Сценарий заседания педагогического совета

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 города Смоленска















Сценарий педагогического совета

«АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ УВП»

Разработчик сценария: зам. директора по УВР С.В. Макаренкова
























г. Смоленск
2015 г.


Педагогический совет проводился в форме групповой работы на основе элементов интерактивного обучения.
Для работы во время педсовета коллектив учителей был разделен на несколько групп.


«Активные и интерактивные формы работы с участниками УВП»

Вступление. Формулирование цели педагогического совета.

Закончилась 2-ая четверть и 1-ое полугодие.
Обращение к педагогическому коллективу:
- Какие у вас впечатления по окончании очередной учебной четверти? Какими вы видите ваших учеников, каково их отношение к учебе, качество полученных ими знаний?
(Очень часто можно слышать от учителей
высказывания: «Ничего не хотят», «Ничего
не учат», «Не хотят ничего делать» и т.п.)
Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.
Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.
Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.
К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».
Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе-ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:
«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»
Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».
Современная наука доказала, что в традиционной форме большинство современных детей учиться не могут. Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.
Цель педагогического совета следующая: мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций.
Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
Поэтому, тема педсовета звучит так: «Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования».

Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета.
Наша работа сегодня будет построена в виде групповой работы.
(Входя в аудиторию, каждый учитель вытянул
карточку с символом, соответствущим
определенной группе.)
Формулирование понятия интерактивного обучения.
Задание группам: Обсудите и постарайтесь сформулировать определение понятия
интерактивное обучение – это
Запишите ваше определение на отдельном листе.
(Группы работают в течение 2 минут,
сформулированное определение оставляют
у себя).
Сравнение принципов традиционного и интерактивного обучения.
Группам предъявляется текстовый теоретический материал.
Задание: Изучите материал статьи и представьте текстовую информацию в виде краткой таблицы, содержащей основные критерии и понятия.
Материал статьи:
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии учитель «...является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся. В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии - это позиция пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.
Интерактивное обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...» Смена позиций учащегося и педагога в результате использования методов активного обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса.
(На выполнение задания отводится 5-7 минут
После того, как задание выполнено, группам
предлагается продемонстрировать результат
с помощью документ-камеры. Возможны
комментарии учителей.)
Дополнение:
Основные принципы интерактивного обучения:
В основе традиционного обучения лежит монолог учителя. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного процесса, как нами уже было отмечено, строится обычно по инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Такой способ коммуникации позволяет педагогу за короткий промежуток времени передать достаточно большой объем материала, получая обратную связь в виде ответов учащихся. В. Ф. Шаталовым и его коллегами было подсчитано, что средняя продолжительность активного говорения каждого учащегося в течение шести уроков - две минуты. Всего лишь столько времени ему отводится для того, чтобы только рассказать подготовленный на протяжении нескольких часов дома, в библиотеке учебный материал.
Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели:


Ученик

Педагог Ученик

Ученик
В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.
В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:
1. Принцип проблемности
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.
2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов.
3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей учащихся.
4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.


Организация интерактивного обучения в учебном процессе. Определение форм и методов интерактивного обучения.
Задание группам:
Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения.
- диктанты,
- творческие задания,
- работа в малых группах,
- ролевые игры,
- устный фронтальный опрос,
- деловые игры,
- экскурсии,
- проектная деятельность,
- письменный опрос,
- соревнования,
- лабораторные работы,
- разминки,
- проблемное изложение,
- лекции,
- прием «Ученик в роли учителя»,
- дискуссии,
- объяснение с элементами иллюстрации,
- дебаты,
- круглый стол,
- тестирование.

Выше перечислены самые распространенные формы и методы обучения, многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

- Как вы думаете, принцип соревнования относится к традиционному или интерактивному обучению?

Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Но, если он всегда оказывается хуже, если всегда первым становится кто-то другой, возможен ли в такой ситуации процесс учения? В стратегии интерактивного обучения взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты».

Мастер-класс Ивановой И.В. «УУД. Виды и характеристики УУД».

Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения.

Задание:
Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса?
Какие риски могут ожидать нас?
(Группы обсуждают вопросы в течение
1-2 минут. Обмен мнениями с коллегами.)

Эффекты
Риски

1. Эффективное усвоение знаний.
1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция)

2. Снижение утомляемости.
2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.

3. Повышение учебной мотивации
3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).

4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.
4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.


6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.


7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.


8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».



Место традиционных и интерактивных методов хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов.
Если следовать разработанной Б.Блумом таксономии, то знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) – высшего порядка.

СРАВНЕНИЕ

СИНТЕЗ

АНАЛИЗ

ПРИМЕНЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ

ЗНАНИЕ

Способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Кроме того, методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).




Подведение итогов. Выводы.
Задание:
Предлагаю вновь вернуться к определению понятия интерактивного обучения, которое коллеги записали в начале педагогического совета. У участников групп есть возможность откорректировать определение и на основании изученной в течение педсовета информации сделать определение более точным и конкретным.
(Группы корректируют определение).
Интерактивное обучение – это
От англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание.
Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.
Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.
Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:
«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»
и слова В.А.Сухомлинского:
«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Получение обратной связи.
Задание: закончите предложения:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
мне захотелось

15