Открытый урок по русскому языку Имя прилагательное как часть речи ( повторение) . Краткая и полная формы имени прилагательного. Краткие имена прилагательные с основой на шипящий.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи ( повторение) . Краткая и полная формы имени прилагательного. Краткие имена прилагательные с основой на шипящий.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамматических и орфографических умений и навыков; дать представление о полной и краткой форме имён прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных , определять их роль в предложении; развивать творческие способности учащихся , речь, внимание, память; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование : учебник, рисунки животных, кубик с вопросами, карточки с названием качеств, необходимых в путешествии, названия станций.
Тип урока : комбинированный
Ход урока:
Организация класса.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять
Буду правильно писать.
Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, какая часть речи может так себя охарактеризовать?
Чтение стихотворения
Я часть речи интересная,
Миру широко известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна,
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- Как вы думаете, почему именно это стихотворение я Вам прочитала?
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся путешествовать в самый красивый город в стране Частей Речи, в город Прилагательск, в котором живут имена прилагательные, где узнаем что – то новое об имени прилагательном.
4.Актуализация опорных знаний
Дидактическая игра « Чемоданчик»
- Что делают люди, когда собираются в путешествие? Нам нужно будет выбрать самое необходимое, чтобы справиться с заданиями и трудностями, которые нам будут встречаться на пути? Давайте сложим всё это в наш чемодан, а что нам не надо оставим.
(на доске приклеен чемодан, на который учитель приклеивает слова)
Если это пригодится нам в путешествии, мы будем хлопать в ладоши, а если нам это не понадобится, то топаем ногами.
А) вниманиед) сообразительность и) умения
Б) смекалка е) старание к) спешка
В) лень ж) соперничество
Г) взаимопомощь з) знания
- Итак, что мы выбрали?
Запись числа, классная работа.
- Каждый путешественник, когда отправляется в путешествие, записывает свои наблюдения, события, которые с ним происходят в свой журнал. Таким журналом у вас будет тетрадь. Давайте откроим их и запишем дату начала нашего путешествия – _______.
Откройте тетради, положите их с наклоном, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно, отодвиньте грудь от парты, и наклоняйте голову от парты так, чтобы расстояние от глаз до парты было не менее 30 см.
Минутка чистописания
Им пр
5. Изучение материала урока.
1. Станция « Вокзал». Актуализация опорных знаний.
- Скажите, пожалуйста, откуда всегда начинается путешествие? ( С вокзала)
- А на вокзале что нам нужно приобрести? ( Билет)
- Для того чтобы получить билет в путешествие вам нужно ответить на вопросы. Вы будете бросать кубик, на котором написаны вопросы и отвечать на них.
Интерактивный метод « Кубирование»
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
_ Молодцы ребята! А теперь, получив билет, мы можем отправиться в наше путешествие.
2.Станция « Смекалочка». Задание с логической нагрузкой.
Дидактическая игра « В каком магазине?»
Учитель показывает картинки с предметами, а учащиеся должны образовать прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
Картинки: овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, матрёшка.
3.Станция « Зоологическая». Работа в группах
- Ребята, а кто знает , что такое зоология?
Дидактическая игра « Опиши»
У каждого на парте по одной картинке с изображениями животных (словарные слова). К каждому слову нужно подобрать как можно больше имен прилагательных, описывающих и характеризующих этого животного.
Картинки : заяц, медведь, сорока, ворона, воробей, соловей, лягушка, собака, корова, бабочка.
- В какую группу можно эти слова объединить? ( Словарные слова)
Дидактическая игра « Найди пару»
- Наше путешествие продолжается. Мы подъезжаем к городу, как мы обычно передвигаемся по городу?
- Вот и вам нужно найти пару по смыслу и грамматическому содержанию. ( Род, число, падеж)
На доске имена прилагательные, к которым нужно найти имя существительное, определить падеж.
маленькую мышь
старого воробья
хитрой лисой
тёплой одежды
огромной щуке
о радостных детях
жёлтые листья
4. Станция « Парковая».Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и « два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась,
Сядь и отдохни.
7. .Изучение нового материала
5.Станция « Город Прилагательск». Знакомство с формами имён прилагательных.
- А вот мы и прибыли в город Прилагательск. Давайте познакомимся с жителями этого города, послушайте внимательно, какую историю они мне рассказали.
Лингвистическая сказка « Сказка о полных и кратких именах прилагательных»
Самым прекрасным городом в стране Частей Речи считали город Прилагательск. Жили в нём имена прилагательные. Они были не довольны своими формами и очень расстраивались по этому поводу.
Однажды пошли имена прилагательные к главному Портному города и рассказали, что каждый из них уже устал быть полным, и что они очень хотели бы как-нибудь измениться , преобразиться. Портной попросил у них время подумать, обещал что-нибудь сделать, чтобы помочь в их проблеме.
Через некоторое время, когда прилагательные пришли за ответом к главному Портному, то увидели, что он сшил им такие красивые наряды, которые немного отличались от прежних. В этих нарядах прилагательные выглядели по другому, стройнее, подтянутее , чем обычно. С тех пор, когда они надевали новый наряд, то становились краткими.
Но не все прилагательные захотели менять свою форму, среди них «оловянный», «деревянный», «стеклянный». А это значит, что не все полные имена прилагательные имеют краткую форму.
- Скажите, ребята, что вы поняли из этой сказки?
- Давайте прочитаем правило , которое дано в учебнике на с. 86. Откройте, пожалуйста, учебники.
Чтение правила с. 86.
8.Закрепление и обобщение знаний.
6. Станция « Практическая»
Работа по учебнику.
Выполнение упражнения с. 86 – 87 № 218.
( Распределение имён прилагательных по группам : полная и краткая.)
Нахождение имён прилагательных в предложении, определение формы, синтаксический разбор предложения.
Для умелой руки все работы легки.
Ветерок свеж и душист.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Домашнее задание.
С. 89 упр. 223, правила, ОК № 19
Индивидуальные задания.
Оценивание
Итог урока . Рефлексия.
Я изучал ...
Я узнал…
Я научился…
-183070512890500
Открытый урок по русскому языку
в 4 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи
( повторение).
Краткая и полная формы имени прилагательного. Краткие имена прилагательные с основой на шипящий.
Подготовила учитель начальных классов
Керченской общеобразовательной школы
I – III ступеней № 15
Бондаренко В. А.
2013 г.