Выступление на методическом объединение преподавателей ОБЖ на тему «Об организации внеклассной работы с допризывной молодежью» (на примере школьного военно-спортивного кружка «Родник»)


Методическое объединение преподавателей ОБЖ
Г. Новозыбкова
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №6 г. Новозыбкова»
Пронченко И.С., I категория
Тема: «Об организации внеклассной работы с допризывной молодежью»
(на примере школьного военно-спортивного кружка «Родник»)
Подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ – важная задача всех общеобразовательных учреждений. После исключения из учебных планов школ в 1991 г. предмета «Начальная военная подготовка» обучение школьников курсу «Основы военной службы» носит чисто теоретический характер и сводится, в основном, к изучению правовых основ воинской обязанности.
Работа с допризывной молодежью направлена на ознакомление с различными военно-прикладными видами спорта: стрельба, ориентирование на местности, туризм, общая физическая подготовка. Это обеспечивает полное удовлетворение постоянно меняющихся потребностей и запросов детей, создает условия для их морального, волевого и физического развития, а педагогу дает возможность определить склонности и индивидуальные возможности каждого ребенка.
В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания детей достаточно актуален. На уроках в школе мальчики и девочки не получают возможности подготовить себя к службе в ВС или других силовых структурах. Однако развитие нравственно-патриотических взглядов детей способствует их становлению как граждан своего государства и укреплению обороноспособности страны.
На внеурочных занятиях ребята учатся не просто владению различными техническими приспособлениями, но и углубляют свои знания в области выживания, оказания первой медицинской помощи. Причем, большое внимание уделяется развитию сноровки, смекалки, психологической стойкости при неблагоприятных условиях.
Этому способствуют применяемые при организации занятий новые педагогические технологии:
- технологии проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения;
- технология творческой деятельности;
- игровая технология;
- технология построения занятий в соответствии с теорией педагогики сотрудничества;
- технология группового творческого дела.
Особенность программы состоит в том, что при знакомстве с различными военно-прикладными видами спорта и при осуществляемых дифференцированном и индивидуальном подходах к обучению ребята получают возможность раскрыть свои индивидуальные способности. Они необходимы для выбора как гражданской профессии, так и военной.
Раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся способствует и гибкость данной программы, которая обусловлена возможностью совмещения теоретических занятий, занятий по тактической, огневой подготовке с практическими полевыми выходами, что освобождает дополнительные часы для изучения трудно дающихся тем, увеличения практического раздела туристической подготовки.
Реализация программы будет проходить в смешанных группах. Это будет способствовать правильному взаимоотношению между старшими и младшими, что часто встречается в воинских коллективах.
Программа учитывает психологические и физиологические особенности учащихся. У учащихся будет вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с техникой, природой, людьми.
Содержанием физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и психологическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях.
Главная цель – активизация патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, повышение его эффективности.
В школе действует военно-спортивный кружок, где ребята приобретают знания по разделам: Школа выживания, Основы медицинских знаний, Огневая подготовка, Строевая подготовка, Тактико-специальная подготовка.
В масштабе города внеклассная работа с допризывной молодежью реализована в программе «Движение юных патриотов». Здесь идет подготовка по следующим направлениям:
конкурс «Сила, ловкость, быстрота» (активизация физического воспитания);
конкурс-многоборье командиров взводов ДЮП (развитие личностных, организаторских качеств);
конкурс «Ратные страницы Отечества» (историческое и патриотическое воспитание);
смотр-конкурс «Статен и строен – уважения достоин» (воспитание дисциплинированности, исполнительности);
пулевая стрельба (военно-прикладное направление);
финальный конкурс «Вперед, юнармейцы!» и «Один за всех и все за одного» (воспитание чувства коллективизма, ответственности за команду, взаимовыручки).
В итоге учащиеся приобретают умения и навыки, которые можно использовать как в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности, так и для быстрого и успешного вхождения в учебно-боевую деятельность в войсках.
Литература
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ.
Боевой устав сухопутных войск.
Наставление по стрелковому делу.
Курсы стрельб МВД.
Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-морском Флоте
Журнал «ОБЖ»
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.