ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И МОЛОДЁЖЬЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ВНЕУРОЧНЫЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И МОЛОДЁЖЬЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Краснова Ирина Анатольевна
учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МБОУ «Убеевская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
krasnova.225@rambler.ru
Экологическое воспитание начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребёнка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). Здесь, особенно важное значение, имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и главное – практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, воспитанию ответственности за чистоту окружающей территории. В нашей школе ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию учащихся, в ходе которой решаются следующие задачи:
1.Формирование правильного личностного отношения школьников к экологическим проблемам.
2.Вовлечение учащихся в операции по улучшению экологической обстановки на территории села.
3.Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему .
В школе создано научное общество учащихся «Первые шаги», члены которого занимаются научно-исследовательской работой по изучению состояния воды в водоеме. Члены НОУ исследовали органолептические, гидрофизические, гидрохимические, гидробиологические свойства воды. Для оздоровления и охраны водоема разработали некоторые рекомендации. Активисты НОУ «Первые шаги» результатами исследования выступили в школьной научно-практической конференции. Так же выступали на Республиканских конференциях и занимали призовые места.
В школе создана экологическая тропа на пришкольном участке. Длина нашей учебной экологической тропы, невелика – участок имеет площадь всего 0,8га. Объектами экологической тропы служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные, лекарственные растения. На экологической тропе используем листовки - газеты, написанные на бумаге и запечатанные в полиэтиленовые пакеты, которые развешаны на растениях. В листовках содержатся сведения о живых объектах тропы, высказывания о природе.
По плану проводились общешкольные и классные мероприятия, конкурсы, лекции, беседы, операции, субботники и другие мероприятия.
В рамках основного направления деятельности школы с 15 апреля по 15 мая проходит экологический месячник. Цель месячника: ознакомление учащихся с основными экологическими проблемами края, воспитание чувства личной ответственности за сохранение среды обитания в нашем регионе, вовлечение учащихся в исследовательскую и творческую деятельность по охране природных богатств нашего края, формирование экологического и патриотического мышления учащихся. Месячник носил массовый характер, охватил всех учащихся школы. Весь месяц учителя и учащиеся школы принимали активное участие в мероприятиях, конкурсах, викторинах посвященных охране природы, благоустройству села и школы, помощь пожилым людям.
Первым делом в ходе месячника было изготовление листовок-призывов к населению по благоустройству территорий возле домов и листовок-благодарностей к жителям, содержащим свои территории в порядке. Учащиеся сами изготовили листовки и разнесли их населению. Была организована выставка рисунков и плакатов « Экология и планета», среди учащихся 1-11 классов. Среди учащихся 7-11 классов
·конкурс сочинений «Я и окружающая среда», также конкурс презентаций «Охрана окружающей среды». Победители конкурсов были награждены грамотами. Традиционным для месячника является изготовление скворечников, эта деятельность объединяет родителей и учащихся, все классы приняли участие в акции «Строим дом для птиц», а затем на уроках технологии учащиеся под руководством учителя Ярзуткина В.М. развесили скворечники. Хорошие скворечники изготовили учащиеся Чернов Дмитрий -10 класс, Моисеев Леонид -7 класс, Цыганов Александр -7 класс. 22 апреля провели День Земли в форме устного журнала «Земля - наш общий дом». Участвовали учащиеся 6-11 классов. 15мая, в день экологических знаний, был проведен экологический урок среди учащихся 8-10 классов на тему « Экология и здоровье человека», в которой приняли участие 39 учащихся. Во всех классах прошли конкурсы, викторины, беседы «Земля - наш общий дом». Участвовали в акции: «Чистая улица», «Чистый берег». С 20 апреля по 10 мая провели день дерева «Посади дерево и сохрани его» В этот день посадили на пришкольном участке 30 кустов смородины. Также в рамках этого месячника провели следующие мероприятия:
- Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья» среди учащихся начальных и 5 – 6 классов. Участвовали 35 учеников. Победители этого конкурса были награждены грамотами.
Были проведены беседы на тему «Поможем природе» среди учащихся 1- 4 классов. «Природа – наш общий дом» среди учащихся 5- 7 классов.
В целом на месячнике по охране окружающей среды и экологии приняли участие 139 учащихся, прочитано лекций и проведено бесед-11, организовано конкурсов -3,посажено деревьев и кустарников -50, очищено родников -7, берегов рек- 1000 м.
Принимали активное участие на международных акциях:
«Очистим планету от мусора» - 139 человек
«День биологического разнообразия» -65человек
«Каждой пичужке наша кормушка» -25 человек
«День воды» - 57 человек
«День птиц»-42 человека
«День Земли» -57 человек
«День охраны окружающей среды» -158 человек
Ежегодно учителями начальных классов организуется Праздник Встречи зимующих птиц. Участвуют все учащиеся 1-4 классов. Среди учащихся 5 класса организуется операция «Кормушка». Все учащиеся вывешивают кормушки, изготовленные своими руками.
В школе проводятся экологические олимпиады для 9-11классов. Победители школьного уровня участвуют на муниципальном уровне.
Экологическая проблема – одна из основных проблем, от которой во многом зависит будущее человечества. Данная проблема является основой международного документа «Хартия Земли», принятого Всемирной Комиссией по окружающей среде и развитию ООН и РТ.
Ведя кропотливую работу по реализации принципов Хартии Земли, мы делаем попытку повысить уровень экологической культуры подрастающего поколения и тем самым повлиять на состояние окружающей нас природы в лучшую сторону.

Библиографический список:
-Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
-Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.
Заголовок 215