МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ОПД 07. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ по специальности ППССЗ 09.02.05 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
__________________Н.В.Смирнова
«____»_____________20___г
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению заданий
внеаудиторной самостоятельной работы студентов по
ОПД 07. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
по специальности ППССЗ
09.02.05 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)
Г.о.г.Шахунья, 2016г.
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения/ПЦК
__________________________________
Протокол № _______
от «___» _________________ 20___ г.
__________________________________
Председатель МО
__________________________________
(Ф.И.О.,подпись)
Разработчики:
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум» Преподаватель Е.А. Смирнова
88901079500 292101079500 50801079500
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензент:
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум» Преподаватель Е.Н. Кудельникова
88901079500 292101079500 50801079500
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Область применения программы
Методическая разработка учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)». Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная программа дисциплины «Операционные системы и среды» принадлежит к профессиональному циклу, к подциклу общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
Работать в конкретной операционной системе;
Работать со стандартными программами операционной системы;
Поддерживать приложения различных операционных систем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Состав и принцип работы операционных систем и сред;
Понятие, основные функции, типы операционных систем;
Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;
Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;
Принципы построения операционных систем;
Способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
Задачи самостоятельной работы, направленной на:
формирование и развитие общих компетенций (ОК), определенных в ФГОС СПО;
формирование умений и освоение знаний, необходимых для формирования профессиональных компетенций (ПК) следующие:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и дипломных работ*, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.
2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 120 ч.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80 ч.
в том числе: лабораторных и практических занятий, включая семинары 40
курсовая работа (проект) Самостоятельная работа студента (всего) 40 ч.
Итоговая аттестация в форме:
3.Содержание заданий самостоятельной работы студентов
№ Тема Норма времени Вид СРС Задание Требования к оформлению Форма и методы контроля
1 Общие сведения об операционных системах 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
2 Интерфейс пользователя 1 Составление тестовых заданий Составить тестовые вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Взаимоконтроль
3 Операционное окружение 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
4 Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
5 Обработка прерываний 1 Составление тестовых заданий Составить тестовые вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Взаимоконтроль
6 Планирование процессов 1 Составление тестовых заданий Составить тестовые вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Взаимоконтроль
7 Обслуживание ввода-вывода 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
8 Управление реальной памятью 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
9 Управление виртуальной памятью 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
10 Работа с файлами 1 Построение схем Изобразить схематически иерархическую структуру файловой системы операционной системы Windows Методические рекомендации по работе с литературой Экспертная оценка преподавателем
11 Планирование заданий 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
12 Распределение ресурсов 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
13 Защищенность и отказоустойчивость операционных систем 1 Работа с учебником Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
14 Структура операционной системы 3 Работа с учебником, построение схем Прочесть статью, ответить на вопросы; изобразить схематически структуру операционной системы Windows 7 Методические рекомендации по работе с литературой Взаимоконтроль, экспертная оценка преподавателем
15 Интерфейс пользователя 4 Работа с учебником; составление тестовых заданий Прочесть статью, ответить на вопросы; составить тестовые вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Взаимоконтроль
16 Организация хранения данных 5 Работа с учебником; построить схему работы с внешними накопительными устройствами Прочесть статью, ответить на вопросы Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
17 Средства управления и обслуживания 6 Работа с учебником; составить опросник по теме Прочесть статью, ответить на вопросы; составить вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
18 Утилиты операционной системы 6 Работа с учебником; составление тестовых заданий Прочесть статью, ответить на вопросы; составить тестовые вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
19 Поддержка приложений других операционных систем 3 Работа с учебником; составить опросник по теме Прочесть статью, ответить на вопросы; составить вопросы по теме Методические рекомендации по работе с литературой Опрос
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации по работе с литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом. Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом. Т.е. не запоминать, а понять общий смысл прочитанного содержимого. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Конспектирование текста, чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План - это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект — это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов. План-конспект - это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. Текстуальный конспект - это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. Свободный конспект - это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. Тематический конспект - составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания). Аннотирование учебников, статей - это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. работы Также требования к оформлению текстовой части работы, библиографического списка, графической информации и иллюстраций соответствуют аналогичным требованиям к оформлению выпускных квалификационных работ, содержащихся в СТО МАЭП СМК 4.2.01.1 - 2013 «Выпускная квалификационная работа: общие требования, структура и правила оформления» и СТО МАЭП СМК 4.2.01.2-2013 редакция № 2 от 01.02.2016г
Методические рекомендации по работе с конспектом после лекции
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 часов после лекции в памяти остается не более 30% материала). С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополняя и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному- прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля. Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А.Г. и др. Microsoft Windows 2000 Professional. Русская версия/ под общ. Редакцией А.Н. Чекмарева и Д.Б. Вишнякова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов. 2-е издание — СПб.: «Питер», 2008.
Партыка Т.Л, Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие. - М, «ФОРУМ: ИНФРА - М», 2009.
Гордеев А.В. Операционные системы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. – 2-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 2011.
Таненбаум Э. Современные операционные системы. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
Волков В.Б., Макарова Н.В. Информатика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.
Лакеева Т.Б. Курс лекций по учебной дисциплине «Операционные системы и среды». – Иркутск, ИЭК, 2010.
Лакеева Т.Б. Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине «Операционные системы и среды». – Иркутск, ИЭК, 2010.
Денис Колисниченко - Ubuntu Linux Краткое Руководство. БХВ-Петербург, 2008.
Интернет-ресурсы:
Операционные системы (системное программное обеспечение). Форма доступа: http://www.citforum.ru/operating_systems/Википедия. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki HYPERLINK "http://www.intuit.ru/studies/courses/2192/31/info"
Основы операционных систем. Форма доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/2192/31/info
Операционные системы. Учебные курсы НОУ "ИНТУИТ". Форма доступа: http://apps.microsoft.com/windows/ru-ru/app/2b625e83-2acf-4f0e-b420-87f8e83f7c3f