Рабочая программа по ИЗО 2 класс по ФГОС программа Неменского Б.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной программы по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011 г.;
авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б.М.Неменского.
Данная программа реализуется на основе предметной линии учебников под редакцией Б. М. Неменского.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практическая работа.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении класса, школы.
Формы контроля
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практическая работа.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Общая оценка работы складывается из перечисленных выше компонентов.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, конструированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров изобразительного искусства;
знание основных и составных, теплых и холодных цветов;
знание отдельных произведений выдающихся отечественных художников (И. И. Левитан, В. А. Васнецов);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
применение средств художественной выразительности в живописи, скульптуре (по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
использовать различные художественные материалы (гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, бумагу, пластилин).
Содержание учебного предмета
Раздел I. Чем и как работают художники (9ч)
Тема 1. Три основные краски, строящие многоцветие мира (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Тема 2. Пять красок – все богатство цвета и тона. (2ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Тема 3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Тема 4. Выразительные возможности аппликации(1ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение
за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Тема 5. Выразительные возможности графических материалов(1ч).
Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Тема 6. Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Тема 7. Выразительные возможности бумаги(1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надре-
зание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Тема 8. Обобщающий урок « Для художника любой материал может стать выразительным» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие ма-
териалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая
выставка работ.
Раздел II. Реальность и фантазия (7ч)
Тема 9. Изображение и реальность(1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма-
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Тема 10. Изображение и фантазия(1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элемен-
тов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Тема 11.Украшение и реальность(1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).
Развитие наблюдательности.
Тема 12. Украшение и фантазия(1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта.
Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с
помощью фантазии.
Тема 13. Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Тема 14. Постройка и фантазия(2ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции,
необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Тема 15. Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе»(1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство (10ч).
Тема 16. Изображение природы в разных состояниях(1ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Тема 17. Выражение характера изображаемых животных (1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.
Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные прои-
зведения В.Ватагина.
Тема 18. Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства.
Тема 19. Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для
передачи характера персонажа.
Тема 20. Образ человека и его характер в объеме(1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Тема 22.Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшение.(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Тема 23.Выражение намерений через украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Тема 24.Образ здания и его назначение(2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Тема 25.Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство (8ч)
Тема 26. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. (1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов.
Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тема 27. Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета(1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Тема 28. Линия как средство выражения - ритм линий?(1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.
Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Тема 29.Линия как средство выражения - характер линий(1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Тема 30. Ритм пятен(1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Тема 31. Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Тема 32.Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(2ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Тема 33. Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все
основные темы года.
Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного,
декоративного и конструктивного искусства.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема раздела Количество
часов Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
I. Чем и как работают художники 9 1 1 Три основные краски, строящие многоцветие мира. Введение понятия «цветового круга»
Уметь различать основные и составные цвета;
Применять первичные живописные навыки;
Использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению.
Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
2-3 2
Пять красок- все богатство цвета и тона. Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь различать основные и составные цвета и смешивать их с чёрной и белой краской.
Использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению.
Узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. И. Левитан)
4 1 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (акварель, пастель) в живописи по памяти и впечатлению.
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников.
5 1 Выразительные возможности аппликации.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество)
Использовать художественные материалы (бумага)
Применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
6 1 Выразительные возможности
графических материалов. Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись)
Применять основные средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению).
Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
7 1 Выразительность материалов для работы в объёме. Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, об особенности её восприятия.
Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объёме по технологии лепки из целого куска путём вытягивания и вдавливания.
Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения.
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Коненкова).
8 1 Выразительные возможности бумаги. Умение применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, фантазии и наблюдательности.
Умение участвовать в диалоге, выполнять работу в смешанной технике
(конструирования и аппликации, макетирования).
9 1 Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти). Применять основные средства художественной выразительности в творческих работах.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
II. Реальность и фантазия 7 10 1 Изображение и реальность. Стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, общее строение и цвет.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь) в живописи по памяти и впечатлению, решать творческие задачи на уровне импровизаций.
Применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти).
11 1 Изображение и фантазия. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению).
Умение участвовать в диалоге.
12 1 Украшение и реальность. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Умение применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
Умение участвовать в диалоге.
13 1 Украшение и фантазия Умение применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
Умение участвовать в диалоге.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
Умение применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
14 1 Постройка и реальность. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Умение применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
Осваивать простейшие навыки работы с пластилином.
15 1 Постройка и фантазия. Использовать навыки конструктивной работы с бумагой.
Умение участвовать в диалоге.
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления
16 1 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) ёлочные украшения в технике объёмной аппликации.
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые ёлочные украшения а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий
III. О чем говорит искусство 10 17 1 Выражение характера изображаемых животных. Знакомство с работой художника-анималиста.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь) в живописи по представлению, решать творческие задачи на уровне импровизаций.
18-19 2 Выражение характера человека в изображении. Знать жанры произведений изобразительного искусства – портрет. Уметь использовать художественные материалы (гуашь)
Применять основные средства художественной выразительности в живописи.
Узнавать отдельные произведения
выдающихся художников
(В. М. Васнецов)
20-21 2 Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, об особенности её восприятия.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура).
Уметь выполнять работы по лепке, по технологии лепки из частей целого.
Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения.
22 1 Изображение природы в различных состояниях. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства.
Знать жанр произведений изобразительного искусства – морской пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Применять основные средства художественной выразительности в творческих работах.
23 1 Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшение.
Знакомство с работой дизайнера. Наблюдать и эстетически оценивать украшения, «принадлежащие» различным сказочным героям.
Создавать декоративные украшения с ярко выраженным характером для сказочных героев, вырезанные из цветной бумаги, с дальнейшей прорисовкой.
24 1 Выражение намерений через украшение. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной аппликации, живописной и графической росписи.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз украшения корабля и паруса в соответствии с намерениями сказочных героев.
25 1 Образ здания и его назначение. Осваивать простые приемы работы с пластилином.
Создавать постройки с ярко выраженным образом.
Придумывать выразительные элементы для украшения построек.
26 1 В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений юных художников.
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
IV. Как говорит искусство 8 27 1 Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета Расширение понятия «цветового круга».
Уметь различать основные и составные цвета; тёплые и холодные.
Применять живописные навыки при смешивании красок.
Использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по памяти и впечатлению.
Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.
28 1 Цвет как средство выражения: глухие и звонкие цвета. Знать жанр произведений изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь различать основные и составные цвета и смешивать их с чёрной и белой краской.
Использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению.
Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен, добиваться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
29-30 2 Линия как средство выражения: ритм линий Умение видеть линии в окружающей действительности и изображать линии с различным характером.
Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись)
31 1 Линия как средство выражения: характер линий.
Применять основные средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению).
Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение.
32 1 Ритм пятен как средство выражения.
Введение понятия «композиция»
Понимание значения композиции для создания эмоционального выраженного изображения на примере стайки птиц.
Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество).
Использовать художественные материалы (бумага)
Применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
33 1 Пропорции выражают характер.
Введение понятия «пропорция» как часть целого.
Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, об особенности её восприятия.
Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объёме по технологии лепки из целого куска путём вытягивания и вдавливания.
Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения.
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала.
34 1 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Овладевать навыками конструирования из бумаги.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
35 1 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки,скульптура,постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Коротеева Е.И. Искусство и ты. – М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А.Школа России. Концепция и программы для начальной школы. – М.: Просвещени,2010.
Шампарова Л.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского.- М.: Просвещеник,2011.
Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя. – М.: просвещение,2011.
Обеспеченность информационно - техническими ресурсами
Цифровые образовательные ресурсы:
1.История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL.ru ООО «Кирилл и Мефодий».
2. Интернет-ресурсы.