Формирование регулятивных УУД на уроках обучения грамоте. Организация работы с тетрадями Пишу и проверяю себя. УМК Перспективная начальная школа
Формирование регулятивных УУД на уроках обучения грамоте. Организация работы с тетрадями «Пишу и проверяю себя».
Второй год работая по федеральному государственному стандарту второго поколения, который предполагает формирование универсальных учебных действий, одним из которых является регулятивное действие.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание
- планирование —
- прогнозирование –
-контроль- во всех еговидах
- оценка-
- коррекция –
- оценка
- саморегуляция
При подготовке к урокам обучгр,передо мной встала проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий. В этом мне помоглопособие «Пишу и проверяю себя», которое разработалоУМК «Перспективная начальная школа», оно состоит из двух тетрадей. Материал расположен в той же последовательности, что и материал тетрадей по письму, они являются составной частью комплекта по обучению грамоте.
Конечно, регулятивные УУД мы формируем на все уроках. Я, хочу остановится на уроках обучения грамоте(письма), на которых использую тетради «Пишу и проверяю себя».
Целью работы с тетрадями для меня является, то, чтобы дети не только освоили правила работы на диктантах разных видов, а также при списывании, но и сформировать у них умение осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий в процессе письма. Эта деятельность закладывает начала формирования регулятивных УУД.
Особенность выполнения заданий заключается в том, что учащиеся не просто записывают или списывают слово/предложение, вписывают букву или обозначают буквой заданный звук. Они фиксируют ошибки в таблице по оценке их выполнения.Работа с таблицами позволяет ребятам оценить себя или соседа по парте, выяснить правильно ли они работали по правилам алгоритма.
№ Вид ошибок Знак ошибки Проверил (а)
Я сам (а) Сосед (ка)
1 Неверно выделен ударный звук 2 Неверное написание буквы 3 Пропуск буквы 4 Строчная буква вместо прописной. Задания в тетрадях даю, например так, один ученик списывает слово или предложение, а его соседу по парте даю задание вставить в эти же слова пропущенные буквы. Каждый из них контролирует и оценивает правильность действий друг друга.
Работа с таблицами идет под моим руководством, яобязательно называя порядковый номер возможной ошибки, которую можно найти, осуществляя операции контроля и оценки. Ученики, сразу ориентируясь на цифру, названную мной, вписывают в соответствующую графу таблицы условный знак ошибки. Затем ученики обозначают ошибку этим знаком на поле строки, содержащей запись с ошибкой, найденной и подчеркнутой им самим, и ставят галочку в соответствующей графе: проверил я сам или проверил сосед.
Работа с таблицами для контроля и оценки выполненного задания предполагает самостоятельное придумывание детьми знаковых форм фиксации возможных видов ошибок. Мы вместе с учениками придумывали и разрабатывали знаки для обозначения каждой ошибки, указанной в таблице «Оценка задания». Эта работа является творческой, она предполагает не только придумать значок как символ той или иной ошибки, но и обосновать, почему этот знак годен, в чем его удобство как указателя на обнаруженную ошибку. Ребята доказываютсвоим одноклассникам значение придуманного символа ошибки, они учатся участвовать в дискуссии, обосновывать свое мнение, овладевают регулирующей функцией речи.
Данные знаки ошибок используются в дальнейшем на уроках русского языка. При проверке тетрадей я на строчке, за полями ставлю соответствующий знак ошибки, не исправляя её. Ученик сам исправляет её, выполняя работу над ошибками.
Не требуется, выполнять все задания, предложенные в тетрадях, можно выбрать те, которые вы хотели дать в зависимости цели от которой вы преследуете на своем уроке.
Тетради снабжены не только разными типами заданий для формирования навыка правописания, но и содержат в Приложении материал для всех видов диктантов. Это отдельные предложения и связанные тексты. Большая часть текстов – отрывки из поэтических произведений детской литературы. Тексты диктантов дифференцированы.
Каждый вид диктанта нередко представлен несколькими текстами. Можно выбрать тот, который соответствует уровню подготовки учащихся.
В работе над диктантом выделяю три этапа:
Знакомство с текстом до записи
Запись текста
Проверка текста (самоконтроль)
На первом этапе читаю весь текст, чтобы до записи мои ученики осознали общее содержание текста. Онианализируют услышанное и определяют интонацию предложения, на основе которой ставят знаки препинания в конце предложения.Чтобы во время слушания дети могли выполнить все, что было задано, перед началом диктанта напоминаю им об особенностях работы над тем видом диктанта, который они будут писать. Это повторение важно для учащихся неуверенных в себе.
На втором этапе начинаю не с письма, хотя он и называется «Запись текста», а с чтения отдельного предложения, чтобы дети прослушали его. Практика показывает, что лучше всего предложение остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому мои учащиеся проговаривают предложение про себя до начала его записи.
Для этого они последовательно по алгоритму письма под диктовку, которые приводятся на обложке тетради, которые есть только в этих тетрадях, пишут предложение.
Алгаритм:
После записи читаю третий раз. Ученики сравнивают записанное с продиктованным текстом.
Затем даю задание к записанному тексту или предложению. Ученикам необходимо запомнить, что нужно сделать и по какому алгоритму они будут работать, чтобы выполнить задание правильно.
Организую следующие практические действия.
1) кто хорошо запомнил, повторяют задание
2) повторяем задание за тем, кто сформулировал его правильно
3) оцениваем правильность повторения
4) отдельный ученик вслух для всего класса повторяет правила выполнения задания
5) затем весь класс проговаривает правило выполнения задания вполголоса или шепотом для себя
6) проверяют свои действия
Ученики на основе воспроизведенных правил оценивают свою работу и работу сидящего рядом соседа по парте в таблице.
Для самоконтроля делаю это так, вызываю отдельного ученика. Остальные дети работают в парах или вместе с нами. Говорю: Вспомни задание, что нужно было сделать, по какому алгоритму ты работал. Тетрадь ученика кладу под докуметкамеру и изображение поецируется на интерактивной доске. Задаю вопросПосмотри, какие правила ты выполнил, какие выполнил не точно. Ученик учится оценивать себя и свою работу. Если ученик допустил ошибку, помогаю определить причину ошибки. Так, если например, пропущено или переставлено слово, предлагаю ученику прочитать предложение, составить его модель.
Или использую такой прием для самоконтроля, дети, которые считают свою работу правильной сдают тетради в закрытыми, а те , кто полагает, что в работе есть ошибки, - сдают тетради открытыми.
Проверяю выполнение заданий, вношу результаты анализа ошибок в таблицу в конце тетради. Эти таблицы помещаются в портфолио ученика.