Рабочая программа по литературному чтению УМК Начальная инновационная школа 1 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г.Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо литературному чтениюдля 1 класса
Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
Паспорт
рабочей программы учебного курса «Литературное чтение»
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 1- 4 классов ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш» Сроки освоения программы: 4 года.
Объем учебного времени: 540 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 часа в неделю. В 1-ом классе, 33 уч. недели-132ч.,(23уч. недели-обучение грамоте- 92ч.,10уч. недель литературное чтение – 40 ч), во 2 -4 классах - по 136 часов в год, 34 уч. недели.
Формы контроля: текущий контроль, тестовые задания, техника чтения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Конституции Российской Федерации
Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
Фундаментального ядра содержания общего образования под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М., «Просвещение», 2011
Примерной программы по литературному чтению, разработанной РАН по заказу Минобрнауки РФ
Авторской программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2009.и авторской программы «Обучение грамоте» Л.В.Кибиревой – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2013
Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш»
Положения о рабочей программе ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш»
Учебного плана ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п.Ургакш» на 2016-2017 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Для реализации программного содержания используются:
Г.С.Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение»
1 класс, учебник – М: « Русское слово»,2013.
Болотова С.А.Рабочие тетради к учебнику «Литературное чтение»
1 класс, в 2ч. М. «Русское слово», 2014
Кибирева Л.В. «Обучение грамоте»– М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012, «Букварь»
Обучение грамоте чтение
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю): из них - 92 ч отводится урокам обучения грамоте и 40 ч - урокам литературного чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Букварь». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Методические особенности тем
Методическая основа обучения грамоте по «Букварю» раскрывается в следующем:
построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Букваре» букв и относящихся к ним звуков;
одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.
В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения- рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует курсу литературы в основной школе, который, в свою очередь, продолжается в старших классах средней школы курсом, построенным на историко-литературной основе. В связи с этим можно сказать, что литературное чтение является первым этапом в непрерывном литературном образовании школьника.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Перечисленные выше особенности нашли свое отражение в цели данного учебного курса.
Целью курса по литературному чтению является формирование, развитие и воспитание квалифицированного читателя.
Под квалифицированным читателем мы понимаем ребенка, осознающего себя читателем, у которого развит интерес к чтению и книге, сформированы полноценный навык чтения и читательские компетентности, заложены основы коммуникативной и духовно-нравственной культуры. Процесс формирования, развития и воспитания квалифицированного читателя приводит к тому, что младший школьник осознает литературу как вид искусства.
Выдвинутая цель и требования федерального государственного образовательного стандарта нового поколения определили следующие группы задач, решаемые в курсе литературного чтения.
Задачи, направленные на личностное развитие младшего школьника:
формировать понимание важности процесса обучения;
формировать понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
формировать понимание значимости чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
формировать чувство гордости за литературное достояние России и народов мира;
формировать основные нравственные нормы и ориентировать детей на их соблюдение;
развивать эстетические чувства на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
развивать полноценное восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Задачи, направленные на получение метапредметных результатов обучения детей:
формировать осознание школьником самого себя как человека, обладающего миром чувств, стремлений, желаний, замыслов, мыслей, суждений;
формировать умение принимать, сохранять и решать учебную задачу в процессе работы с литературными произведениями;
формировать умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу;
формировать умение оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
развивать умение выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи;
развивать умение предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
развивать умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;
развивать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, доказательство, вывод) при работе с содержанием прочитанных литературных произведений;
формировать умение осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели;
развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
развивать умение свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные;
развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи);
развивать умение слушать одноклассников и вступать в учебный диалог;
развивать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
развивать умение выявлять и пояснять авторскую позицию по отношению к изображаемому;
развивать умение вести диалог с автором произведения;
развивать умение высказывать и пояснять свое мнение о прочитанном произведении и уважение к мнению собеседника.
Задачи, направленные на получение предметных результатов обучения:
формировать полноценный навык чтения;
формировать умение вчитываться в литературный текст;
формировать умение использовать различные виды чтения в соответствии с целью чтения;
формировать умение читать выразительно прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения;
формировать умение читать по ролям литературное произведение;
формировать умение различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный;
формировать умение ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его;
развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя литературоведческие понятия;
развивать умение отличать прозаический текст от стихотворного;
развивать умение распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
развивать умение использовать простейшие приемы анализа различных видов;
развивать умение использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
развивать умение оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение);
развивать умение создавать собственный текст;
развивать умение реконструировать текст;
развивать умение писать изложение и сочинение по картине;
развивать умение вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
развивать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
развивать умение пересказывать содержание текста (полного, краткого или выборочного);
развивать умение участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста;
развивать умение ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
развивать умение самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
развивать умение составлять краткую аннотацию или отзыв о прочитанном произведении;
развивать умение пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой.
Методологической основой курса по литературному чтению являются следующие принципы.
Этический (нравственный) принцип проявляется в отборе литературного материала. Младший школьный возраст — время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действия в различных ситуациях. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Слушание, чтение и анализ литературных произведений позволяют ему вникнуть в суть той нравствен- ной проблемы, которую поднимает автор. В процессе работы с художественными текстами дети рассматривают такие категории, как дружба, любовь, счастье, честность, доброта, предательство, человечность, великодушие, сердечность, верность, отвага, героизм, патриотизм и др. Один из факторов ослабления, а иногда и полного исчезновения духовных связей в семье — отсутствие интеллектуального и духовного общения, пренебрежение взрослых интересами детей, невнимание к их нравственной эволюции. Совершенно очевидно, что исключительно плодотворным средством создания устойчивого, системного и заинтересованного общения является книга, литература с ее неисчерпаемым этическим и эстетическим потенциалом. Содержательно значимой особенностью курса литературного чтения является включение в него произведений для семейного чтения. В программе и учебниках даны тексты, которые предлагается читать и обсуждать в семье.
Под анализом литературного произведения в начальной школе авторы УМК понимают характеристику событий, героев, главной мысли и особенностей языка изучаемого художественного текста.
Эстетический (художественный) принцип отражен в подборе текстов, входящих в круг чтения младших школьников. Это высокохудожественные произведения, отличающиеся гармонией авторской мысли и слова. Многие из них входят в золотой фонд русской и зарубежной литературы. Художественные тексты позволяют развить у юного читателя эстетический вкус, вызывают разнообразные переживания за героев, что подталкивает ребенка к созданию собственных образов, к определению своего читательского отношения.
Жанровый принцип лежит в основе подбора художественных текстов, относящихся к разным родам и жанрам. Жанровое богатство, с которым знакомятся дети, позволяет приобщить ребенка к литературе как к искусству слова. На элементарном, доступном для детей этого возраста уровне происходит познание особенностей разных литературных жанров. Путем сравнения некоторых из них (например, сказки и басни, сказки и рассказа) идет процесс развития читательского интереса и читательской культуры.
Тематический принцип нашел свое отражение в структурировании курса литературного чтения в целом и по каждому классу в отдельности. Темы, объединяющие литературные тексты, формулируются в соответствии с особенностями мировосприятия ребенка на каждом этапе развития. Так, в 1 классе за основу структурирования материала мы взяли одну из психологических особенностей детей этого возраста — приоритет собственного «я». Это определило следующую тематику разделов курса в 1 классе: «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Я и моя страна» и др. Во 2 и 3 классах у детей меняются приоритеты — на первый план выходит мир вокруг (во всем его разнообразии), собственное «я» воспринимается как часть этого мира. Поэтому тематика текстов усложняется, стратегическими остаются линии: семья, школа, природа, страна, история, Вселенная. В 4 классе предложены следующие темы разделов учебного курса: «Наша семья», «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша страна» и т.д.Определяя тематику разделов курса литературного чтения, мы исходили из того, что постепенно за четыре года обучения в начальной школе у ребенка формируется понимание значимости родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Младший школьник учится осознавать понятия семья, страна, взаимопонимание, уважение, взаимопомощь, любовь; знакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам; учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Кроме того, у обучающегося формируется целостная картина окружающего мира.
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
Принцип развития заключается в том, что младший школьник в процессе приобщения к литературе как искусству слова формируется как личность. Следовательно, ребенку нужно создать такие условия, в которых он может максимально себя реализовать, проявить свои личные способности в разных видах работы с литературными произведениями.
Принцип деятельностного подхода реализуется через вовлечение ребенка в различные виды деятельности при чтении литературных произведений (прогнозирование, анализ, синтез, обобщение). Эта деятельность не ограничивается только функциональными знаниями и умениями по чтению. Она позволяет ребенку прогнозировать свою работу с художественным текстом, ставить определенные учебные задачи и решать их, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои действия, направленные на решение поставленной задачи. Такая деятельность позволяет формировать квалифицированного читателя, умеющего думать над произведением во время чтения и после чтения.
Новый курс по литературному чтению ориентирует учителя начальной школы на выполнение задач литературного образования и эстетического развития младших школьников в определенной системе, все элементы которой взаимосвязаны, логически взаимообусловлены и достаточно жестко структурированы. В то же время названный курс является звеном в системе общего среднего филологического образования учащихся с 1 по 11 класс (учебники по литературе для 5—8 классов, автор Г.С. Меркин; учебники по литературе для 9—11 классов, авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, издательство «Русское слово»). Задачи, намеченные в начальной школе, последовательно и целенаправленно развиваются в каждом последующем классе основной, а затем и средней школы. Выполнение задач основано на единстве принципов, методологических и методических подходов, отборе произведений для изучения литературы, организации методического и дидактического материала. Таким образом, обеспечивается преемственность в обучении, развитии и воспитании школьников.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программой по литературному чтению.
Содержание учебного курса соответствует авторской программе по литературному чтению
Тема I . Я и моя семья (8 часов)
Ольга Высотская «Дорогая наша мама».
Валентин Берестов «Праздник мам»
Елена Благинина «Мамин день».
Саша Черный «Приставалка»
Лев Толстой «Садовник и сыновья», «Отец и сыновья».
Евгений Пермяк «Торопливый ножик», «Для чего руки нужны»
Агния Барто «Вот так защитник!».
Корней Чуковский «Федотка».
Русские народные сказки: «Репка» (отрывок), «Бобовое зернышко» (отрывок).
Внеклассное чтение
«Рассказы о членах семьи»
Проверь себя сам.
Лев Толстой «Перенесла».
Вера Осеева «Просто старушка»
Семейное чтение.
А. Митяев «Дедушкин орден»
Тема II. Я и моя страна (8 часов)
Юрий Яковлев «Родина».
Константин Ушинский «Наше Отечество».
Платон Воронько «Лучше нет родного края».
Антон Пришелец «Наш край».
Александр Прокофьев «Нет на свете Родины дороже...».
Ольга Высотская «Первое Мая».
Елена Благинина «Салют», «Шинель».
Тимофей Белозёров «Майский праздник…».
«Парад Победы» (по Сергею Алексееву).
Валентин Берестов «Мирная считалка».
Анатолий Митяев «Вечный цветок».
Внеклассное чтение
«Стихи и рассказы о России»
Проверь себя сам
«Россия» (по Геннадию Цыферову).
Евгения Каменева «Конь на крыше».
Семейное чтение
Юрий Яковлев «Мама».
Тема III. Я и мои друзья (8 часов)
Юнна Мориц «Кто сильнее?»
«Дружба» (по Анатолию Митяеву).
Сергей Михалков «Хорошие товарищи», «Мы с приятелем» (отрывок).
Елена Благинина «Подарок».
Лев Толстой « Два товарища», «Муравей и голубка».
Александр Неверов «Жучка».
Валентин Берестов «За игрой».
Борис Заходер «Переплётчица».
Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок), «Гуси-лебеди» (отрывок).
Внеклассное чтение
«Стихи и рассказы о друзьях»
Проверь себя сам
Русская народная сказка «Хитрецы».
Евгений Чарушин «Томкины сны» (отрывок).
Семейное чтение
Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
Тема IV. «Я и мои дела» (8 часов)
Евгений Пермяк «Как Маша стала большая», «Первая рыбка».
Яков Тайц «Все здесь».
Владимир Орлов «Я учу стихотворенье...»
Эдуард Успенский «Если был бы я девчонкой».
Валентина Осеева «Потерянный день», «Своими руками».
Михаил Пляцковский «Мы с папой – первоклассники».
Лев Толстой «Лгун».
Агния Барто «С утра на лужайку».
Елена Благинина «По малину».
Василий Сухомлинский «Почему ты вчера не искал мои очки?»
Внеклассное чтение
«Рассказы о детских делах»
Проверь себя сам
Юрий Ермолаев «Что ты умеешь?»
Любовь Воронкова «Танины дела»
Семейное чтение
Эдуард Шим «Брат и младшая сестра».
Тема V. «Я и природа» (8 часов)
Евгения Трутнева «Приговорка».
Виталий Бианки «Лис и Мышонок», «Лесной хор».
Тимофей Белозеров «Тучка».
Самуил Маршак «Радуга».
«Хочу бодаться» (по Сергею Михалкову).
Константин Ушинский «Ёж и Заяц», «Лиса Патрикеевна».
Лев Толстой «Галка и кувшин».
Саша Чёрный «Жеребёнок».
Ирина Токмакова «Подарили собаку».
Русская народная сказка «Лиса и рак».
Внеклассное чтение
«Сказки, стихи и рассказы о природе»
Проверь себя сам
Георгий Ладонщиков «Скучать некогда».
Георгий Скребицкий «Мой кораблик»
Семейное чтение
Лев Толстой «Пожарные собаки».
Тематическое планирование
№ урока Название темы урока Кол – вочасов Дата
Знакомство с первой учебнойкнигой — «Букварём» и Букварёнком-помощником первоклассников 1 Добро пожаловать! 1 Как мы общаемся? Речевой этикет 1 Мимика и жесты — помощники в общении. Средства общения на расстоянии 1 Какой бывает речь? Речь устная и письменная 1 Сколько языков на свете? Русский язык - родной язык русского народа и государ. язык России 1 Как устроен язык? Звуки речи,слог, слово, предложение,текст 1 Знаки препинания в конце предложения 1 Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударени 1 Звуки и буквы 1 Любимые герои детских книг ждут встречи с первоклассниками 1 Буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, обозначающ. гласн.звуки [а], [о], [у], [э]. Зрит.образ изуч. букв 1 Звуковой образ изучаемыхбукв 1 Звуко-буквенный анализ словразличных лексико-тематических групп 1 Составление предложений с союзом а, предлогами у, о по заданным схемам 1 Буквы Мм, Нн, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные звуки [м — м’],[н — н’]. 1 Звуковой образ изучаемых букв.Отработка техники чтения слогов с изуч. букв в разн.позициях 1 Подстановка изучаемых букв взвуко-буквенные схемы 1 Урок 20. Чтение и составление предложений по заданным схемам с рисунками 1 Буквы Рр, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные звуки [р — р’]. 1 Звуковой образ изучаемыхбукв. Отработка техники чтен. 1 Буквы Лл, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные звуки [л — л’]. 1 Звуко-буквенный анализ слов сизучаемыми буквами. 1 Буквы Ии, ы, обозначающиегласные звуки [и], [ы]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Отработка техники чтения слогов, слов 1 Игры со словами: «Сравнилки» 1 Игры со словами. Инсценирование скороговорок 1 Буквы Йй, обозначающие непарный мягкий согласный звук [й’]. 1 Отработка техники чтения слогов и слов с буквой Йй. Чтение по ролям 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Буквы Гг, Кк, обозначающиепарные твёрдые и мягкие согласные [г — г’], [к — к’]. 1 Звуковой образ изучаемыхбукв. Отработка техники чтения 1 огласные звуки [г] — [к],[г’] — [к’]. Произношение и правописание 1 Чтение рассказа с заменой рисунков словами. Правильное интонирование 1 Буквы Зз, Сс, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные звуки [з — з’], [с — с’]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Отработка техники чтения 1 Урок 39. Парные звонкие и глухие согласные звуки [з] — [с], [з’] —[с’]. Произношение 1 Составление рассказа по сюжетному рисунку. Правильное употр. в речи глаголов одеть — надеть 1 Буквы Жж, Шш, обозначающие непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Отработка произношения звуков [ж] и [ш] 1 Парные звонкие и глухие согласные звуки [ж] — [ш]. Произношение и правописание 1 Чтение начала рассказа «Как Мыша шалил» и составление его продолжения 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя,обоз сочет зв[й’э],[й’о], [й’у], [й’а] в начале слова и после глас 1 Двойная роль букв Ее, Ёё, Юю,Яя. Отработка техники чтения 1 Чтение слов с е, ё, ю, я — пока-зателями мягкости предшествующего согласного 1 Чтение слов, в которых изучаемые буквы обозначают два звука 1 Чтение рассказа о походе,представленного в рисунках —комиксах 1 Закрепление изученного 1 Буква ь, не обозначающаязвука. Буква ь — показатель мягкости 1 Игры со словами 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Буквы Бб, Пп, обозначающиепарные твёрдые и мягкие со-гласные звуки [б — б’], [п — п’]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Отработка техники чтения 1 Чтение рассказа и его озаглавливание 1 Парные звонкие и глухие согласные звуки [б] — [п], [б’] -[п’]. 1 Буквы Вв, Фф, обозначающиепарные твёрдые и мягкие согласные звуки [в — в’], [ф —ф’]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Отработка техники чтения 1 Парные звонкие и глухие со-гласные звуки [в] — [ф], [в’] — [ф’]. Произн и правопис. 1 Чтение по ролям диалога, заучивание и проговаривание скороговорок 1 Буквы Дд, Тт, обозначающиепарные твёрдые и мягкие согласные звуки [д — д’], [т — т’]. 1 Звуковой образ изучаемых букв. Формулы речевого этикета 1 Парные звонкие и глухие со-гласные звуки [д] — [т], [д’]-[т’]. Произношение и правописание 1 Чтение и озаглавливание рассказа, выражение отношения к прочитанному 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Буквы Хх, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные звуки [х — х’]. 1 Звуковой образ изучаемыхбукв. Отработка техники чтения слогов 1 Чтение отрывков из сказок,стихотворения «Кукла» и выражение отношения 1 Буквы Цц, обозначающие непарный твёрдый согласный звук [ц]. 1 Чтение и отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок 1 Словесное рисование на заданную тему с использованием прилагательных, обозначаю-щих цвет. 1 Буквы Чч, обозначающие непарный мягкий согласный звук [ч’]. 1 Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу. 1 Чтение стихотворения «Часы»и объяснение слов, употреблённых в переносном значении. 1 Буквы Щщ, обозначающие непарный мягкий согласный звук [щ’]. 1 Правопис. слов с буквосочетаниями ща, щу. Состав из разрозненных част.скорогов и посл. 1 Буква ъ не обозначающий звука. 1 Различение слов с разделительными ь и ъ. Составление маршрутного листа с опор 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Читай! Играй! Запоминай! 1 Повторяем всё, что знаем! 1 Алфавит 1 Алфавит. Практическое пользование изученными буквами. 1 Твори! Выдумывай! Пробуй! 1 Прими участие в конкурсе чтецов! 1 Твори! Выдумывай! Пробуй! Практическое пользование изученными буквами. 1 Алфавит. Пожелания первокласснику. 1 Праздник «Прощание с Букварём». 1 Вводный урок по теме «Я и моя семья» 1 О. Высотская «Дорогая наша мама».В. Берестов «Праздник мам» 1 Е. Благинина «Мамин день».С. Черный «Приставалка» 1 Л. Толстой«Садовник и сыновья».Е. Пермяк «Торопливый ножик» 1 А. Барто «Вот так защитник!»Е. Пермяк «Для чего руки нужны» 1 К. Чуковский «Федотка».Русская народная сказка «Репка» (отрывок) 1 Л. Толстой «Отец и сыновья».Русская народная сказка «Бобовое зернышко» (отрывок) 1 Обобщение по теме «Я и моя семья». Л. Толстой «Перенесла».В. Осеева «Просто старушка» 1 Вводный урок «Я и моя страна» 1 Ю. Яковлев «Родина».К. Ушинский «Наше Отечество» 1 П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Пришелец «Наш край» 1 А. Прокофьев «Нет на свете Родины дороже…» О. Высотская «Первое мая» 1 Е. Благинина «Салют»; «Шинель» 1 Т. Белозеров «Майский праздник...»«Парад Победы» (по С. Алексееву) 1 В. Берестов «Мирная считалка».А. Митяев «Вечный цветок» 1 Обобщение по теме «Я и моя страна». «Россия» (по Г. Цыферову).Е. Каменева «Конь на крыше» 1 Вводный урок «Я и мои друзья» 1 «Дружба» (по А. Митяеву).Л. Толстой «Два товарища 1 Ю. Мориц «Кто сильнее?»С. Михалков «Хорошие товарищи» 1 Е. Благинина «Подарок».С. Михалков. «Мы с приятелем» (отрывок) 1 Л. Толстой «Муравей и голубка».А. Неверов «Жучка» 1 В. Берестов «За игрой».Рус.нар. сказка «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка» (отрывок) 1 Б. Заходер «Переплетчица».Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (отрывок) 1 Обобщение по теме «Я и мои друзья».Рус.нар.сказ «Хитрецы».Е.Чарушин «Томкины сны» (отр)» 1 Вводный урок «Я и мои дела» 1 Е. Пермяк «Как Маша стала большая».Я. Тайц «Все здесь» 1 В. Орлов «Я учу стихотворенье...»Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» 1 В. Осеева «Потерянный день».Е. Пермяк «Первая рыбка» 1 М.Пляцковский «Мы с папой – первоклассники».Л. Толстой «Лгун» 1 А. Барто «С утра на лужайку».Е. Благинина «По малину» 1 В. Осеева «Своими руками».В. Сухомлинский «Почему ты вчера не искал мои очки?» 1 Обобщение по теме «Я и мои дела». 1 Вводный урок Я и природа 1 Е. Трутнева «Приговорка».В. Бианки «Лис и Мышонок» 1 Т. Белозеров «Тучка».С. Маршак «Радуга» 1 В. Бианки «Лесной хор». «Хочу бодаться» (по С. Михалкову) 1 К. Ушинский. «Еж и заяц».К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» 1 Л. Толстой «Галка и кувшин».С. Чёрный «Жеребёнок» 1 И. Токмакова «Подарили собаку».Русская народная сказка «Лиса и рак» 1 Обобщение по теме «Я и природа».Г. Ладонщиков «Скучать некогда».Г.Скребицкий «Мой кораблик» 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Программа курса к учебникам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1-4 классы.
2. Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Москва: ООО «Русское слово», 2012.
3. Г. С. Меркин Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» Изд-во «Русское слово» .
Для учащихся:
1. Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова Литературное чтение: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Москва: ООО «Русское слово», 2012.
2. Г. С. Меркин Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» Изд-во «Русское слово» .
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «___»_________ 20__ №____.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_______________/
«___»_________ 20__