РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «НОВГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РЕАЛИЗАЦИЯ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»
Выпускная работа
по образовательной программе курсов повышения квалификации
«Реализация федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования
в основной и средней школе»
Выполнил
Федоров Владимир Валентинович,
учитель технологии
МАОУ СОШ №2 г.Боровичи
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2014
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение федеральных государственного стандарта общего образования в основной и средней школе:
- превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности;
- переход от знаниевой к развивающей парадигме;
- системно-деятельностный подход в образовании, актуализация понятий «универсальные учебные действия» (УУД), «общеучебные умения».
- введение понятия "ключевые компетенции"
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках технологии, поможет ученикам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и обучиться способам деятельности в процессе самой деятельности и способам познания – общеучебным умениям, универсальным учебным действиям, а также развить творческие способности.
Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена. Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повысится, если основу обучения составит учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:
- проектная учебная деятельность выстраивается с учетом системно-деятельностного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
-проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;
-осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
- учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
В Концепции ФГОС указывается, что «в отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».
«Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности".
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, то это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.
План урока технологии
«Защита проекта»
Тема урока: «Защита проекта»
Цель урока. Обобщить и систематизировать, оценить проектную деятельности обучающихся.
Класс: 6
Время: 40 мин.
Задачи.
Ознакомить учащихся и оценить качество проектной документации и представленных изделий;
Развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.
содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Воспитывать уверенность в своих действиях и аккуратность в работе.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений
Оборудование:
компьютер, проектор;
мультимедийные презентации;
проектные изделия и пакеты документации;
нормативы оценки проектных работ;
оценочные листы.
Литература:
Кириллова Г.Д. Теория и практика развивающего обучения. – М., 2002.
Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д
Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., перераб. / Под. Ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф,2008.
Степанов Н.С. «Резьбы очарованье» Лениздат, 1991 г.
Ход урока
1. Организационный этап. (1 мин.)
2. Этап актуализации ранее полученных знаний. (5 мин.)
3. Защита проекта. (25 мин.)
4. Обобщение и подведение итогов, оценка результатов деятельности учащихся. (9мин.)
Прогнозируемые результаты:
личностные:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться;
• развитие ответственности за качество своей деятельности;
предметные:
в познавательной сфере:
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
в трудовой сфере:
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
в коммуникативной сфере:
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
метапредметные:
• отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
Урок (занятие или их серия) является заключительным этапом проектной деятельности, направленной на практическую реализацию трудовых и технологических знаний и умений по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами. Особое место данного урока (занятия) обусловлено тем, что оценка за проект является определяющей при выставлении годовой отметки по технологии.
Предварительная работа: инструктаж по составлению доклада для защиты проекта; индивидуальные консультации.
Анализ урока
Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Методический аппарат урока соответствовал каждому его этапу, задачам активизации обучающихся.
Этапы урока логично выстроены, есть четкая регламентация каждого.
В течение урока идет логическое переключение управления учителем и самоуправление учащимися.
На данном уроке использовалась интерактивная доска. Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:
- разнообразить задания для активизации знаний обучающихся;
- активизировать работу на уроке в целом;
- использовать яркую и красочную наглядность;
- увеличить темп и плотность урока.
ИКТ на данном уроке используется как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации деятельностного подхода в обучении. Подготовленные учениками при помощи компьютера презентации к уроку позволили разнообразить методические приемы на уроке и уплотнили материал и время и привлекли внимание детей. Использование ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. Важно, что при общей продолжительности урока продолжительность работы учащихся с компьютером не превышает санитарно-гигиенических норм.
Рассматриваемый урок представляет собой полностью отчуждаемый продукт, который может использовать любой другой учитель "как есть", без дополнительной специальной подготовки. В этом есть методическая ценность данного урока. Вместе с тем в план урока можно легко внести требуемые изменения так, чтобы не разрушить целостность представленной разработки.