а в п р о и з в е д е н и я х п и с а т е л е й XX в е к а
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Б о к о в . «Поклон »;
Н.М. Р у б ц о в . «В осеннем лесу »;
Р. Г. Г а м з а т о в . «Песня соловья »;
В.И. Б е л о в . «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
И з з а р у б е ж н о й л и т е р а т у р ыД. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Х. К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лѐннеберги » (отрывок).
Д л я з а у ч и в а н и я н а и з у с т ь
И.А. К р ы л о в . Басня – на выбор.
А.С. П у ш к и н . Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Л е р м о н т о в . «Бородино» (отрывок).
Н.А. Н е к р а с о в . Одно из стихотворений – по выбору
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век
А.А. Б л о к . «Летний вечер».
И.А. Б у н и н . Одно из стихотворений – по выбору.
С.А. Е с е н и н . Одно из стихотворений – по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Тематическое планирование по литературе для 5 класса
№ урока Тема урока
Введение (1 час)
1 Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
Мифология (4 часа)
2 Миф как форма познания и эстетического освоения мира.
3 Античный миф
4 Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Образы Одиссея и Полифема
5 Мифы древних славян как форма познания действительности
Устное народное творчество (11 часов)
6 Истоки устного народного творчества.
7 Малые жанры фольклора.
8 Пословицы и поговорки.
9 Загадки
10 Литературная игра
11 Истоки устного народного творчества, его основные виды. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».
12 Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Сказочные образы.
13 Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает»
14 Сказки народов России. «Падчерица». Сказка и миф: сходства и различия.
15 Внеклассное чтение. Русские народные сказки
16 Проверка техники чтения
Басни народов мира (2 часа)
17 Эзоп. Краткие сведения о писателе «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица».
18 Ж. Лафонтен Краткие сведения о писателе «Лисица и виноград».
Русские басни (6 часов)
19 Русские баснописцы XVIII века. В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков. М. В. Ломоносов.
20 И.А. Крылов. Сатирическое и нравоучительное в баснях. «Ворона и Лисица».
21-22 И.А. Крылов «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»
23 Конкурс инсценирования басни И. А. Крылова
24 Басни ХХ века. Сатирическое и нравоучительное в басне.
Из литература XIX века (37 часов)
А. С. Пушкин (9 часов)
25 А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях.
26 Стихотворение «Няне»
27 Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога», «Бесы».
28 Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
29 Добро и зло в сказке А.С. Пушкина
30 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Центральные образы сказки. Система образов сказки
31 «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы.
32-33 Р. р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
Поэзия XIX века о родной природе (2 часа)
34-35 Богатство выразительных средств в произведениях поэтов XIX века о родной природе
М. Ю. Лермонтов (6 часов)
36 М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя.
37 История создания стихотворения «Бородино». Композиция и герои произведения.
38 Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.
39 Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино»
40-41 Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы».
Н. В. Гоголь (4 часа)
42 Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
43 «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.
44 Образы и события повести. Образы Оксаны и Вакулы. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
45 Р. р. Изложение с творческим заданием.
И. С. Тургенев (6 часов)
46 Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.
47 История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму»
48 Обличение крепостного права в рассказе «Муму». Роль пейзажа
49 Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью
50 И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».
51 Р/ р. Подготовка к написанию домашнего сочинения
Н. А. Некрасов (3 часа)
52 Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта
53 Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта. «Тройка»
54 «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия
Л. Н. Толстой (4 часа)
55 Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Яснополянская школа
56 «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы. Своеобразие сюжета.
57 Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
58 Р.р. Развёрнутый ответ на вопрос
А. П. Чехов (2 часа)
59 Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова.
60 А.П.Чехов. «Злоумышленник». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
61 Контрольная работа по теме «Литература 19 века»
Из литературы XX века (22).
И. А. Бунин (2 часа)
62 И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»
63 Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»
Л. Андреев (2 часа)
64 Л. Андреев. «Петька на даче»: основная тематика, нравственная проблематика рассказа
65 Роль эпизода в создании образа героя
А. И. Куприн (2 часа)
66 А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад»
67 Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
А. А. Блок (1 час)
68 Любовь к родной природе в поэзии А. Блока. «Полный месяц встал над лугом...», «Летний вечер»
С. А. Есенин (2 часа)
69 С.А. Есенин. Единство человека и природы в лирике
70 Р.р. Выразительное чтение стихотворений А.Блока и С.Есенина
А. Платонов (1 час)
71 Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита»
П. П. Бажов (3 часа)
72 Краткие сведения о П.П.Бажове
73 Человек труда в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок».
74 Внеклассное чтение. П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы»
Н. Н. Носов (3 часа)
75-7 Н.Н. Носов Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей»
77 Н.Н. Носов Рассказ «Три охотника»
Е. И. Носов (2 часа)
78-79 Добро и доброта в рассказе Е.И..Носова «Как патефон петуха от смерти спас. Воспитание чувства милосердия и сострадания
Поэзия XIX века о родной природе (2 часа)
80-81 Родная природа в произведениях писателей ХХ века
82 Контрольная работа по теме «Литература 20века»
83 Проверка техники чтения
Из зарубежной литературы (13 часов)
Д. Дефо (2 часа)
84-85 Д.Дефо. «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком
Х. К. Андерсен (2 часа)
86-87 Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена. «Соловей»
М. Твен (4 часа)
88 Краткие сведения о М.Твене
89 М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера».
90 Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера91 Р.р. Письменный отзыв о герое
Ж. Рони-Старший (1 час)
92 Ж. Рони - Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»
Дж. Лондон (2 часа)
93-94 Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.
Р. Бредбери (1 час)
95 Р. Бредбери. Мечта и реальность в рассказе «Всё лето в один день»
А. Линдгрен (1 час)
96 Астрид Линдгрен
«Приключения Эмиля из Леннеберги»
Подведение итогов (2 часа)
97 «Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок)
99-100 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Повторительно-обобщающий урок-праздник.
101-102 Резерв