Методические рекомендации по дисциплине «Русский язык и литература» (внеаудиторной самостоятельной работы)
Методические рекомендации
по дисциплине «Русский язык и литература»
(внеаудиторной самостоятельной работы)
Содержание
1.Как написать содержательный и грамотный доклад? стр.3 5
2. Оформление реферата стр.5 – 8
3. Рекомендации по написанию сочинения стр. 8 – 10
4. Диктанты. Как успешно писать диктанты? стр.10 – 11
5.Рекомендации по написанию эссе стр. 11– 12
6. Советы выступающему перед аудиторией стр.12 – 13
Как написать содержательный и грамотный доклад?
Несколько рекомендаций…Когда вы получите задание, вам желательно изучить основные рекомендации, чтобы затем правильно написать доклад, интересный и грамотный.
Для начала, важно запомнить, что доклад – это не просто соединение разной информации по заданной теме в один текст. Вам нужно действительно внимательно изучить источники, вникнуть в проблему, изучить вопрос тщательно, а только после этого приступать к выделению тех фрагментов материалов, которые вы будете использовать в докладе. Даже если вы уже обладаете некоторыми знаниями и ориентируетесь в теме, постарайтесь не жалеть времени на рассмотрение разных источников. Вы наверняка откроете что-то новое и интересное. Чем дольше вы поработаете над подготовкой к созданию текста, тем быстрее и качественнее вы напишете сам доклад.
Основное правило, которое всегда будет вам помогать в учёбе и работе: не приводите дословно чужие тексты, не используйте чужой труд, вообще не прилагая собственных усилий. Это не значит, что ваш доклад должен быть абсолютно оригинален или уникален на сто процентов. Многое зависит от специфики темы, проблемы, ваших возможностей и требований педагогов. Важно, чтобы вы не просто скопировали чей-то текст, уже размещённый в Интернете или входящий в один из сборников, имеющихся в продаже, а вложили в работу свой труд, сами изучили тему, выразили личное мнение. В дальнейшем вам обязательно пригодятся все навыки и умения, приобретённые в процессе написания доклада: вы научитесь определять круг основных вопросов по теме, искать источники информации, выделять в тексте главное, чётко и грамотно излагать свои мысли и точно пересказывать чужие материалы, не искажая фактов, хорошо презентовать свою работу. Такой труд отлично развивает логическое мышление, тренирует память.
Ответственный этап – выбор темы, осваивание её особенностей. Возможны два варианта.
Вы имеете возможность самостоятельно выбрать тему из предложенного учителем списка. Тогда желательно остановиться именно на той теме, которая вызывает у вас искренний интерес. Старайтесь не идти по пути наименьшего сопротивления. Например, есть две темы: одна вам понравилась, но по второй уже есть готовые материалы (книги, статьи, которые вы видели дома или в библиотеке). Лучше возьмите тему интересную. Тогда ваша работа будет проходить гораздо эффективнее, вы станете с энтузиазмом искать и изучать материалы, вникать во все тонкости. Ваше личное желание – хороший стимул. Если все темы показались примерно одинаковыми, стоит выбрать направление, которое уже знакомо, по нему есть наработки, информация более доступна.
Вам дали конкретную тему. В таком случае у вас уже нет выбора. Чаще всего это на психологическом уровне воздействует негативно: ученикам начинает казаться, что есть вопросы гораздо лучше, у одноклассников темы интереснее, а им досталась худшая. На самом деле, скорее всего, это вовсе не так. Нередко ученик может сам выбрать тему, но не очень хорошо справиться с ней. И, наоборот, получив готовое задание, школьник или студент способен прекрасно его выполнить. Помните, что это в большей мере психологический фактор, вы сами в силах с лёгкостью преодолеть его неблагоприятное влияние. Поставьте перед собой конкретную задачу: вы изучите тему подробно и напишете грамотный доклад. Отличный стимул – практическая значимость вашей работы. Не забывайте, что, независимо от темы, написание доклада непременно принесёт вам пользу, поможет многому научиться. Даже если вы получили совсем неинтересную тему по внеклассному чтению, а сами мечтаете заниматься экономикой, навыки, которые вы приобретёте в ходе подготовки, универсальны.
Обратите внимание на количество и качество источников. В Интернете нужно брать только материалы с известных академических сайтов. Вы пишете доклад, поэтому должны ориентироваться на проверенную информацию. Вам понадобятся конкретные факты, цифры, точные сведения. Здесь не может быть двойных толкований. Желательно использовать хотя бы один основной источник, взятый в библиотеке. Печатная литература контролируется и проверяется лучше, а вам нужны данные в определённой области, имеющей прямое отношение к науке. Стараться собрать максимальное количество источников не следует. Просмотрите несколько книг в библиотеке, ознакомьтесь с материалами в Интернете, выберите наиболее понятные, доступные и информативные. Их должно быть примерно 5-7. Если это доклад для средней школы, вам пока достаточно освоить 2-5 источников, а студенту лучше составить библиографический список, опираясь на 6-9 книг. Набрав слишком много материалов, вы потратите больше времени на их изучение, можете не суметь правильно его распределить. Также высока вероятность превышения объёмов, ухода от конкретных вопросов в сторону.
Тщательно следите за изложением материала в вашем докладе, грамотностью, логичностью структуры. Старайтесь не удаляться от обозначенных вопросов, не делать больших отступлений, писать всё последовательно и чётко. Следуйте созданному заранее плану. Не спешите, исключите все отвлекающие факторы. Используйте черновики, поскольку сразу чистовой вариант написать очень сложно – в итоге вы потратите ещё больше времени.
Отдельного внимания заслуживает подготовка речи. Доклады обычно «защищают», рассказывая о работе на уроке или практическом занятии. Иногда ограничиваются зачитыванием текста. Однако лучший вариант – подготовить доклад чуть большего объёма, чем ваша будущая речь, а саму речь написать отдельно, чтобы иметь возможность заглядывать в листочки, отвечая. Например, вы изучили проблему, раскрыли тему и написали доклад объёмом 10 страниц печатного текста стандартного форматирования (Times New Roman, 14 размер, через 1,5 интервала). Разумеется, следует создать более краткую речь, не больше 4 страниц. Тогда вас смогут с интересом выслушать от начала до конца, не утомившись. А в самом докладе нужно ориентироваться хорошо, чтобы достойно отвечать на вопросы.Алгоритм написания докладаКак написать доклад, чтобы работа шла продуктивно, а текст получился хорошим? Достаточно помнить рекомендации, следовать им и действовать по заданному алгоритму.
Подумайте над темой вашего доклада. На это стоит отвести отдельное время. Если вы самостоятельно выбираете тему, остановитесь на той, которая вызывает у вас интерес. Выделите ключевые вопросы, основную проблему, определите терминологию. При необходимости нужно проконсультироваться с преподавателем, сразу рассмотреть и разъяснить все непонятные моменты.
Если у вас есть какие-то наработки по теме, просмотрите их снова. Даже при наличии хорошего количества источников, вам всё равно понадобится их хотя бы немного дополнить новыми материалами.
Выберите источники информации. Пользуйтесь не только Интернетом, обязательно возьмите минимум 2 источника в библиотеке.
Тщательно соберите информацию, но не старайтесь освоить слишком много источников.
Выделите ключевые моменты в материалах, соотнесите их с теми, что вы определили, прочитав тему.
Составьте план доклада. В нём должны быть краткое вступление (2-3 фразы), небольшой обзор литературы, формулировка проблемы. Затем следует основная часть и заключение.
Напишите черновой вариант доклада в соответствии с планом.
Проверьте ещё раз текст на соответствие теме, наличие ошибок.
Составьте чистовой вариант самого доклада, а также отдельно напишите речь, меньшую по объёму.
Ещё раз перечитайте внимательно доклад и речь. Вы заметите, что уже достаточно хорошо запомнили все материалы, ориентируетесь в тексте. Желательно два раза прорепетировать речь, чётко произнося все фразы, правильно интонируя.Следуйте рекомендациям, работайте по алгоритму, тогда вы сможете хорошо изучить тему, правильно написать доклад, с успехом презентовать его.
Оформление реферата: основные моменты
Прежде всего, нельзя не отметить, что существует единый государственный стандарт, по которому нужно оформлять работу. Давайте рассмотрим основные его пункты.
Определение реферата
Реферат - это небольшое устное сообщение, которое изложено в письменной форме. Что имеется в виду под "изложением"? В случае написания реферата мы говорим о том, что его автор излагает содержание какой-либо научной работы или прочитанной книги. Реферат - это работа теоретического характера. Реферат предназначен для демонстрации знаний студента или учащегося и уровня владения им анализа научной и методической литературы.
Тема для реферата
Тема для реферата выбирается учителем и учащимся вместе, чтобы правильно сделать реферат. Тема должна быть интересной для учащегося. Для реферата обычно рекомендуют использовать 4-5 источников литературы. Часто, преподаватели предлагают студентам список тем, которые можно выбрать для реферата.
Этапы работы над рефератом
Рекомендуют следующие этапы работы:
Определите и выделите проблему, которая стоит в данной теме.
Изучите поставленную проблему, используя первоисточники.
Проведите обзор выбранной для чтения литературы.
Изложите материал соблюдая собственную логику.
Структура реферата
Это важно, так как правильно оформить реферат без знания его структуры невозможно. Оформите свою работу по следующим принципам, чтобы она была правильной:
Первая часть - это введение. Изложите цель и задачи своей работы. Выделите проблему, а также отразите ее актуальность. Предполагаемый примерный объем введения составляет 1-2 страницы.
Основная часть - это второй блок в структуре реферата. Отразите свою точку зрения по проблеме, которая основана на анализе научной литературы. Предполагаемый объем основной части - 12-15 страниц.
Заключение - третья структурная единица реферата. В заключении необходимо сделать выводы и предложить свои рекомендации по проблеме. Самое главное - это четкость и ясность мысли. Содержание заключения рекомендуют разбить на понятные пункты. Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы.
Список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке.
Оформление реферата: работа с текстом
Также важно знать, как правильно оформить реферат относительно формата шрифта, разметки страницы, оформления заголовков.
Размер шрифта - 12-15 пунктов.
Шрифт - Times New Roman (обычный).
Междустрочный интервал - 1,5-2.
Размер левого поля - 30мм
Размер правого поля - 10мм
Размер верхнего и нижнего полей - 20мм
Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.
Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня. Это правильное оформление реферата.
Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.
Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставят. И поверьте, что правильно оформить титульный лист не менее важно, чем оформить сам реферат, т.к. это своеобразное "лицо" вашей работы. Помните, что каждый новый раздел нужно начинать с новой страницы.
Это основные правила правильного создания и оформления реферата. Нужно использовать эти рекомендации, если вы хотите преуспеть в деле написания хорошей работы. Главное в реферате - это тема. Постарайтесь выбрать ту тему, которая вам действительно по душе.
Рекомендации по написанию сочинения
Сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление и заключение вместе должны составлять не более одной трети всего сочинения.
Чтобы работа получилась логичной, обязательно составь план на черновике по нашим рекомендациям.
Содержание сочинения должно освещать основной вопрос - тему работы.
Сочинение не должно быть простым пересказом текста.
Приветствуется, если ты проявляешь эрудицию и умение сопоставлять, задействуя в сочинении примеры из других произведений, из жизни. Но не переборщи, чтобы все было уместно.
Обязательно дели текст на абзацы.
Как правильно писать сочинение: этапы работы
Итак, тема сочинения не может быть заменена другой, близкой по смыслу. То есть, твоя задача - как можно полнее раскрыть главный вопрос работы, написать строго на заданную тему.
План сочинения на черновике
Сейчас возьми черновик и составь план работы. Мысленно преобразуй тему сочинения в вопрос. Подумай, как бы ты на него ответил - это и будет основная мысль твоей работы. План основной части (между вступлением и заключением) раздели на несколько пунктов, которые логически будут переходить от одного к другому и постепенно отвечать на главный вопрос сочинения. Воспринимай основную часть, как логическое и последовательное доказательство твоей точки зрения по данному вопросу. По такому плану тебе будет намного проще писать сочинение на чистовике: постепенно раскрывай каждый пункт основной части плана, так ты и получишь готовое сочинение на заданную тему.
Вступление
Чтобы правильно написать сочинение, необходимо серьезно отнестись не только к основной части, но и к вступлению. Существуют различные варианты вступительной части сочинения:
К примеру, ты можешь применить историческое введение, то есть, начать свое сочинение с краткой характеристики эпохи, анализируя экономическую, политическую или социальную обстановку и привязывая это к теме работы.
Также можно начать с аналитического введения, поразмыслив над центральным понятием темы сочинения.
Если ты берешь биографическое введение, анализируй изменение взглядов писателя, его жизнь, вспомни об истории написания данного произведения.
Сравнительное введение требует упомянуть былые литературные течения и поразмыслить над тем, что нового внес автор в развитие литературы.
Как альтернативу, можешь использовать лирическое введение, когда будешь сопоставлять тему сочинения с личным опытом, мыслями и чувствами от прочитанного.
Основная часть
Пиши основную часть сочинения, строго следуя своему логическому плану на черновике. Не уходи в "дебри", старайся четко ответить на главный вопрос, доказывая свою точку зрения, подкрепляя ее цитатами и примерами из текста.
Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения.
Заключение
Здесь должны быть четко сформулированы выводы сочинения. Поразмыслите об актуальности и вечности поставленной проблемы. Кратко раскройте смысл образов героев и произведения. Опишите его воздействие на современников, на следующие поколения. Заключение - это итог всем рассуждениям в основной части, краткое резюмирование.
Вот такие нехитрые рекомендации должны помочь вам справиться с поставленной задачей - написанием сочинения.
Диктанты. Как успешно писать диктанты?
Диктанты, как правило, кошмар для обучающихся, и не только. Но на самом деле в диктантах ничего страшного нет, если уметь их писать. И потом, существуют ведь не только контрольные диктанты, а еще и обучающие диктанты. Учителя обязаны проводить время от времени обучающие диктанты, так чтобы ученики чему-то научились, а только потом проверять их контрольными диктантами. Но если учитель такого не делает, то можно и самому подготовиться к диктанту.
Как подготовиться к диктанту? Для этого можно купить специальные аудио записи, на котором диктанты записаны в формате mp3. И все что вам нужно будет это тренироваться. Или же, попросите кого-то, чтобы сыграл роль учителя.
На самом деле, для того чтобы писать хорошо диктанты, нужно хорошо знать русский язык и знать правописание. Как научиться правильно, писать? Для того чтобы уметь правильно писать надо много читать, читая, правильное писание записывается в памяти, и потом меньше вероятности, что вы будете писать с ошибками. А еще один хороший способ запомнить правильное писание слов, это читать слова по слогам, сосредотачиваясь на каждый слог, и желательно делать это хотя бы раз в неделю, сосредотачиваясь на сложные слова. Правда раньше советовали как-то попроще, просто переписывать текст, то есть читаете вслух и пишите, тоже помогает.
А еще важно! вовремя диктанта это не волноваться, сосредоточиться и писать. Это вторая причина, по которой организуют предварительные обучающие диктанты, так чтобы и знания закрепились в процессе образования, но чтобы при этом выработалась привычка писать в условиях стресса. Потому что в любом случае, диктант это стресс. И репетиция позволит преодолеть это состояние и избавить обучающихся от ошибок, которых они могут делать на фоне стресса.
Несколько правил для того, чтобы правильно писать диктант:
1. Слушаете текст с первого раза и пытаетесь определить стиль, общую структуру и т.д., это поможет вам, потом правильно распределять знаки препинания. Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего и это вам поможет.
2. Когда вы слышите текст, вы автоматически должны себе представить, как он пишется. С первого раза как вы его слышите, вы должны думать об этом.
3. Когда вам дают время на проверку, вы должны сначала проверить орографию, а потом пунктуацию, желательно двигаясь от конца к началу, так чтобы смысл самого текста вас не отвлекал.
4. Попробуйте при проверке читать текст, как будто он не принадлежит вам, и как будто вы его в первый раз читаете, и если ничего не привлекает ваше внимание и не заставляет задуматься, смело сдавайте свою работу.
Рекомендации по написанию эссеЭссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов.
Эссе не может содержать много идей. Оно отражает только один вариант размышлений и развивает его. При написании эссе старайтесь отвечать четко на поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы. Эссе строго индивидуальная работа и не терпит соавторства.Эссе (франц. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Написание эссе
При выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно поняли его, поскольку он может быть интерпретирован по-разному, а чтобы его осветить, существует несколько подходов: следовательно, вам необходимо будет выбрать вариант подхода, которому вы будете следовать, а также иметь возможность обосновать ваш выбор. При этом содержание вопроса может охватывать широкий спектр проблем, требующих привлечения большого объема литературы. В этом случае следует освещать только определенные аспекты этого вопроса. У вас не возникнет никаких проблем, если вы не будете выходить за рамки очерченного круга, а ваш выбор будет вполне обоснован и вы сможете подкрепить его соответствующими доказательствами.
Заголовок эссе может не находится в прямой зависимости от темы. Кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора.
Прежде чем приступить к написанию эссе, проанализируйте имеющуюся у вас информацию, а затем составьте тезисный план. Структура эссе: вступление, основная часть (развитие темы), заключение.
Вступление
Суть и обоснование выбранной темы.
Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Полезно осветить то, что вы предполагаете сделать в работе, и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов. При этом постарайтесь свести к минимуму число определений.
Основная часть
Данная часть предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Предлагаемая вами аргументация (или анализ) должна быть структурирована. В основной части вы должны логически обосновать, используя данные или строгие рассуждения, вашу аргументацию или анализ. Аргументы выстраивайте по схеме: тезис -доказательства этого тезиса - выводы по тезису. У вас может быть несколько тезисов в основной части, т.е несколько микротем, и все они строятся одинаково: в строгом соответствии со схемой аргументов. Необходимо писать коротко, четко и ясно.
Заключение
Наличие необходимых выводов из работы. Обоснование выводов автора. Указание на дальнейшие направления развития темы.
Эссе оформляется так же, как и доклад.
Советы выступающему перед аудиторией
Помимо написания доклада или эссе Вы должны еще и выступить. Есть общие правила, которые необходимо соблюдать.
Не опаздывайте на конференцию, собрание, совещание! Очень важно, чтобы речь докладчика была ясной, четкой, грамотной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.
Ваша речь должна быть не только понятной, но и экспрессивно-окрашенной, т.е. выразительной. Это зависит от скорости (темпа, быстроты), громкости и интонации. Если докладчик будет говорить быстро, торопливо, проглатывать окончания слов, слова или, наоборот, тихо и невнятно, то качество Вашего выступления значительно снизится. Уверенная, спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует аудитории, а скучную, монотонную речь слушать не интересно.
Недопустимо нарушение произношения, т.е., если докладчик неверно делает ударение в слове, коверкает его или не знает, как правильно оно выговаривается. Постарайтесь также не употреблять совершенно незнакомых слов перед аудиторией. Предложения могут быть длинными и сложными, уместно употребление слов иностранного происхождения, различных терминов, употребление вводных конструкций типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”. Авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; - в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, прически, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность, аккуратность способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему слушателей.
Еще перед нами стоит вопрос времени, т.е. сколько времени нужно на выступление.
Для начала Вы должны поприветствовать аудиторию, т.е. Ваших слушателей, рекомендовать себя. После этого Вы представляете свою академию, факультет.
Далее Вы знакомите присутствующих с темой Вашего выступления (примерно на это отводится 1-2 минуты времени).
После этого идет постановка проблемы, т.е. в процессе написания доклада, эссе, тезисов перед нами стояли такие-то проблемы задачи (и их перечисление) (это занимает где-то 3-5 минут времени).
Далее Вы начинаете свое полное выступление, где указывается полное изложение выделенной Вами проблемы с результатами исследования. Сюда же нужно включить и работу со слайдами, показ иллюстраций, видеозаписи (это самая большая часть выступления на которую отводится 5-10 минут).
После этого Вы делаете выводы, рекомендации и личное отношение автора к раскрываемым вопросам.
Например, на основе проделанной работы, мы можем сделать следующие выводы…
Методические рекомендации разработаны и предложены нами для оказания практической и методической помощи…. (это занимает по продолжительности 3- 5 минут).
В конце выступления будьте готовы к тому, что слушатели будут задавать вам вопросы (5-10 минут).
Как Вы видите данную проблему с позиции…?
Какие ученые занимались данной темой?...
Что перспективного Вы можете предложить…?
Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать человека. Рекомендуется сразу отвечать на вопрос по мере их поступления, а не накапливать все и только потом, вспоминая, что же все-таки у меня спрашивали думать над ответами. Необходимо хорошо вникнуть в содержание поставленных вопросов.
Какой бы резкостью не отличались вопросы и замечания в процессе дискуссии, докладчик обязан вести ее на высоком уровне, проявляя корректность, выдержку и тактичность к оппонентам. Отвечая на вопросы, докладчик должен показать глубину знаний по избранной тематике, умение защищать, обосновывать и отстоять свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру и эрудицию.
Не забудьте поблагодарить Ваших слушателей за внимание к Вам и Вашему докладу, также с интересом выслушать других докладчиков, которые будут выступать.
Перед выступлением обязательно дома несколько раз, можно перед зеркалом, потренируйтесь к выступлению!