Рабочая программа по ИЗО 1 Класс ФГОС (2015-2016)(программа Б.М. Неменского)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 121»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
«____»_____________2015г. «____»_____________2015г. «____»_____________2015г.
Руководитель МО Зам. дир. По УВР Директор МБОУ «Лицей 121»
______________Т.Н. Смирнова _______________Т.П. Блинова ________________Н.В. Грачева
Протокол №
Рабочая программа
по изобразительному искусству
на 2015-2016 год
1 класс
Составитель: Мальцева Ольга Владимировна,
учитель изобразительного искусства.
2015г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), программы для 1 класса «Изобразительное искусство» под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Бориса Михайловича Неменского, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа создана для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-9 классы по программе Б.М. Неменского.
Срок реализации программы 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства в первом классе:
развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни;
первичное освоение художественных материалов.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении лицея.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание содержания предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).
Распределение содержания курса по годам обучения
1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ./ 33 ч./
№ Части Темы Кол-во часов
1. Ты учишься изображать.
Знакомство с Мастером Изображения. 1.Изображения всюду вокруг нас.
2.Мастер Изображения учит видеть.
3.Изображать можно пятном.
4.Изображать можно в объеме.
5.Изображать можно линией.
6.Разноцветные краски.
7-8.Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
9.Художники и зрители (обобщение темы). 9ч.
2. Ты украшаешь.
Знакомство с Мастером Украшения. 1.Мир полон украшений. Цветы.
2.Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм
пятен.
3.Красивые рыбы. Монотипия.
4.Украшения птиц. Объемная аппликация.
5.Узоры, которые создали люди.
6.Как украшает себя человек.
7.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). 7ч.
3. Ты строишь.
Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
20-21. Строим город.
22. Все имеет свое строение.
23-24. Строим вещи.
25. Город, в котором мы живем (обобщение темы). 10ч.
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 26. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
27-28.«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
29-30. «Сказочная страна». Создание панно.
31-32. Времена года.
33. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). 8ч.
Количество распределения часов
Класс Практических работ Коллективных творческих работ Заочная экскурсия Контрольный /тематический срез знаний Общее кол-во часов
1 класс 28ч. 5ч. - 1ч. 34ч.
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
•понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
•овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура);
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-
творческих работ;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое
отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами
аппликации.
Планируемые результаты освоения.
В итоге освоения программы учащиеся должны:— усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;— приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно прикладные формы искусства;— развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;— развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;— освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;— приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;— овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;— приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
— приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе к концу учебного года ученик должен:
Знать/понимать Уметь Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
•названия цветов и оттенков, три основных цвета;
•правила смешивания красок и получения составных цветов;
•выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
•начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве;
•значение изобразительного искусства в художественной культуре; •правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
•свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
•правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
•стараться правильно форму, пропорции, положение предметов;
•передавать в тематических рисунках пространство;
•выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;
•рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи. •восприятия и оценки произведений искусства;
•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
•декоративных и художественно-конструктивных видов работ (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Логико-структурная схема курса «Изобразительное искусство»
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1. Умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении природы - красота.
2. Уважать творчество любого народа.
3.Ценить произведения искусства различных жанров и художников.
4.Выделять впечатляющее в живописном произведении. 1. Организовывать свое рабочее место с учетом предложенных для творчества техник.
2. Использовать в творческой деятельности, приобретенные на занятиях навыки. 1. Уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
2. В доступной форме использовать художественные средства выразительности.
3.Создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объемные формы.
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Участвовать в творческой, коллективной работе.
Информационно-образовательный ресурс
Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
3.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.
4. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа к учебникам под редакцией Б.М. Неменского.
5.Учебный план МБОУ «Лицей № 121» на 2015-2016 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение курса
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса общеобразовательных учреждений. В комплект входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.
Программы:
Программа общеобразовательных учреждений 1-9 классы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.м. Неменского.
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011
Учебники:
3. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская под ред. Б.М. Неменского.М.: Просвещение, 2010
Пособия:
4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс
5. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. (В помощь школьному учителю).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение (оборудование):
-таблицы по цветоведению, построению орнамента;
-схемы рисования предметов, растений, животных;
-таблицы по ДПИ;
-стеллажи (полки) для хранения;
- демонстрационные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-презентации к урокам на флеш носителях;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук;
-музыкальный центр.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 33 ч)
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
№
п/п Тема,
тип урока Содержание темы, термины и понятия Вид работы
(задание и материалы) Планируемые результаты обучения Календарные сроки
Предметные
Метапредметные(УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные) Личностные I. Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения. (9 ч)
1. Изображения всюду вокруг нас.
Урок-путешествие. Предмет «Изобразительное искусство».
Изображения в жизни человека.
Знакомство с Мастером Изображения.
Рисунок солнца.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников.
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Мотивация к учебной деятельности,
владение культурой поведения и общения. 01.09.-04.09.
2. Мастер Изображения учит видеть.
Урок -творческая мастерская. Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Знакомство с понятием «форма». Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.
Материалы: цветная бумага или природный материал (листья) (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры. Вариант задания: изображение животных (чем они похожи и чем отличаются друг от друга) Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.
Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы. Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
07.09.-11.09.
3. Изображать можно пятном.
Урок -творческая мастерская Пятно как способ изображения на плоскости.
Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.
Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.). Материалы: одноцветная краска (гуашь, акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
14.09.-18.09.
4. Изображать можно в объеме.
Урок-игра. Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости.
Целостность формы.
Приемы работы с пластилином.
Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. Лепка животного. Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки. Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Слушать и понимать высказывания собеседников. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
21.09.-25.09.
5. Изображать можно линией.
Урок -творческая мастерская. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».
Линии в природе.
Линейные изображения на плоскости.
Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Задание: изображение линией «путаницы» рисунка на тему «Расскажи нам о себе».
Вариант задания: рисунки на темы стихов
С. Маршака,
А. Барто,
Д. Хармса с веселым озорным развитием сюжета. Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
28.09.-02.10.
6. Разноцветные краски.
Урок -творческая мастерская. Знакомство с цветом. Краски гуашь.
Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
Проба красок.
Задание: создание красочного коврика. Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага. Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
05.10.-09.10.
7-8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Урок-праздник. Выражение настроения в изображении.
Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Задание: изображение настроения (радости и грусти). (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным) Вариант задания: создание образа контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Изображать радость или грусть (работа гуашью).
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
12.10.-16.10.
19.10.-23.10.
9. Художники и зрители (обобщение темы).
Урок – творческая мастерская Художники и зрители..Знакомство с понятием «произведение искусства».
Картина.
Скульптура.
Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. Рассматривание художественныхпроизведений. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. 26.10-30.10
II. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. (7 ч)
10. Мир полон украшений. Цветы.
Урок- игра. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения.
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Изображение сказочного цветка
Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
09.11.-13.11.
11. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Урок- экскурсия.
Урок – творческая мастерская. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Украшение крыльев бабочки. Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Понимать простые основы симметрии.
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
16.11.-20.11.
12. Красивые рыбы. Монотипия.
Урок – творческая мастерская.
Урок – практикум. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
Выразительность фактуры. Украшение рыбок узорами чешуи. Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. 23.11.-27.11.
13. Украшения птиц. Объемная аппликация.
Урок – праздник. Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.
Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.
Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Слушать и понимать высказывания собеседников. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
30.11.-04.12.
14. Узоры, которые создали люди.
Урок – сказка. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Рисование орнамента. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
07.12.-11.12.
15. Как украшает себя человек.
Урок – игра. Украшения человека рассказывают о своем хозяине.
Какие украшения бывают у разных людей.
Когда и зачем украшают себя люди. Рисование сказочных героев и их украшений. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
14.12.-18.12.
16. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Урок – сказка. Без праздничных украшений нет праздника.
Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.
Изготовление украшений
к празднику. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
21.12.-28.12.
III. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (10 ч)
17. Постройки в нашей жизни.
Урок- путешествие. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.
Постройки, сделанные человеком. Рисование домиков для сказочных героев. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Мотивация к учебной деятельности,
владение культурой поведения и общения. 11.01.-15.01.
18. Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.Построение на бумаге дома с помощью печаток. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
18.01.-22.01.
19. Домики, которые построила природа.
Урок - сказка. Природные постройки и конструкции.
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
25.01.-29.01.
20. Дом снаружи и внутри.
Урок – экскурсия. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи».
Назначение дома и его внешний вид.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Рисование дома в виде буквы алфавита. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
01.02.-05.02.
21-22. Строим город.
Урок –путешествие. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.
Складывание домика из бумаги,
постройка города из бумажных домиков. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.
Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Слушать и понимать высказывания собеседников. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. 08.02.-12.02.
22.02.-26.02.
23. Все имеет свое строение.
Урок –творческая мастерская. Конструкция предмета.
Выполнение изображения животного
из различных геометрических фигур
в технике аппликации. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
29.02.-04.03.
24-25. Строим вещи.
Урок – сказка. Конструирование предметов быта.
Знакомство с работой дизайнера Конструирование и украшение упаковок. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
Организовывать своё рабочее место.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе. Мотивация к учебной деятельности,
владение культурой поведения и общения. 07.03.-11.03.
14.03.-18.03.
26. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Урок –экскурсия. Разнообразие городских построек.
Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию).
Экскурсия.
Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Организовывать своё рабочее место.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
21.03.-25.03.
IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. (8 ч)
27. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Урок- игра. Взаимодействие трех видов художественной деятельности.
Рассматривание работ художников и детских работ. Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Проговаривать последовательность действий на уроке;
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
04.04.-08.04.
28-29. Праздник весны.
Урок –творческая мастерская. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).
Конструирование из бумаги и украшение птиц и жуков.
Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Пользоваться языком изобразительного искусства. Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
11.04.-15.04.
18.04.-22.04.
30-31. Сказочная страна.
Урок- праздник. Изображение сказочного мира.
Выразительность размещения элементов коллективного панно. Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
Организовывать своё рабочее место.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Пользоваться языком изобразительного искусства. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. 25.04.-29.04.
02.05.-06.05.
32-33. Времена года.
Урок – сказка. Красота природы.
Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Экскурсия. Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Работать по предложенному учителем плану;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Слушать и понимать высказывания собеседников.
Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. 09.05.-13.05.
16.05.-20.05.
34. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Урок- экскурсия. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.
Композиция на тему «Здравствуй, лето!» Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» Проговаривать последовательность действий на уроке;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Согласованно работать в группе.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
23.05.-24.05.